Кто такой Алексей Серебряков и что он сказал?
К счастью, многие в нашей стране остаются в стороне от этой «острой» повестки. Для них поясним, что это вполне взрослый (53 года) и состоявшийся российский и советский актёр, народный артист России. Перечень фильмов, в которых он снимался, исчисляется десятками. Из наиболее известных можно упомянуть «Вечный зов» (снимался в детстве), «9-ю роту», «Левиафан», «Груз 200», «Легенду о Коловрате» и различные телесериалы - например, «Доктор Рихтер» и «Метод». Несколько лет назад Серебряков вместе с семьёй эмигрировал в Канаду, однако регулярно приезжает в Россию на съёмки.
Обычная история, ничем особо не замечательный и не примечательный персонаж. Всё шло тихо и мирно, пока 20 февраля 2018 года на Youtube не появилось интервью актёра видеоблогеру Юрию Дудю. В этой беседе Алексей Серебряков заявил, что «ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство» до сих пор «не являются прерогативой национальной идеи». Вместо этого «национальной идеей России являются сила, наглость и хамство».
Эти слова вызвали бурю эмоций во всех пластах нашего многослойного общества. Патриоты оскорбились, либералы в ответ тут же произвели Серебрякова в глашатаи правды и разглядели в его высказываниях неизбывную боль за Россию. Мудрецы, предпочитающие парить над эмоциями, призывают не обращать внимания - мало ли что может брякнуть не подумав любой из нас. Въедливые гуманитарии, напротив, решили поискать между строк тайные смыслы. Например, «Литературная газета» отвела под обсуждение этого эпизода целую полосу в свежем номере. Литераторы и филологи ломают голову: «Что хотел сказать Серебряков?»
Тут бы горе-актёру сослаться на косноязычие, извиниться - да и дело с концом. Тем более, что фразы его и правда корявы: и наглость не может быть идеей, как и хамство, и сложное слово «прерогатива» (привилегия, право - profiok.com) он использовал не к месту. Казалось бы, художник, тонкая натура, должен чувствовать, что кого-то сильно и больно задел.
Но, как учила нас Анна Ахматова, благовоспитанный человек никогда никого не обидит по неловкости, то есть случайно. Иными словами, извинений не будет: Серебряков произнёс ровно то, что и хотел. «Какие непонимания? - удивился артист в разговоре с RT. - Я просто дал интервью. Что сказал, то и сказал».
Всплеск внимания к собственной персоне Серебрякову, похоже, нравится. Даже если это побочный эффект, а не основная цель. На днях в сети появилась публикация телеканала «Настоящее время» (это филиал «Радио Свобода», признанный в РФ иностранным агентом). Прохаживаясь по берегу моря в компании режиссёров Виталия Манского и Андрея Звягинцева, Серебряков посетовал, что на протяжении последних двадцати лет он наблюдает «бесконечное ухудшение человеческого материала» в России.
Почему высказывание Серебрякова вызвало такую бурную реакцию?
Казалось бы, кто такой этот Серебряков и почему вся страна несколько дней кряду обсуждает его высказывания?
«Я Лёху снимал в двух фильмах, он очень хороший артист, - рассказал режиссёр Владимир Бортко («60 минут» от 28.02.2018, дневной выпуск - profiok.com). - Но то, что он говорит, не свидетельствует о большом интеллекте. Слушать и комментировать это всерьёз не стоит».
Может быть, и не стоило бы, будь это высказывание единичным. Но, оказывается, и актёра Алексея Панина русский народ не устраивает - посмотрите, говорит, с какими рожами люди по улице ходят! Так и хочется Алексею Панину что-нибудь про зеркало ответить, правда?
Писатель Людмила Улицкая полагает, что за годы существования СССР наша нация существенно пострадала генетически: людей с определённым генотипом уничтожили или заставили уехать, а за это время расплодились «те, что бросаются зелёнкой» (непонятно только, как уцелела сама Улицкая, обладающая, видимо, суперценными генами - profiok.com). Отсюда мол, и агрессия, и бескультурье. Более того, Улицкая убеждена, что процесс продолжается, поскольку «конкурентоспособные дети» уезжают из России за границу.
Народная артистка России Лия Ахеджакова в разговоре с РБК заявила, что Серебряков «сказал правду». По её мнению, волна возмущения, поднявшаяся после заявлений актёра, объясняется... всё той же агрессией, о которой пишет Улицкая. «На него набросились, потому что надо накинуться и кусать-кусать-кусать! Рвать на части! Более подходящего на сегодняшний день, видимо, не было, - сказала Ахеджакова в эфире Национальной службы новостей. - Они кидаются на Лёшу, который не такой квасной патриот, как эти горлопаны, которые по ночам орут, какие все кругом враги, как нас все ненавидят, и как мы им всем можем повторить войну». Следом Ахеджакова перечислила других «интеллигентнейших» жертв, которые «не молчат и не боятся». Обратите внимание: опять проводится чёткая граница между «горлопанами» и «интеллигентами», то есть между утончёнными людьми со светлыми лицами и быдлом, хамами и наглецами.
«Художница Зинаида Серебрякова до революции много писала крестьянок. Выражение лиц, грубые, даже олигофренические черты лица народа схвачены очень метко. Посмотришь на крестьянские лица - и думаешь: да, быстро валить из этой страны. Сейчас запощу отдельно пару крестьянских портретов. Посмотрите на крестьянских девочек, вглядитесь в личики», - делится впечатлениями от выставки в Третьяковке светская львица Божена Рынска, решительно дистанцируясь от олигофренов (правда, эти лица, на которых, кстати, нет ни грамма косметики, выглядят куда более одухотворёнными, чем у самой львицы, «высококачественные» гены которой, вероятно, берут начало не иначе как в самой Франции - profiok.com).
Может быть, и правда не стоит обращать внимания на этих странных персонажей, так неоригинально выдающих в эфир проекцию своего внутреннего мира? Поморщиться брезгливо, да и отойти в сторонку. В конце концов, это просто слова, которые можно списать на глупость или маразм. Но всё гораздо сложнее.
Евгений Евтушенко очень точно высказался: «Поэт в России - больше чем поэт». Стоит высказаться любому из художников, артистов, писателей - и их высказывания получают резонанс в обществе. Публичный человек для российских граждан - не просто «говорящая голова», и если его слова попадают в эфир, они имеют значение и встраиваются в общую картину. Брякнул Лоза что-то про Крым - и нам неприятно, потому что мы, к сожалению, пока ещё помним, кто такой Лоза. Или знаем тех, кто помнит.
Публично произнесённое слово перестаёт быть «просто словом». Раскрытие вслух своей позиции - это действие, и, как всякое действие, оно имеет цель. По мнению политолога Дмитрия Куликова («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 22.02.2018 - profiok.com), Серебряков с помощью своих высказываний преследует вполне определённую цель: «он ставит себя вне общности, которую представляет собой российский народ. Он говорит тем, кто вне этой общности: я с вами, а не с ними, я ваш, буржуинский».
«Менталитет россиян остался прежним. Это менталитет обмана, лжи и отрицания. Россия - это страна, где уже давно нет стыда и морали. Мне стыдно, что я являюсь русским», - эти слова предателя и информатора WADA Григория Родченкова цитирует Deutschlandfunk. Ничего не напоминает?
Надо сказать, методика работает. Вот, скажем, Лия Ахеджакова утверждает, что ничего не говорила «Эху Москвы» о своём отвращении к российским хоккеистам, а интервью ходит себе по интернету, несмотря на все опровержения. Многие верят. Видимо, стоит пару раз во всеуслышание сказать «глупость» про свою страну - и ты в топе надолго, если не на всю жизнь.
Скажете, каждый имеет право на своё мнение? И уж тем более - на глупость? Конечно, имеет, если глупость эта озвучивается приватно, а не с высокой трибуны. А если «глупость» попала в СМИ - это уже то самое «слово - не воробей», за которое стоило бы нести ответственность. Только вот в нашей стране царит свобода слова, а значит - расцветают пышным цветом широта взглядов и разнообразие мнений.
Тем временем открываются одно за другим «окна Овертона», только успевай отмечать, как незаметно происходит смена предмета дискурса. Только что, вроде, обсуждали, можно ли оскорбить одним махом всю нацию - и вот уже, глядите, вопрос в том, может ли талантливый и перспективный актёр иметь своё мнение. За которое, возможно, кто-то когда-то и заплатит. Если звёзды «зажигают», в том числе говорят «глупости», значит, это кому-нибудь нужно?
Вот и распространяется поветрие среди артистов-мучеников - прямо как французская болезнь. Совсем обалдели же! Что это за зараза-забава такая, «присущая культурному слою», - мазать грязью свою страну? Впрочем, простое дело: поливаем Родину помоями - и не страшна маленькая пенсия-зарплата! Учитесь, господа хлеборобы и сталевары, а также бабушки и дедушки, которым пора уже покинуть этот мир, чтобы не мешать негодяям своими воспоминаниями. Ведь память - лучшая защита от поклёпа.
А народ слушает и удивляется. Как можно сказать такие слова нации, которая спасла мир от фашизма? Как можно упрекать в отсутствии тяги к знаниям народ с богатейшей культурой и высокими технологиями?
Пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова спросили, как Кремль относится к позиции Серебрякова. «Кремль не относится к его позиции», - прозвучал гениальный ответ. Может быть, и правильно, ибо на стороне добра маразма тоже хватает. Кто-то из депутатов Госдумы предложил, например, прекратить снимать в фильмах с госфинансированием актёров, допускающих антироссийские высказывания. Глупость, конечно: в нашей стране разрешено всё, что не запрещено законом.
Но справедливость рано или поздно восторжествует. «Патриотизм - это отношение к себе, - считает народный артист России, режиссёр Карен Шахназаров. - Для меня моя Родина лучше всех, я часть этого мира». По словам Шахназарова, патриотизм напрямую зависит от чувства собственного достоинства. Поэтому к персонажу, поносящему Родину, формируется соответствующее отношение. «Для меня этот человек не существует», - заключил Шахназаров. Всё так и есть. К сожалению, уже от многих некогда любимых народных артистов, превратившихся в антинародных, начинает едва ли не физиологически тошнить. Как бы не вышло так, что Серебрякову и его коллегам по убеждениям, будет негде и незачем сниматься.
Не путать с Лермонтовым!
Писатель и историк Игорь Волгин ставит Серебрякова в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым и Чаадаевым. Всё это, мол, частное мнение, выражающее активную гражданскую позицию «тоскующую любовь к России». Это, мол, боль за Родину, а вовсе не попытка её очернить. Художникам это присуще, они тонко чувствуют и часто выполняют роль оппозиционеров.
Действительно, великие художники болели за свою страну всей душой. Поэтому знаменитое пушкинское «Чёрт догадал меня родиться в России с душою и талантом!», написанное, заметим, в письме жене, а не народу, мы поэту с лёгкостью прощаем. Мы и сами знаем, что не в раю живём. Про лермонтовскую «немытую Россию» президент уже не раз с высокой трибуны подробно объяснял, не будем повторяться. Лермонтов - не диссидент, он воевал за Россию на Кавказе, какие вопросы? Чаадаев считал, что не стоит любить свою страну «с закрытыми глазами и запертыми устами». Так никто и не ставит под сомнение пользу критики. Но критики, а не оскорблений! К тому же критики уместной и своевременной.
Рассказывают, что западные журналисты как-то спросили Высоцкого о его отношении к советским властям. Ответ был таким: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать их я буду не с вами».
Стыдно становится за наших современников, по собственному желанию примеряющих на себя ведущие роли в «культурном слое». А культурный слой этот, увы, за рядом счастливых исключений, состоит давно уже не из Высоцких. Тем более - не из Пушкиных и Лермонтовых.
Ситуация с Серебряковым и прочими - другая. Они намеренно хамят и выбирают вполне определённый тон, чтобы быть замеченными. Талантливый артист, говорите? Вот и не стоит выходить за пределы своих компетенций и лезть в политику, устраивая вокруг себя дешёвый водевиль. А с Лермонтовым мы сами разберёмся. Да и кому придёт в голову обижаться на Лермонтова?
ЦЭРС ИНЭС