В мире прорывного хайтеха за последние дни появилась целая пачка новостей, касающихся великого инноватора современности Илона Маска и заслуживающих рассмотрения в комплексе. А именно:
- "Тесла" обвинена в краже наработок в области электрического тягача;
Если вы приготовились к обсуждению денег - то нет, речь идет несколько о другом.С деньгами-то как раз все просто - на этот случай у верующих в "магию хай-тека" есть заготовленные заклинания вида: "А ну и что, что убытки, - главное, что Маск нас двигает вперед. Он нас развивает, а мы сидим да наблюдаем, обновляя сайты с новостями про то, как он за нас самих нас продвигает. И вообще, это не убытки, а исключительно капвложения. Миллиард убытков - хорошо, этот миллиард в будущее вложен, без вариантов. Десять миллиардов - о, еще лучше, десять миллиардов в будущее вложено. И что с того, что ни один параметр итогового продукта не соответствует обещанному. Но ведь что-то же там работает - так? А значит, доделают. А значит, сидим и ждем. Мы привыкли обновлять ПО на планшете и телефоне, а значит, и у машин, самолетов, станков и реакторов все точно так же".
Эта защита поклонников Маска от реальности очень устойчива.
Но давайте отойдем от вопроса денег и поговорим про прорывы.
И тут оказывается что-то странное.
Так,
компания "Тесла" за скоро уж как полуторадесятилетнюю историю
разработала примерно ноль прорывных технологий. Рост пробега у более
новых Model S обеспечивается линейным ростом объема батарей - до той
степени, что последняя весит почти 2,5 тонны - как микроавтобус.
"Теслой" не создано ни батарей с превосходящими относительно имеющихся
на рынке характеристиками (элементарно - батареи, которые при прочих
равных условиях имеют хотя бы на десять процентов более высокую
плотность хранения энергии, смели бы с рынка все другие производители
электротранспорта), ни двигателей с хоть каким-то прорывным - черт
с ним, с прорывным, хотя бы на измеримое число процентов лучшим
параметром. Хоть одним. На данный момент о выпуске электрокаров
или гибридов заявила масса производителей - от Jaguar до BMW, при этом
все они показывают параметры не хуже, а то и лучше "Теслы". И ни один
из них не базируется на технологиях, разработанных "Теслой", а также
не покупает комплектующие у "Теслы". Патенты у "Теслы" есть, да вот
загвоздка - от патентования затейливого дизайна отдельных деталей,
отличающегося от других, самопроизвольно не образуется
ни технологичность, ни прорыв в хай-теке. Патенты есть, спроса на них
нет, и при разработке своего решения ни один автопроизводитель их
не нарушает. Странная ситуация с точки зрения соответствия легенде,
согласно которой "десять с лишним лет одиночный производитель двигает
прогресс вперед, разрабатывая и создавая уникальное, штучное,
прорывное". Если все убытки "Теслы" за это время - суть строго вложения
в будущее, то где результаты? Можно ли купить патент на тесла-батарейки
или тесла-движки, обладающие измеримыми, постоянно улучшающимися
и прорывными характеристиками, - ну или хотя бы увидеть его?
Волшебная и наделавшая много шума тесловская "Гигафабрика", которая
с 2016 года якобы начала производить продукцию объемом, равным
"половине мирового объема батарей", сейчас, в середине 2018-го, тихо
выпала из новостей (хотя в реальности выход на мировой рынок даже
дополнительных пяти процентов объема батарей сильно бы его изменил).
Ситуация с уникальными прорывными технологиями уникальных прорывных
батарей - аналогичная "Тесле". Их нет.
Черепица со встроенными фотоэлементами, вырабатывающая электричество и стоящая, по словам Маска, за квадратный метр дешевле обычной, так же перевернула мировую строительную отрасль. В том смысле, что этого переворота тоже никто не заметил. А ведь банальная замена обычной черепицы на такую - даже если не подключать к электросети - уже должна быть очевидной выгодой. Уникальные прорывные технологии уникальной черепицы и солнечные элементы с особенно высоким КПД - в том же состоянии, что и в предыдущих случаях.
© AP Photo / Jeff ChiuРабочие на заводе Tesla в Фримонте, Калифорния
Ситуация с настенной батарейкой Powerwall (которая должна была и экономить электричество, и даже торговать им на бирже, покупая дешевую энергию ночью и продавая обратно в сеть дорогую днем, стоить три тысячи долларов и обеспечивать потребности индивидуального дома) также с момента объявления - конец апреля 2015-го, более трех лет тому назад - как-то затихла. Жаль: я лично любил читать на юмористических сайтах "про хай-тек" комментарии ребят, которые собирались продать родительскую квартиру, накупить батареек и лежать на диване, посмеиваясь и глядя в мобильное приложение, где на счет деньги капают. С прорывными технологиями относительно настенной батарейки - ситуация та же, что и выше.
© AP Photo / Damian DovarganesГенеральный директор SpaceX Илон Маск
Компания SpaceX, которая создавалась для удешевления запусков в космос и, предположительно, должна была продвигать "огромное число прорывных стартапов", тихо замяв вопросы про "а почем все же обходится шоу с посадкой ступеней и почему вы их производите в том же количестве, что и раньше, если действительно повторно используете те, которые вернули?", вышла на ценник в 150+ миллионов долларов США за запуск и работает на ниве бюджета НАСА. Стартовало все, напомню, с утверждения "возвращаемая ступень снизит ценник на запуски в разы, а то и на порядок", а также "частный космос уничтожит "Роскосмос".
Где прорывные технологии, которые должны были выглядеть как ощутимое, прорывное удешевление, - смотри выше.
Список можно продолжать и далее - от всемирного бесплатного гигабитного интернета до тоннелей для машин, где машины будут возить специальные тележки. Но и там, в прочих областях "маскономики", все так же - разве что обсуждение (с серьезными лицами) меню марсианской ракеты, ведущееся на специальных ресурсах, способно затронуть даже самые черствые сердца.
...И вот что тут главное. Получается - если отбросить вопрос денег и не существующих в реальности прорывов - совершенно неприглядная картинка.
Легенда, в которой "святой белый человек несет нас, неразумных и априори неспособных к развитию, в светлый мир - поэтому давайте тихо сидеть и ждать, все равно мы не сравнимы с ним по возможностям", оказывается всего лишь одной из схем "навязанной беспомощности".
© AP Photo / Refugio Ruiz
Глава SpaceX Илон Маск рассказывает о планах по колонизации Марса во время Международной астронавтической конференции в Мексике
В каком-то смысле эта технология - супероружие. Она нужна, чтобы рядовой потребитель с восторженными глазами выключился из созидательного процесса и перешел в пассивно-ждущий. Все унавоживание дискурса мантрами "мы безнадежно отстали лет на 50-100" - это ковровая бомбардировка по тем, кто мог бы теоретически этот созидательный процесс осуществлять.
Мог бы, но зачем, если проще обновлять ленты новостей и следить за тем, какие чудеса постоянно творятся, успевай только охать.
Эти несостоявшиеся созидатели переходят в состояние пассивного ожидания чуда, обрастая мифами вместо знаний и образуя секту верующих в некий виртуальный хай-тек, который все время вот-вот наступает, а по факту - наглухо прихвачен болтами к линии горизонта.
Речь не о том, что настенная батарейка, зарабатывающая деньги, - чушь. Это было понятно на моменте ее объявления. Речь о том, что есть люди, которые три года ее прождали и продолжают ждать. Потому что белый господин в пробковом шлеме в их сознании несет их, неразумных, к ослепительным вершинам прогресса - и надо лишь подождать еще немного.
Сотворенный же ими кумир в ответ на просьбу пояснить, почему же убытки все больше и больше, на прошедшей на днях пресс-конференции просто убежал от проблемы, сказав, что вопрос глупый и ему скучно, чем поставил многоточие в этой сложной (в первую очередь с моральной стороны) ситуации.
Поставим его и мы.
Британский математик по фамилии Додсон, более известный как Льюис Кэррол, в юмористической манере описал этот подход к реальности, используя вымышленные фигуры Безумного Шляпника и Мартовского Зайца, бесконечно пьющих чай за бесконечным столом. Этим героям хотелось обмануть время.
Время, однако, имело на это свою точку зрения.
Источник