Vzglyad.az представляет вниманию своих читателей интервью с известным российским политологом Дмитрием Евстафьевым.
- На днях Еврокомиссия обнародовала «дорожную карту» по
расширению Евросоюза за счет Балканских стран. В чем заключается суть
новой стратегии ЕС на Балканах?
- Вы правы, называя эту стратегию «новой». Ранее Евросоюз рассматривал
Балканы в качестве глубоко второстепенного региона, в котором процессы
евроинтеграции и экономического поглощения со стороны Европы (прежде
всего, Германии и Франции) будут идти «сами собой». Балканы, особенно
после включения в ЕС Словении и Хорватии (в 2013 году) рассматривались,
как политически неприоритетный регион. Теперь ситуация изменилась. ЕС
перешел к существенно более активному продвижению своих интересов.
Внешне кажется, что главная цель заявлений Юнкера, - чисто
пропагандистская, из серии make EU great again, демонстрируя
привлекательность Евросоюза. Тем более что сама по себе «дорожная
карта», - документ, скорее, формально-декларативный и бюрократический,
нежели операционный. Однако, не исключено, что дело несколько глубже.
В ЕС многие выражают большую обеспокоенность процессами, которые
происходят на Балканах. Конечно, это в основном связано с выявившимся
сравнительно высоким - и растущим влиянием России в регионе, но также и с
рядом других более сложных факторов. Конечно, на поверхности лежит
именно «российский фактор». Он же в наибольшей степени акцентируется в
пропаганде, хотя реальное влияние Москвы в регионе существенно меньше,
чем это рисуется и гораздо меньше, чем это требовалось бы с точки зрения
российских экономических интересов.
Но в не меньшей, а, думаю, и в большей степени, Евросоюз обеспокоен
усилением влияния радикальных исламистов в регионе, криминальных
сообществ, а также - Турции. Последний фактор тщательно скрывается, но,
думается, ситуация вполне прозрачна - ключевым конкурентом ЕС за влияние
в регионе и за контроль ключевых экономических ресурсов в регионе
является не Россия, а именно Турция. Причем Турция является
стратегическим, если хотите, - геополитическим бенефициаром тех проектов
на Балканах, которые экономически реализуются Россией. Рукой Москвы
просто легко пугать европейских обывателей и политикой, но постепенное
проникновение Эрдогана в регион за пределы Боснии и Герцеговины и
Македонии, где влияние Турции традиционно, пугает евробюрократов
по-настоящему. Все-таки, Балканы, - это Европа, причем не только
политически и формально, но и экономически.
- Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что Сербия и
Черногория могут стать членом Европейского союза к 2025 году. Насколько
перспективен сценарий вступления этих двух стран в ЕС к этому году?
- Думаю, что такой сценарий вполне возможен, хотя сроки выглядят,
кажется, слишком оптимистично. Вокруг вопроса о членстве в ЕС Сербии и
Черногории (хотя подозреваю, что принимать их в ЕС все же придется по
отдельности) сходятся несколько политических линий, которые стимулируют
процесс, и почти ни одной экономической, которые этот процесс осложняют.
С одной стороны, в пользу формированного предоставления членства в ЕС
двум балканским странам говорят и необходимость поддерживать
еврооптимистические настроения на плаву, демонстрируя, что вопрос о
расширении Евросоюза, то есть, «зоны экономического благоденствия» не
закрыт.
В этом же направлении толкает и потребность усилить позиции именно
«европейских» балканских стран перед неизбежным обсуждением вопросов о
принятии в ЕС Боснии и Герцеговины и Албании. В пользу положительного
решения руководство наднациональных органов ЕС действует и необходимость
политически реабилитироваться после звучного провала интеграционных
процессов с Турцией. С другой стороны, и Сербия, и, хотя и в меньшей
степени, Черногория являются экономически малопроблемными странами,
вступление которых в ЕС не вызовет никаких значимых экономических
потрясений. Скорее, даже, усилит ЕС. Это даже в теории не лежит на одной
полке с мыслями о евроинтеграции Украины.
- Наверняка, Сербию и другие страны ЕС примет в свои ряды на своих условиях...
- Да, ЕС готов принять в свои ряды эти страны, а особенно, - Сербию,
только и исключительно на своих условиях. Никакой «торговли» в данном
случае просто не предполагается. И главным пунктом требований ЕС, - это
даже не сворачивание отношений с Россией. Это как бы само собой
разумеющаяся вещь. Главный пункт - это признание Белградом независимости
Косово, что, если говорить прямо, - вполне логичное требование,
поскольку «независимость Косово», - это ключевой, если не единственный
удачный геополитический проект ЕС в сфере европейского переустройства.
Вполне логично, если вступая в ЕС, признавая себя частью той коалиции,
которая отделяла Косово от нее и которая создала в Косово определенный
режим власти, Сербия признает и легитимность и законность отделения от
себя этой территории. Нельзя принять только часть европейских правил. Ты
либо принимаешь их все, либо не принимаешь.
Собственно, план ускоренного членства в ЕС для Сербии, который
анонсировал Юнкер, - это настолько очевидный инструмент подтолкнуть
Белград к принятию «нужных», а я бы сказал, - неизбежных при нынешней
модели развития Сербии, решений, что это почти и не скрывается.
Анар Мусаев