В год столетия Царской Голгофы газета продолжает публикацию статей, касающихся событий и трагических последствий насильственной смены правления в России 2(15) марта 1917 г. В этой связи растет интерес ее читателей и к будущему нашей Отчизны, к возможности в перспективе вернуться к государственному устройству, основу которого составляет многовековая монархическая традиция. С вопросом о том, является ли такой поворот событий обоснованным с точки зрения действующего в нынешней России законодательства, редакция обратилась к двум известным ученым, к доктору юридический наук, профессору М.Н. Кузнецову и к его коллеге, кандидату юридических наук и кандидату исторических наук Г.П. Шайряну. Они уже не раз высказывали на страницах нашей газеты свое мнение по вопросам правовой природы царской власти российского монарха и порядка ее наследования, обращая внимание на бездоказательность утверждения об отречении Императора Николая II от Престола.
Мнения о том,
какой была религиозная, историческая и юридическая основа монархии в
России, и какой она может быть в случае ее восстановления, как и способы
ее фактического установления и легализации сильно отличаются в
зависимости от политических убеждений и степени духовного роста ее
почитателей. Сам вопрос о том, может ли такое случиться, и если случится
то когда и при каких условиях, дебатируется все активнее, очевидно, по
мере того, что ожидания русского народа и всех больших и малых народов
России на установление государственного курса, обеспечивающего
благоприятное разрешение внутриполитических и внутриэкономических
проблем с течением времени не оправдываются.
Народный взгляд
невольно обращается к великой истории нашей Родины, стремясь найти в
тысячелетнем опыте российской государственности выход из сложившего
положения. Часть патриотически настроенного населения, особенно среди
воцерковленных мирян и чуждого духу либерализма православного
духовенства уверена, что ради восстановления преемственности в
управлении государством возврат к традиционной для России монархической
форме правления будет наилучшем вариантом.
О гипотетической
возможности установления монархии можно прочесть многочисленные
публикации в интернете, поучаствовать в дискуссиях на телеканале «Спас» в
программе «Следы Империи». К этой тематике стали все больше обращаться
авторитетные ученые, высокопоставленные чиновники, политики и
публицисты. Впрочем, немногие из них расценивают такой поворот событий
как реально осуществимый в ближайшее время, но видят в монархической
форме правления настоятельную необходимость. Примером в этом отношении
может служить утверждение главы Республики Крым С.В. Аксенова. В 2017 г.
во время эфира телеканала «Первый Крымский», он заявил следующее:
«Когда нет единоначалия, наступает коллективная безответственность.
Поэтому когда у страны есть внешние вызовы, очаги сопротивления внешние,
необходимо принимать в этой части более жесткие меры... Сегодня, на мой
взгляд, России нужна монархия»<...>.
После ряда
выступлений православных иерархов, стотысячного крестного хода,
посвященного столетию Царской Голгофы, который возглавил Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл, вектор общественного отношения не только к
убийству Государя Императора Николая II и Его Августейшей Семьи, но и к
монархии как к исторически сложившийся форме правления в России,
создавшей могучую российскую государственность, заметно изменился.
События на Украине, связанные с неканоническими действиями патриарха
Варфоломея, еще раз показали, что в отсутствие традиционной для
исторической России «симфонии властей», когда Русская Православная
Церковь ни юридически ни фактически не отделена от государства и
действует в рамках монархии под эгидой царствующего самодержца и
Помазанника Божьего, разрешить сложный конфессиональный конфликт,
значительно труднее.
Понятно, что переоценивать монархические
настроения и потребность к возврату дореволюционного государственного
устройства в современном российском обществе не стоит. О широкой
поддержке монархической идеи говорить не приходится, но и сбросить со
счетов набирающие силу попытки обратить внимание на традиционную для
России единоличную форму правления во главе с царствующим монархом,
становиться все более трудным делом.
Конституционное право народа на восстановление монархии в России
Право на легитимную, ненасильственную смену государственного строя в
действующем российском законодательстве существует. Конституция РФ
признает идеологическое разнообразие, что означает свободу политических
убеждений и право на деятельность монархических организаций. Запрет
распространяется лишь на смену государственного строя силовым способом,
принудительно. Об этом прямо указывается в силу пункта 5 статьи 13
Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни».
Таким образом, законным способом
восстановления царской власти в России является мирный путь достижений
коллективной договоренности при всенародной поддержке монархической
идеи, поскольку в силу пункта 2 статьи 3 Конституции РФ народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Как установлено
пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением
власти народа являются референдум и свободные выборы. Иначе говоря,
механизм смены формы правления устанавливается законом двумя путями.
Учитывая общегосударственную важность вопроса, наиболее легитимным
способом выражения воли народа в этом случае является референдум
<...>.
Правом участия в референдуме РФ обладает каждый
гражданин РФ, достигший на день его проведения 18 лет и обладающий
активным избирательным правом. Федеральный конституционный закон «О
референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» гарантирует это право и устанавливает общие с
выборами принципиальные основы организации и проведения референдума.
Закрепляется свобода участия в референдуме, добровольность и тайность
голосования, всеобщее, равное и прямое избирательное право, обладание
каждым участником референдума одним голосом, гласность и участие
общественности при проведении голосования и подсчете голосов. Порядок
организации и проведения референдума во многом совпадает с порядком
организации и проведения соответствующих выборов <...>.
Механизм назначения и проведения референдума сильно регламентирован,
хотя право на постановку вопроса о смене государственного строя не
запрещает, но и прямо не предусматривает. То есть, оставляет выбор за
непосредственным выражением воли народа. Таким образом, законным
результатом такого референдума может быть решение о необходимости смены
существующей формы правления на монархическую. То есть, в силу закона
требуется публично подтвержденное всенародное согласие на коренное
изменение государственного строя. Вопрос о выборе народом царя на
царствование, что было бы очевидным проявлением народовластия, с этим
вопросом связан лишь опосредованно. Выборов монархии в России никогда не
было, поскольку это в принципе неприемлемо, если речь идет о
легитимности Богоустановленной формы правления, что, говоря словами
первого русского самодержца Царя Ивана Васильевича, естественно
исключает «многомятежное человеческое хотение».
Спор о порядке восстановления монархии
Сегодня наиболее сформированные политико-правовые позиции по этому
вопросу занимают две группы монархистов: легитимисты и соборники. Друг
от друга они отличаются, прежде всего, тем, что по-разному представляют
себе реализацию права на смену формы правления и установление монархии в
России. Либо следует учесть порядок и условия российского
престолонаследия, которые были определены в Основных государственных
законах Российской Империи, либо пойти по пути избрания царствующей
особы на Всероссийский Престол. Легитимисты настаивают на безусловном, а
некоторые на частичном учете правил о наследовании Престола в связи с
изменившейся династической ситуацией после упразднения Российской
Империи. Соборники не исключают возможности отказа от поиска наследника
Престола в роде Романовых и выбора монарха как из числа ныне
здравствующих потомков Императора Николая II как последнецарствовавшего
Государя, так и любого другого достойного по их мнению кандидата, даже,
если он не связан наследственными узами с правившей династией. Есть и
третья группа. Это так называемые непредрешенцы, которые полагают, что
все будет зависеть от будущих условий. При этом они не отрицают, что
царская власть имеет в своей основе Божественное установление.
Прежде чем перейти к исследованию правовых суждений соборников и
легитимистов, необходимо оговориться, что и те и другие не совсем точно
понимают различие между легализацией государственной власти при
восстановлении и/или смены формы правления и ее легитимацией. Если
легализация государственной власти подразумевает провозглашение
правомерности ее установления, организации и деятельности, то
легитимация - это явление иного порядка. Как пишет по этому поводу В.Е.
Чиркин: «Легитимация может вовсе не иметь отношения к закону, а иногда и
противоречить ему. Это процесс... посредством которого государственная
власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее
правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие
стороны соответствия конкретной государственной власти установкам,
ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом».
Это определение по отношению к тем, кто именует себя легитимистами дает
возможность лучше понять их позицию и дать ей правовую оценку, поскольку
далеко не все из легитимистов вольно или невольно придерживаются закона
о престолонаследии, излишне свободно трактуя его в силу своих
политических интересов.
Если быть более точным в отношении
того, кого легитимистами называют в современном российском монархическом
движении, то это, прежде всего, сторонники восстановления династии
Романовых в лице потомков Великого князя Кирилла Владимировича.
Соборники прав Великого князя Кирилла Владимировича и его потомков на
наследование российского Престола не признают <...>.
Один
из представителей современного легитимизма и одновременно глава
канцелярии Российского Императорского Дома в изгнании А.Закатов
определяет основные взгляды легитимистов следующим образом. Приведем
несколько его цитат по этому вопросу, поскольку его позиция во многом
характерна для легитимистов в целом. «Великий Поместный Церковный и
Земский Собор 1613 года, - пишет А.Закатов в статье «О «большинстве»
соборников в монархическом движении, - принес обет верности Михаилу
Феодоровичу Романову и его потомкам «в роды и роды» (не оговаривая ни
пола, ни процента русской крови и не вводя каких бы то ни было иных
ограничений, кроме исповедания Православия). Поэтому в России не может
быть монархии без Династии Романовых. А кому конкретно из членов
Династии по мужской или по женской линии принадлежат права на ее
возглавление и, соответственно, на престол в случае его восстановления,
указывает четкий и стройный закон о престолонаследии, «не допускающий
никакого места выбору между несколькими лицами царственного Дома» (не
говоря уже о посторонних лицах, сколь бы ни были велики их таланты и
заслуги)». Продолжая свою мысль, он добавляет, что «В этом суть
легитимизма - подчинение воле Господней, принятие Государей, получающих
Верховную власть по Божию произволению, по праву рождения. А не по
«многомятежному человеческому хотению» (как выразился Царь Иоанн
Грозный) и не по греховному, «лукавому и прелюбодейному», как говорит
Спаситель, исканию знамения. Легитимисты четко понимают суть Царской
власти - ее Богоустановленную отеческо-материнскую суть. Нельзя выбирать
«царей», как нельзя выбирать родителей. И нельзя отвергнуть отца и
мать, даже если мы с ними не во всем согласны, даже если они
действительно в чем-то виноваты или заблуждаются. Поэтому, - делает он
вывод, - если у монархии есть будущее, то оно связано только с
легитимизмом, сколь бы малой ни была численность легитимистов на том или
ином этапе истории».
С общим тезисом А.Закатова о том, что у
монархии в России может быть будущее только с учетом правил о
династическом престолонаследии, вполне можно согласиться. Однако, этим
следует ограничиться, поскольку за верным в общем мнением стоит
неуместная апологетика исключительности прав династической линии
Великого князя Кирилла Владимировича и его нынешних потомков на
престолонаследие в роде Романовых. По мнению А.Закатова и его
соратников, «Законные Главы Династии... не «претендуют» на престол. Они
обладают на него ЗАКОННЫМ ПРАВОМ. Они хранят это ПРАВО и самим фактом
своего существования оберегают его от любых претендентов. А если народ
захочет возродить монархию, то они вступают на престол, реализуя
бесспорное ПРАВО и исполняя свой ДОЛГ». Не повторяя сказанного ранее по
этому вопросу, напомним лишь, что после убийства Царской Семьи и
расстрела Великих князей российское престолонаследие в силу Основных
законов Российской Империи перешло в женские линии
Императора-родоначальника и ближайшей к Престолу наследственной линией
стала линия великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II,
идущая от Их отца Императора Александра III.
Учитывая это
обстоятельство, вывод А.Закатова о том, что «если монархический принцип
окажется вновь востребованным народом России, то монархия будет только
легитимной, и на престол взойдет, без всяких выборов и прочих
политических комбинаций, законный Царь или законная Царица, обладающие
правами и наделенные обязанностями в силу Утвержденной Грамоты 1613
года, закона о престолонаследии 1797 года и актов Глав Дома Романовых в
изгнании, начиная с Государя Императора Кирилла Владимировича», выглядит
необоснованным. То есть, нарушающим тот самый принцип легитимности,
применения которого предусматривает соответствие выбранной правовой
позиции закону о престолонаследии, на который А.Закатов ссылается.
Позиция тех, кого именуют соборниками, в основном сводится к тому, что
выбор государя должен быть осуществлен на Земском соборе как основном
условии восстановления монархии в России. Степени следования
действовавшему на территории Российской Империи законодательству
придается второстепенное значение. Главное, чем придается исключительное
значение, заключается в условии о выборе царя Земским собором. В этом
состоит основное политико-правовое отличие соборников от легитимистов.
Далее варианты понимания, как духовной, так и правовой сторон этого
вопроса внутри соборников расходятся. Различия зависят от их
политических убеждений и связаны со взглядом на порядок «выбора царя» и
определения его персоны. Одни полагают, что выбор должен быть
осуществлен из числа лиц, принадлежащих к династии (Романовых,
Рюриковичей) как носителей царского генофонда. Другая часть соборников
отказывается принимать во внимание важнейшее условие, установленное в
Учреждении о Императорской Фамилии, а именно условие о Императорской
Крови, без которой Основные государственные законы Российской Империи не
признавали возникновения права на Престол. Вопрос о конкретизации
монархической формы правления также остается дискуссионным. Явным и
главным недостатком в позиции соборников является сама идея о праве
народа на выбор царя на Земском соборе, которая сводит на нет, понятие о
царской власти российского государя как Божественного установления, о
чем достаточно подробно изложено в Святом Писании и разъяснено многими
православными иерархами, включаю святителя Филарета с его «Христианским
учением о царской власти и об обязанностях верноподданных».
Условием для восприятия русского Престола является не избрание царя, а
то, что Утвержденные грамоты 1598 г. и 1613 г. называли «государственным
обиранием на русское царствие». Их исследование открывает перед нами
картину, которая не укладывается в понятие о выборе царя из
предложенного числа кандидатов путем голосования, которые осуществляют
выборщики, и подсчета большинства их голосов для определения выигравшего
тур выдвиженца. Избрание царя путем простого выбора за счет
арифметического суммирования большинства голосов, поданных в его
поддержку, было немыслимо. Этот путь, который особенно характерен для
сегодняшнего времени демократических перемен, не согласовывался с
представлениями русского глубоко религиозного средневекового
правосознания, отвергавшего идею народовластия.
Поиск царя шел
не по пути выбора определенного лица из числа кандидатов, выдвинутых их
сторонниками, а через отыскание того, кто отвечал бытовавшим в то время
представлениям о человеке, которого поставляет Бог. «Выборное начало, -
писал М.К. Дитерихс, поясняя разницу между обиранием и выбором царя, -
носит в себе все признаки человеческого, гражданского характера, почему и
выявляется, главным образом, в том, что выдвигаются те или иные, по
личным человеческим вопросам, кандидаты. Их баллотируют по политическим
настроениям, и получивший большинство голосов признается как избранный
народом. В нашем «единении мысли и утверждении в сердцах», основой всего
является человеческое, не политическое начало, уже потому, что единение
должно последовать полное и не в умах людей, не по политическим
расчетам, а в сердцах - в источнике духовных, Божеских импульсов
человеческого существа. Это явление высшего мистического порядка
проявляется при первоначальном избрании, как истинное чудо, в
исключительной обстановке и в исключительные времена, а не сухие выборы
обыденных условий разума, по законам, установленным самим человеком.
Наше «обирание» царя есть следствие религии, а гражданское «избрание»,
«выборы» - есть следствие политических условий и человеческих законов.
Поэтому при «обирании» начинают не с выставления кандидатов, а с
определения принципов, морально-религиозных и национальных свойств,
которым должен удовлетворять тот, на кого могло бы пасть избранничество и
Помазанничество Божье».
Обирание царя на Русское царствие,
которое нередко сводят к понятию обычных выборов, на самом деле,
существенным образом от них отличается не только своей духовной
природой, но и правовым смыслом. «Выборщики смотрят на избрание не как
на право свое, но как на просьбу к законному наследнику принять престол,
до того идея династического наследственного права пустила глубокие
корни в сознание народа», - уточнял понимание этого вопроса еще в конце
XIX в. известный российский юрист А.В. Романович-Славатинский.
Участники собора 1613 г. рассчитывали не на победу более активной
политической группы, а уповали на то, что Господь «да просветит ихъ
сердца, еже бы npocитi, кому прияти скипетръ Росийскаго царствия», быть
Государем и Помазанником Божием. При этом, условиями для поиска такой
особы можно найти в том же тексте Утвержденной грамоты. Поиск велся
среди православных христиан, что очевидно из порядка и смысла обращения к
единоверцам : «молив всемилостиваго Бога, и пречистую Богородицу i
всъхъ святыхъ усердно со слезами...». Из обращения ко всем сословиям для
прибытия на Собор «лутчихъ, крепких и разумных людей», видно, что пред
ними стояла задача указать: «по колку человъкъ пригоже, для земского
совету i для государского обиранья». Особо подчеркивалось, что царскую
власть должен получить русский по происхождению Государь, близкий к
угасшему царскому роду и при запрете вступления на Престол иностранцев и
лиц инославного вероисповедания. В результате, российский Престол занял
не видный политический деятель, не родовитый дворянин, а малоизвестный
тогда 16-ти летний Михаил Романов, но имевший боковую родственную связь с
по женской линии с последними царствовавшими Рюриковичами. Михаил
Фёдорович был старшим царским племянником, сыном старшего двоюродного
брата царя Фёдора Иоанновича, что для первых царей из рода Романовых
служило важным фактором легитимации.
В заключении следует
сказать следующее. Во-первых, - поиск лица, которое может воспринять
Царский Венец и занять Российский Престол, несомненно, связан с Божьей
волей и готовностью народа ее принять. Никакой политический и
юридический подход с применением современных выборных технологий, как бы
совершенны они ни были, в этом случае невозможен, поскольку приведет
лишь к вольному или невольному обману народных ожиданий. Одновременно,
следует констатировать тот очевидный факт, что сегодняшний уровень
монархического правосознания оставляет желать лучшего. Он пока еще
непригоден для практических шагов в направлении активного восстановления
традиционной формы правления в России, истоком которой было княжеское
единодержавие русских государей, прошедшее сложный путь своего развития,
и к середине XVI в. ставшее царским самодержавием. Однако, это лишь
временное состояние, которое медленно, но явно меняется.
Во-вторых, - традиция монархической власти не исчезла. Уже тысячу лет
Русский народ причащается Святых Христовых Таин, сберегая в своем сердце
неразрывную связь со Спасителем и удивительную чистоту национального
генофонда, сохраняет верность православию и его учению о Царской власти
как Богоугодного государственного учреждения во главе с Помазанником
Божьим, имеющим юридически неограниченную верховную самодержавную власть
и отвечающим за свои поступки только перед Создателем и Царем
царствующих. Все это вопреки длившемуся 250 лет азиатскому нашествию,
постоянной западноевропейской военной, политической и экономической
экспансии, не прекращающейся подрывной деятельности в области религии и
активного навязывания чуждого нам формально-секулярного понимания права,
лишенного справедливости. Все это, несмотря на внутренние нестроения,
вызванные насильственной сменой формы правления 2(15) марта 1917 г. и
последующим злодейским убийством Государя Императора и Его Августейшей
Семьи. Все это наперекор большевицким репрессиям, гонениям на Церковь и
нынешнему засилью либеральной инородной олигархии, всемерно губящей
историческую российскую государственность.
Уже по этой причине
монархия для России в ее конституционном варианте будет лишь ее
профанацией, входящей в непреодолимое противоречие с русским генетически
православным правосознанием, с русской идеей, с тем, что «русскому
народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед
лицом Божиим и самобытен среди всех других народов».
В-третьих,
- рассуждая о восстановлении монархии, следует также осознать, что
восстановить в России можно лишь самодержавную монархию и никак не
конституционную, которой в нашей Отчизне никогда не было. Серьезно
относиться к заявлениям о том, что изменения в Основных государственных
законах Российской Империи начала ХХ в. привели к установлению
конституционной монархии, можно только наслушавшись либерально
настроенных ученых и публицистов, принимающих желаемое за
действительное.
Ни духовная, ни правовая природа царской власти
российского монаха в результате смены законодательных формулировок,
предоставивших Государственному совету и Государственной думе
законосовещательную функцию, не изменились. Недаром Основные
государственные законы Российской Империи начинаются с формулировки
существа царской власти (ст. 4 ОГЗ 1906 г): «Императору Всероссийскому
принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не
только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». В этой краткой
формулировке царственного законодателя заложен глубокий смысл,
раскрывающий самобытный характер исторической русской государственности и
ориентир для ее будущего развития.
(В сокращении)
М.Н. Кузнецов,
доктор юридических наук, профессор
Г.П. Шайрян,
кандидат юридических наук,
кандидат исторических наук
Русь державная