В мире физическом мы видим: с одной стороны - красоту, а с другой -
безобразие. Красота - это чудные виды природы, зеленеющие луга,
благоухающие поля, стройные леса и т. п.; безобразие - нечистые места,
ужасные бездны, бесплодные пустыни. То же и в мире духовном: красота -
это добро; безобразие - порок, всякий грех. И кто не любит красоты
природы? Кто не старается все внешнее измерять именно этой красотой? Вот
пред тобою красивый сад с чудными цветами и скверное, нечистое место...
Куда ты пойдешь, чего пожелаешь, что доставит тебе удовольствие? Ясно:
благоухающий сад, который вызовет в душе твоей восторг, удивление,
наслаждение, а от нечистого места ты отвратишь свой взор, в сердце
испытаешь неприятное чувство. То же должно быть и в мире духовном. Добро
мы должны любить, к нему стремиться, его искать, а от порока, греха
бежать и удаляться. Но не так бывает в действительности. Мы едва
прикасаемся к добру и гораздо в большей мере погрязаем в грехе.
Посмотрите на жизнь нашу частную и общественную. Она подчас бывает
прямо-таки безобразна. Пьянство, разврат, курение табака, убийства,
ссоры, грабежи, всякого рода грубость, нахальство, дерзость переполняют
нашу жизнь, а в сердце у нас живет гнев, раздражительность,
злопамятство, зависть, ревность, неверие и всякое зло. И удивительно,
как человек не хочет пользоваться добром! Ведь в нем его блаженство,
утешение, духовное наслаждение.
Епископ Арсений
Возьмите, например, воздержание. Воздержный чувствует легкость во всем теле, пользуется здоровьем и бывает духовно свободным. А вот - пьяница, курящий табак, чревоугодник... У пьяницы все тело пропитано алкоголем, его всегда сосет червь, понуждающий непрестанно тянуться к пагубному вину; курящий никогда не дышит чистым, благоухающим, Богом созданным воздухом, ибо курение пропитывает все его жилище, всю его одежду, весь его организм; чревоугодник никогда не испытывает легкости в теле, ибо чревоугодие делает его грузным, тяжелым; пары подымаются из чрева его, волнуют кровь, ударяют в голову и производят страдания желудка. Кажется, что тут хорошего? А между тем сколько и пьющих, и курящих, и невоздержанных в пище и питии! Или вот - целомудрие. Это такое небесное сокровище, такой райский цветок, такое благоухающее миро, что должно бы человека всецело прельщать, а между тем мы опять больше тянемся в грязь плотскую. А что такое плотские грехи, пусть скажет совесть каждого: это отвратительные, растлевающие душу и тело состояния... Или вот - смирение. Как привлекательно, как умилительно, как очаровательно оно! В нем заключаются и скромность, и простота, и обходительность, и любезность, милосердие и доброта, в нем сокрыты благоразумие и духовная мудрость. Но не больше ли мы склонны к гордости, тщеславию, самолюбию и превозношению? А гордость - ведь это сатанинский грех, исчадие всякого греха. Гордый, напыщенный человек и сам непокоен; ибо вечно он бывает в возбуждении - то от гнева, то от злобы, то от зависти, то от обид и огорчений, и людям он невыносим и тяжел. Кто заставляет страдать ближних, обижает малых, слабых и простых, не входит в положение несчастных? Гордый. Кто осуждает, поносит, возбуждает против Бога, царя и добрых людей? Гордый. Кто производит смуты, ереси, расколы, секты? Все гордые люди. Что же это значит? Нравственной красотой мы не пользуемся, ее не ищем, к ней не стремимся, а порок, всякий грех и беззаконие обладает нами. Вы скажете: удобопреклонность ко греху делает все это? Да, и апостол Павел также мудрствует: Не понимаю, что делаю <...> Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. <...> В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7:15, 18, 19, 23).
Епископ Арсений (Жадановский), тюремное фото, 1937 год
Сильно мы влечемся ко греху. Как губка бывает пропитана водой, так мы всякою скверною. Но у нас есть Искупитель, Христос Спаситель, Восстановитель падшего Адама, Который даровал нам все, что потребно к нашему животу и благочестию (2 Пет. 1:3). Тот же апостол Павел говорит: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4:13). Постарайся воспользоваться всем, что тебе как христианину Господь даровал: поверуй в Господа, поведи трезвую, трудовую жизнь, будь покорным сыном Святой Церкви, чаще исповедуйся в своих грехах, с верой принимай Святые Таины - и ты духовно возродишься. Тогда тебе и на ум не пойдет пьянствовать, курить табак, развратничать, ты станешь все больше и больше приобретать вкус к нравственно-доброму, тебя будет пленять чистота жизни, смирение, милосердие, кротость, воздержание - словом, ты полюбишь нравственную красоту и возненавидишь грех.
Святитель Арсений (Жадановский)
Справка
Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии - последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле.
Родился в 1874 г. в Харьковской епархии в семье священника. Окончил Харьковское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию. В 1894 г. был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Принял постриг в 1899 г. и в том же году поступил в Московскую духовную академию. В 1902 г. рукоположен во иеромонаха. В 1903 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году - наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.
Архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии.
С назначением его на пост епископа сохранил связь с Чудовым монастырем, так как кроме пребывания в нем он сохранил и звание наместника.
8 июня 1914 г. в Алексиевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архимандрита Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии.
В 1918-1919 гг. проживал в Серафимо-Знаменском скиту. В декабре 1919 г. выехал в епархию в Серпухов. С 1927 г. переехал на жительство в г. Арзамас.
Перед арестом проживал в с. Котельниково Ухтомского р-на Московской области. Арестован 13 апреля 1937 г. Был обвинен в руководстве и организации «контрреволюционной организации нелегальной монархической организации церковников - последователей «ИПЦ».
Расстрелян на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 г.