Редакторская колонка портала profiok.com посвящена различным аспектам поиска национальной идеи. Существует ли она? Стоит ли её искать? Нужна ли нам идеология, поддерживающая эту идею?
Что сказал Путин о национальной идее?
«Я готовился к передаче и насчитал четыре утверждения Путина о том, что должно быть национальной идеей, - разводит руками глава Института региональных проектов Борис Надеждин. - В разные годы он говорил то о патриотизме, то о сбережении народа, то о конкурентоспособности». (См. «Право голоса» на ТВЦ от 15.03.2018 - profiok.com).
Позволим себе поправить уважаемого эксперта. Действительно, в феврале 2016 года на встрече с активом Клуба лидеров из уст Владимира Путина прозвучала фраза о том, что у нас «Нет и не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Однако далее глава государства развёрнуто прокомментировал эту мысль, в чём все желающие могут убедиться, ознакомившись со стенограммой на сайте Кремля. «Чиновники, бизнес, да и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. Это и есть национальная идея, - пояснил президент. - Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной. И чиновничество, и госаппарат, и бизнес - все должны быть более эффективными. И другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо, она есть».
На наш взгляд, мысль сформулирована предельно чётко: в фокусе внимания оказываются граждане, то есть жители страны, а всё, что происходит в стране, направлено на то, чтобы они жили лучше. При этом патриотизм - естественное для каждого человека чувство - из абстрактной любви к русским берёзкам превращается в нечто созидательное, в ежедневную деятельность во благо своей страны и её граждан. Чем не национальная идея? Кстати, именно эти установки были развёрнуты в послании президента Федеральному собранию: было там и про качество жизни, и про здоровье, и про демографию, и про достаток в семьях как показатель уровня развития страны.
Идея есть. Нужна ли идеология?
Всё бы хорошо, но находятся люди, которым в России всё не нравится - включая, разумеется, сам народ. Пару месяцев назад актёр Алексей Серебряков, например, заявил, что национальной идеей России являются сила, наглость и хамство. И вот уже СМИ захлестнула широкая дискуссия: может быть, пишут многие, человек правду-матку рубанул, переживая за Родину?
После развала Советского Союза коммунистическая идеология была уничтожена, а на её месте возник вакуум: идеологии, согласно Конституции, в нашей стране больше нет. Нет и цензуры: свобода слова позволяет вслух произносить всё, что приходит в голову, а лишённые цензуры СМИ молниеносно забивают этими перлами информационное пространство. Их можно понять: в условиях, когда ограничений нет, а трафик приносит реальные деньги, устоять перед искушением раздуть историю из каждого чоха, видимо, непросто.
Даже RT - СМИ, которое, казалось бы, должно было бы ориентироваться на государственные интересы, не отказывает себе в удовольствии собрать вожделенные клики. Десяток заголовков за полдня: «Макаревич считает, что россиян превращают в злобных дебилов», «Скляр оценил слова Макаревича о превращении россиян в «злобных дебилов», «Захарова о высказывании Макаревича» - и нет этому конца и края... Крайне огорчает, что СМИ видят инфоповод в каждом подобном эпизоде. Можно подумать, что им больше не о чем рассказать своим читателям. Вдвойне неприятно, что по мере засорения инфопространства этими «новостями» мы поневоле привыкаем к тому, что такого рода высказывания - повод для обсуждения, что в них можно видеть не только грязь, но и крупицы смысла.
Одновременно со стороны наших соседей по планете наблюдается невиданная активность. Осложняется внешнеполитическая ситуация, западные «партнёры» постоянно обвиняют Россию во всех смертных грехах. Причём часто их слова и действия выходят за рамки международного права.
На прошлой неделе популярный тележурналист Владимир Соловьёв выступил на заседании Совета Федерации в рамках «Времени эксперта». Он объяснил сенаторам, что угрозу со стороны США и стран Западной Европы не стоит представлять себе в виде возможной прямой военной интервенции. По словам Соловьёва, война давно уже идёт, но совсем другими методами. «Оппозиционное движение накачивается деньгами и оружием, потом включается информационная машина - и гражданам открывается весь «ужас» действующей власти, которая не хочет идти на демократические перемены. Дальше - смена власти и полное подчинение», - обрисовал Владимир Соловьёв сценарий, уже не раз опробованный США в ходе «оранжевых революций».
По словам Соловьёва, добившись военного и внешнеполитического суверенитета, наша страна пока не смогла обеспечить себе суверенитет идеологический. Идеология у нас запрещена - а значит, в нашем обществе нет институтов, отвечающих за формирование духовной общности граждан. Даже образование, смысл которого заключается в формировании образа человека, а не только в напичкивании его набором разных знаний, менее всего сфокусировано на воспитательных задачах.
«Государство не научилось себя защищать от нового страшного типа войны», - констатировал Владимир Соловьёв, добавив, что опираться следует на отношение граждан к своей стране, на осознание ими уровня ответственности за судьбу своей Родины. А пока у граждан нет иммунитета против информационных вбросов, фейков и пропаганды Госдепа, опираться, увы, не на что. «Главное поле сражений - души людей», - делает вывод Соловьёв. Выходит, идеология всё-таки нужна, и пора перестать этого стесняться.
Справедливость в качестве ориентира
С открытием информационных границ в общественное сознание хлынул поток новых ценностей. Части наших сограждан они оказались ближе традиционных. Но посмотрите вокруг: много ли ваших знакомых оценивает людей в терминах «успешный - неуспешный» или «свободный - несвободный»? А за пределами Москвы и других крупных городов? Многие ли недовольны жизнью в России настолько, что хотели бы уехать? По версии «Медузы», читатели видят идеальную Россию как страну, где узаконены браки между геями и лёгкие наркотики, а позиция по Крыму пересмотрена. Многие ли ваши близкие хотят жить в такой «идеальной» стране? «Нужен ли нам мир, в котором не будет России?» - поставил вопрос Владимир Путин в одном из недавних интервью. Результаты президентских выборов - на наш взгляд, представляют собой исчерпывающий ответ. Можно и не привязываться к выборам. Вот результаты опроса зрителей ТВЦ месячной давности: 73 процента положительно ответили на вопрос о том, хорошо ли им жить на Руси.
«Европейские ценности поддерживает небольшая часть нашего общества, процентов двадцать, - считает проректор Государственной академии музыки имени Гнесиных Дина Кирнарская. - Остальные восемьдесят процентов - не против свободы и успешности, просто они за другое - они за справедливость, а главная ценность для нас - человеческие отношения, добро, душа. У нашего народа одна душа, мы привыкли жить во взаимопомощи, поэтому не принимаем общество, в котором одни отдыхают в Куршевеле, а другие не могут найти денег на лечение детей». (См. «Право голоса» на ТВЦ от 15.03.2018 - profiok.com).
Об этом же на днях сказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступившая против исключения из Стратегии национальной политики понятий «духовная общность российского народа» и «единый цивилизационный код». «Мы считаем, что ни в коем случае нельзя исключать из Стратегии национальной политики понятие единого культурного цивилизационного кода, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости», - подчеркнула депутат, добавив, российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ.
По мнению Владимира Соловьёва, из-за беспрецедентной атаки на нашу страну нас ждут «тяжелейшие шесть лет». Для того, чтобы выстоять, государству нужно выработать иммунитет от этих атак, а иммунитет этот заключается в том, что власть должна слышать народ, а народ - верить, что он может ожидать справедливости каждый раз, когда она ему нужна.
«Народ должен верить, что он живёт в самой справедливой, пусть и не самой благоустроенной, стране, которая находится на стороне добра и правды», - утверждает Соловьёв. Эта справедливость должна пронизывать обычную жизнь рядового гражданина, и задача власти - осознать эту потребность и воплотить справедливость в том виде, в котором её ждут люди.
Разумеется, нет такого понятия, которое описывало бы ценности всех поголовно граждан нашей страны. Мы очень разные - исповедуем разные религии, живём в разном климате, занимаемся совершенно разной работой и по-разному проводим досуг. Наверное, странно было бы ожидать каких-то общих интересов, скажем, у сельского врача и руководителя крупной корпорации. Но не случайно в нашей стране обрёл такую популярность незатейливый фильм, в котором главный герой спокойно объясняет собеседнику: «Вот у тебя много денег - и чего? Я думаю, что сила - в правде. У кого правда, тот и сильней!»
Нашим гражданам - в их абсолютном большинстве - не нужна другая Россия, как и не нужен мир, где России нет. Им нужны человеческие условия жизни, чувство защищённости и возможность гордиться не только великим прошлым нашей Родины, но и её достойным настоящим и светлым будущим. Готова ли власть бросить все силы на обеспечение интересов каждого гражданина? Вот это серьёзный вопрос. А с национальной идеей у нас, к счастью, всё в порядке.
ЦЭРС ИНЭС