Ивченко Валерий Михайлович
Народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии.Окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого в 1978 году. В 1983 году по приглашению Георгия Товстоногова поступил в труппу Большого драматического театра им. М. Горького, где служит и по сей день.Первая встреча Валерия Михайловича с Валаамом произошла шесть лет назад. Позднее родилась идея создать фильм по изданному сборнику писем схиигумена Иоанна (Алексеева). Это был благотворительный проект, в котором сам автор выступил и сценаристом, и режиссером, и исполнителем. В фильме соединяются два потока, две сюжетные линии: рассказ о поездке в Ново-Валаамский монастырь для встречи с теми, кто мог поделиться своими личными воспоминаниями и впечатлениями о старце Иоанне, и чтение самих писем.
Это был первый подобный опыт Валерия Ивченко в области кино, но проект найдет свое продолжение: в планах - создание аудиоверсии фильма и, возможно, театральной постановки. «Я встретился с отцом Иоанном, пережил замечательное время, когда я общался с его письмами. И для меня это какое-то приношение монастырю, мое покаяние, во многом свое и личное», - сказал в начале беседы Валерий Михайлович.
- Валерий Михайлович, расскажите, как возник замысел проекта?
В.М. По благословению владыки Панкратия, игумена Валаамского монастыря, была задумана аудиозапись писем отца Иоанна. Писем более трёхсот, и выбор, какие из них озвучивать, предоставили мне.
О духовной жизни старец говорил: «Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом». И еще говорил: «Верь, что есть Бог и будущая вечная, не имеющая конца, жизнь, и душа человеческая бессмертна, - даже и не стареет».
***
Схиигумен Иоанн (в миру Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Первый раз Иван поступил в Валаамский монастырь в 1889 году. Через четыре года юношу призвали на военную службу, которая в то время длилась четыре года. После армии он несколько лет прожил в родной деревне у родителей, помогая им в их нелегких трудах. В мае 1901 года молодой человек вернулся в родной монастырь. Позднее он вспоминал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре».

Старец вел обширную переписку со своими духовными чадами. Его письма с советами, поучениями и наставлениями могут быть настольной книгой для желающих вести духовную жизнь. «Письма валаамского старца схиигумена Иоанна» неоднократно издавались в России, Финляндии, Сербии.
Отец Иоанн завещал тем, кто будет читать его духовные наставления: «Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри вас Господи...» На Новом Валааме лежат в могилах сто пятьдесят четыре инока. Всех вас я знал, и ваши тела лежат в могилах, ибо закон смерти неумолим. Когда и где родились, мы знаем, а когда и где умрем, - не знаем. Человек взят из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога - к Богу и пойдет. ***
В.М. До этого момента я не знал о существовании этих писем. Я достал литературу, сами письма, и занялся их изучением. Меня это увлекло, очень интересный материал. Основная часть писем - переписка отца Иоанна с духовной дочерью Еленой Акселевной Армфельт.
Интересна история написания этих писем. Елена Акселевна родилась в Кронштадте, в известном роду финских шведов, удостоилась в младенчестве благословения всероссийского пастыря праведного Иоанна Кронштадтского. Воспитываясь в Смольном институте, встречалась с Императорской четой. После революции оказалась вместе с матерью в Хельсинки, где и провела оставшуюся жизнь. В начале 1930-х годов Елена Акселевна совершила паломничество на святой остров Валаам, отошедший после революции к Финляндии. Тогда и произошло знакомство с отцом Иоанном. Батюшка был к тому времени уже опытным пастырем.
В.М. Я погружался в переписку, в их отношения. Чем больше я углублялся в изучение писем, тем больше мне открывалась история взаимоотношений старца со своими духовными детьми, которых у него было много.

«Христос посреди нас! ...Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их, почему какие болезни и скорби даются нам грешным. Однако знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем. Умудри тебя Господи! Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень Милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие, отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. Старайся, по возможности, исполнять заповеди Господни, не осуждай никого и ни в чем, и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно, найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. Еще: «Чего себе не желаешь, того и другим не делай», и прочие евангельские заповеди».
В.М. На всю оставшуюся жизнь они прониклись симпатией друг к другу. Первое письмо отца Иоанна Елене Армфельт относится к 1940 году. В нем старец описывает, как бомбят монастырь, а он в своей келье читает Евангелие.
Отец Иоанн сам удивлялся: он окончил всего лишь церковно-приходскую школу, а более образованные люди приходят, тянутся к нему. Лично для меня отец Иоанн наполнен мудростью святоотеческой литературы, которую он знал буквально наизусть. Когда возникала некая конкретная жизненная ситуация, отец Иоанн помогал разрешить ее. Например, одна его духовная дочь-христианка была замужем за евреем. Она жила в Америке, хотела развестись и воспитать сына в христианской традиции. Но отец Иоанн отговорил ее разводиться, вел ее по непростому жизненному пути.

Отец Иоанн не давал ей благословение на развод, но спустя некоторое время поспешил передать: «Теперь разводись, мне был сон».
- Вы сейчас рассказываете случай, которого нет в книгах?
В.М. Да, эту историю мы нашли при съемках фильма.
- Как Вы думаете, почему старец благословил нарушить церковный закон и дать развод?
Это и есть прозрение. Что невозможно человеку, возможно Богу. Когда у тебя в руках судьба человеческая, и ты видишь, как будет лучше.
Есть замечательное письмо старца Иоанна, прямо таки «чеховское»: «...Когда ты уехала, я долго стоял и смотрел на пароход. Хотел помахать рукой, да там батюшки наши стояли, и я постеснялся. Скрылся уже корабль, а еще долго смотрел в ту сторону, а затем пошел к себе в келью. У меня было такое чувство, что я потерял что-то очень дорогое. Да, мы люди и нам присуще всё человеческое...»
Вот штрих: ничего духоносного и в то же время много просто человеческого даже у такого человека. И это согревает нас, вызывает доверие. И, стало быть, душеполезное дойдет и до тебя, и ты его примешь не раздумывая, и через какое-то время оно принесёт свои плоды. Не сразу, не сию секунду. Конечно, тут важна мера, черта, грань, чтобы не переступить ее, чтобы все желаемое не превратилось в нечто ужасное.

Глава 2. Монашеский фильм, или в поисках своего духовника...
Протоиерей Геннадий Беловолов о фильме
У меня после просмотра возникло ощущение некоего события. Я пережил это ощущение и, наверное, сейчас приду домой и сразу наброшусь на книгу "Письма Валаамского старца". Я вспомнил одно наставление древнего Святого Отца, как нам жить: найди святого своего времени, следуй за ним, учись у него, не отставай от него. Но где найти святого своего времени? Этой встрече и сподобился автор фильма Валерий Михайлович Ивченко. Природа Церкви такова, что мы можем встречаться не только с современниками, но и с теми, кто жил до нас пятьдесят лет, и пятьсот лет, и тысячу лет. И мне кажется, эта встреча со старцем Иоанном произошла, он Вас принял в духовные чада.
Вы его читали так и говорили о нем так, как будто лично его знали, исповедовались. Наверное, в этом какая-то особая благодать этого фильма. Возможно, если бы здесь сидел документалист-профессионал, то он бы сказал: «Это не так надо было сделать, а вот это по-другому...» Но в этом фильме есть такая естественность, неподдельная простота, которую не срежиссируешь.
Фильм по-настоящему монашеский, аскетический. В нем ничего лишнего. Невозможно было отвлечься от тех слов, которые Вы читали. Читали не торопясь, но хотелось, чтобы еще медленней. Это действительно монашеское кино, в духе старца. Фильм, сделанный в эстетике монашества, где нет ничего лишнего - просто стена, икона, лампадка, лик, глаза, слово. Больше ничего нет, но больше ничего и не надо. Конечно, такого фильма я не видел, такого кино не было. Хотя православных фильмов уже наснимали столько, что нам их за жизнь не пересмотреть. А это тот фильм - тот, который надо видеть, который надо слышать.
Я рад, что Вы встретили старца Иоанна, что он стал Вашим старцем, по сути, - Вашим духовником. И Вы изменились. Я Вас не видел, наверное, года полтора, и когда встретил на лестнице, то подумал: то ли Валерий Михайлович, то ли отец Валерий, то ли старец Валерий.

Еще одним большим открытием для меня было, что Елена Акселевна Армфельт из Кронштадта. Когда она была еще ребенком, отец Иоанн Кронштадтский благословил девочку. Елена Акселевна своим происхождением, тем, что она знала и Иоанна Кронштадтского, и Иоанна Валаамского, как бы их соединила. И действительно, у них много общего. Я думаю, что этот фильм надо показать на родине Елены Акселевны и вечер там провести. И еще позвольте сегодня Вас поздравить с днем Вашего Ангела.
Материал подготовлен трудами братии Валаамского монастыря, также благодарим волонтеров сайта valaam.ru Наталью Савельеву, Наталью Матвееву и Наталью Рогожину в подготовке материала
Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря