Нерв этой борьбы - суверенность российского образования, патриотически ориентированные формы организации воспитания, самоопределения и традиционного мировоззрения российского человека. Однако, смысловым фоном этой борьбы является вопрос о деградации интеллектуального потенциала российской нации и разрушении конкурентоспособности российской системы образования среди мировых образовательных систем.
Министром О.Ю. Васильевой был задан иной целевой вектор для сферы образования. Этот вектор во многом совпадает с положениями доклада «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» и предложенной в нем Концептуальной модели «Нового образа отечественного образования». Данный аналитический доклад и «Модель» были разработаны авторским коллективом, состоящим из членов международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований (РИСИ) (рук. Слободчиков В.И., д-р психол. наук, член-корр. Российской академии образования), и фондом «Русский предприниматель» (Екатеринбург) (рук. Писарев С.В.), который в свое время выступил одним из основных спонсоров и организаторов создания известной «Русской Доктрины». Фонд «Русский предприниматель» обратился к нам с просьбой дать экспертное заключение по данному докладу.
Наша заключение было безусловно положительным. В докладе чётко зафиксировано, что образовательная политика последнего десятилетия стала внутренней угрозой национальной безопасности. Многие концептуальные позиции доклада совпадают с нашими представлениями.
Идеологическая компонента воздействия образования на общество связана с восстановлением суверенности российского образования при опоре на исторические ценности российского общества и государственности (ценности служения, справедливости, самоотверженности, свободы), лидерские отечественные образовательные технологии, освоение содержания всемирной истории с позиций российских исторических школ, глубокое знание русского языка. Одновременно суверенность российского образования не предполагает изоляции от тенденций технологического развития мирового образования.
Стратегическая компонента российского образования нацелена на стимулирование в обществе того, что американцами было названо «событие спутника». Она предполагает резкое повышение в обществе и у власти значения человеческого капитала, интеллектуальных и волевых способностей подрастающего поколения (теоретического мышления, понимания, рефлексии, проектного действия, технологий употребления знаний), которые формируют институты образования.
Повышение оценки различными общественными группами роли и значимости образования, авторитета и статуса педагога предполагает создание в самой сфере образования нового стиля управления образованием в соответствии с действиями министра.
Эти положения надо превратить в практику пошаговых позитивных изменений в сфере образования.
Сегодня кадры для управления образованием готовят структуры, которые идеологически враждебны новому министру. Это опорные структуры «либеральной опричнины», которая уже действует «как власть имеющая» в сфере образования автономно от Министерства образования и науки.
Совершенно очевидно, что восстановить управление сферой образования в интересах страны возможно лишь при наличии сформированной и эффективно организованной в короткие сроки группы управленцев образованием, поддерживающих идеологию министра О.Ю. Васильевой, и способной выстроить новую архитектуру управления образованием в России. Необходимо переориентировать систему подготовки кадров управления образования высшего и среднего уровня в соответствии с целями и задачами, которые ставит новый министр.
Только опираясь на высокопрофессиональный коллектив управленцев образования, можно заложить позитивные изменения в системе, восстановить управляемость сферы образования в интересах страны и народа и создать условия для разумно действующей вертикали ведомственной власти.
Необходима подготовка в кратчайшие сроки (в течение 1-2 лет) минимум 100 преданных делу и высококвалифицированных людей, обладающих духовным и интеллектуальным ресурсом, готовых к самоотверженному труду. Подготовленные управленцы должны занять места как в центральном аппарате Министерства образования и науки РФ, так и в регионах (от уровня руководителей региональных Министерств и Департаментов образования до уровня директоров школ).
Для реализации замысла министра О.Ю.Васильевой необходима фактически «кадровая революция» в образовательной сфере, прежде всего, в области управления развитием образования.
Но где их взять - квалифицированных, духовных и интеллектуальных людей, готовых восстановить управляемость сферы образования, разваливаемую с 2000 года по зарубежным рецептам и рекомендациям? Такое ядро управленцев, условно говоря, 100 человек, надо специально отобрать и подготовить.
Фактически, технология кадрового отбора и подготовки управленцев нам хорошо известна. Это специальные сессии стратегического сценирования, сессии анализа ситуации, сессии постановки и решения конкретных проблем.
В ходе подготовки эти 100 управленцев
1) зададут принципиальное отличие новой технологии управления развитием образования от технологии, основанной на гипертрофированной надзорно-контрольной функции, формировавшейся последнее десятилетие;
2) скорректируют сложившийся перекос в области управления образованием, состоящий в приоритете распределения денежных средств над управлением качеством содержания, методов образования и уровнем формируемого человеческого потенциала;
3) сформируют новые требования к качеству образовательного результата, адекватные интересам развития человеческого капитала как основы российской экономики и культуры;
4) проанализируют ограничения законодательства и ведомственных подзаконных актов и распоряжений, сформулируют требования к пакету новых законов, отменяющих рассмотрение образования в качестве услуги;
5) определят условия подготовки доктрины развития образования как документа для принятия решений Президентом страны с утверждением приоритета духовных ценностей и развития практики воспитания (мой институт был инициатором подготовки первого варианта доктрины и знает все перипетии её создания);
6) спроектируют новый финансовый механизм высшего образования, связанного с реализацией госзаказа и подготовкой кадров для неоиндустриализаци и импортозамещения;
7) создадут атмосферу позитивных изменений общественного климата вокруг образования.
На наш взгляд, неотложное требование настоящего момента состоит в том, чтобы соединить идеологию министра и технологию кадровой подготовки управленческих кадров под реализацию намеченных целевых изменений, заявленных министром. Для этого нужен институт подготовки кадрового резерва - управленцев образования нового типа.
Со своей стороны мы готовы внести в создание такого института собственный интеллектуальный ресурс, опираясь на большой практический опыт в области образования.
Громыко Юрий Вячеславович
Лауреат Государственной премии Правительства
в области образования,
доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАЕН,
разработчик программы "Метапредметное образование",
директор АНО институт опережающих исследований.