Любовь все побеждает

Сегодня в рубрике «Подвижники ХХ столетия» - рассказ о замечательном духовнике и духовном писателе архимандрите Тихоне (Агрикове)

0
1140
Время на чтение 9 минут
«...Помню как сейчас: шел я по улицам Москвы и спрашивал Большую Пироговскую улицу. Одет я был в военную форму... Причем в одной руке чемодан среднего размера, а в другой - сетка с огромнейшим арбузом. Этот большущий арбуз я купил на одной из станций, кажется, в Мичуринске, купил просто для того, чтобы угостить московских студентов, да и начальников, сладким волжским арбузом»...

Осенью 1946 года астраханец Василий Агриков, прошедший всю войну и недавно демобилизованный, приехал в Москву для того, чтобы поступить на Богословские курсы, только что открытые в Новодевичьем монастыре. Через несколько лет эта духовная школа будет преобразована в Московскую семинарию и Академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру. К Лавре преподобного Сергия навсегда будет привязано сердце нашего героя - будущего архимандрита Тихона, несмотря на все испытания, которые ему доведется пережить...

Родился он в 1916 году в селе Одоевщино Саратовской губернии (ныне на территории Ульяновской области), в крестьянской семье. В то время он мог получить только начальное образование - окончил четырехклассную сельскую школу. С 1934 года семья жила в Астраханской области, Василий работал шофером в рыболовецком совхозе. С 1938 года служил в армии. В годы войны он не раз был на волосок от смерти и лишь чудом - молитвами глубоко верующей матери, которую он считал настоящей русской праведницей, «мученицей жизни» - остался в живых.

В свое время, еще в Саратовской губернии, духовным наставником благочестивой семьи Агриковых был иеромонах Нифонт (Выблов). В своих воспоминаниях отец Тихон называет его «монахом святой жизни» и рассказывает, что тот имел огромное влияние на его близких. Ныне преподобномученик Нифонт входит в состав Собора Саратовских святых. И еще один подвижник, благодаря которому созрело решение Василия стать священником,- архиепископ Астраханский и Саратовский Филипп (Ставицкий), прошедший через две длительные ссылки. Именно благодаря рекомендации владыки Филиппа Василия приняли в семинарию, хотя четырехклассного образования для поступления было недостаточно.

Поначалу учеба давалась тридцатилетнему воспитаннику с большим трудом, но к окончанию курса он стал одним из первых учеников - благодаря стараниям и горячей молитве к преподобному Сергию. В годы учебы он вставал очень рано: братский молебен у преподобного, ранняя Литургия - так начинался каждый его день. В 1950‑м поступил в Академию, на третьем курсе принял монашество и был рукоположен в священный сан.

В семинарии и академии отец Тихон преподавал Священную историю Ветхого и Нового Завета и пастырское богословие - один из самых важных предметов для каждого будущего священника. В Лавре он прошел множество послушаний, а после рукоположения ему поручались самые ответственные. С 1954 года он был экономом монастыря, с 1955-го - казначеем, регентовал монашеским и любительским хорами, много проповедовал по поручению наместника Лавры архимандрита Пимена (Извекова, будущего Патриарха). Но главное - он часто и много исповедовал. Иногда, под праздники - буквально с вечера до утра, уходя в келью перед службой не более чем на час. О нем говорили, что он умеет найти ключ к сердцу каждого человека и обратить его к покаянию.

Сам отец Тихон считал главным в пастырском служении духовное горение. Он писал: «Пастырь Церкви Христовой должен пламенеть любовью к людям и любовью к горнему миру. Пастырю надо любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора. Любить и радовать людей, именно радовать,- это есть постоянное и тихое торжество истинной пастырской любви».

Удивительно, но этой любовью к людям батюшка умел делиться с другими, передавать ее. Спустя много лет, в 1991 году, один молодой человек, думавший о монашестве, смог попасть к отцу Тихону. После общения со старцем он рассказал: «Иду от него и не могу понять: по воздуху я, что ли, лечу? Такое было чувство. Легкость на душе, мир, тишина, радость, теплота, любовь к каждому человеку. На первого встречного с любовью смотришь, со вниманием, с жалостью, с болью. Каждый человек, как сокровище...».

На исповеди

 

Интересное свидетельство оставила в своей книге «В Лавре преподобного Сергия» [1] Г.А. Пыльнева. Будучи молодой девушкой, она искала в Лавре духовного руководства и некоторое время исповедовалась у отца Тихона. Монахи Лавры находились в то время под «неусыпным надзором» контролирующих органов, общение с молодыми людьми вне храма им было категорически запрещено, долгие беседы на исповеди тоже могли кому-то показаться подозрительными. Поэтому чаще всего батюшка отвечал на вопросы очень коротко, и нужно было духовно потрудиться, чтобы осмыслить и применить в жизни его совет. Приведем некоторые из них.

«Трудный вопрос всегда о молитве. Мысли разбегаются, внимание рассеивается, нельзя не сознаться, что только место занимаешь. Не получается лучше... На это такой ответ: «Молись хоть через силу, заставляй себя, ну хоть как-нибудь, но обязательно молись».

«Душа болела, сознавая, что суета очень мешает собраться... В ободрение батюшка говорит: ″Не горюй. Коснется Господь - и встрепенется душа. А за свои неисправности надо болеть душой, они - от слабости веры, оттого, что нет решимости. Желание вроде есть, но и неохота себя заставить... все вместе″».

«Без смирения нет спасения. Это везде - в проповеди, в словах святых отцов, слышишь на исповеди, читаешь. А как быть, если его нет? Спрашиваю у батюшки и получаю ответ: ″Учись у Преподобного. Смирение - в служении ближним″».

«Когда жаловались батюшке на тоску, охватившую душу, он указывал на молитву как на самое решительное и действенное средство борьбы с таким состоянием. Если и с молитвой плохо (а это всегда вместе, как правило, бывает), то он говорил: ″Это и ведет к тому, что потом испытываем мы тоску″».

«...Хочется вспомнить последнее, не раз слышанное: ″Люди созданы для любви, чистой, святой, для счастья любить и быть любимыми″».

Служение слова

 

Отец Тихон был очень простым и скромным человеком, но Господь дал ему выдающийся дар слова, который соделал его одним из лучших лаврских проповедников. Проповедь - это особый жанр, который, как правило, воспринимается только вживую, при непосредственном контакте прихожан и проповедующего священника. Поэтому не всегда текст проповедей, изданных на бумаге (или, как сегодня, размещенных в Интернете), воспринимается легко и доходчиво.

Отец Тихон говорил тихо и проникновенно. Рассказывают, что, когда он выходил на солею и негромко произносил: «Братия и сестры...», все собравшиеся обращались в слух. Но изданные проповеди архимандрита Тихона [2] все так же трогают сердце и назидают. Он очень старался, прежде всего, чтобы слушающие полюбили Евангелие и научились его понимать, полюбили Господа Иисуса Христа.

Из проповеди в Лазареву субботу: «Учитель плачет, стоя у гроба Лазаря. О чем, о ком эти божественные слезы? О чем Ты пла­чешь, Господи?.. Эти слезы из-за великой жалости Творца к Своему прекрасному творению - человеку. Он плачет о его падении, о его немощи, греховности, о его бесславной смерти. Эти слезы из-за глубочай­шей жалости к страшной участи падшего человека, отчужденного от Бога и обреченного на тление и веч­ные страдания. Господь плачет по причине неверия, ожесточения, неблагодарности людей, столь дорогих Ему. Он воскрешает мертвеца - а они спешат донести о том синедриону. Он воскрешает человека - а они ищут возможности умертвить Его Самого. Он готов отдать и отдает им все - даже жизни Своей не щадит, а они пребывают в упорном ожесточении, не хотят принять Его искупительной жертвы, хулят крест, покрывают ложью воскресение...

Мертвец обвязан пеленами, но пелены не удержат того, кого не удержали смерть и ад. Из могилы доносятся шорохи, вздохи... Идет мертвец, обвитый белым саваном - пеленами...

″...Из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже″. Это ли не радость, огромная радость для всех нас. Над миром занимается тихая, благодатная заря всеобщего воскресения... Воскреснут отцы, праотцы, все те, кого мы любили и кто уже ушел от нас в могилу. Воскреснем мы сами, очнемся от смертного сна, обратимся к новой жизни - беспечальной, бесконечной. Радость! Кто же может ее вместить?..»

Крылья души

 

В годы жизни в Лавре отец Тихон вел записки, рассказывающие об окружающих его людях, монахах обители. Позднее они вошли в книгу воспоминаний «У Троицы окрыленные» [3]. Это по-прежнему одна из лучших книг о Лавре преподобного Сергия. Ее можно назвать современным лаврским патериком.

Монахи Лавры тех лет (1950-1965) - это люди разных поколений, часто тяжелой судьбы, которые собрались в монастырь после его возрождения в 1946 году. И в то же время книга выходит далеко за пределы патерикового жанра: в каждом своем рассказе отец Тихон отступает от повествования о том или ином насельнике монастыря и делится собственными наблюдениями и переживаниями. Он раскрывает при этом важнейшие основы духовной жизни: рассказывает о том, как проявляются в обычной человеческой жизни грех и добродетель, приводит множество случаев чудесной помощи Божией по молитвам к Преподобному.

Автор говорит с читателем очень просто, ясно, с великой пастырской любовью к нему и заботой о его христианской душе: «Хочется сказать, что я никакой иной цели не преследую, когда пишу эти воспоминания, кроме одной, самой заветной, самой святой, самой высокой, - сколько-нибудь помочь моим милым и дорогим читателям озариться светлым стремлением к небесной жизни, окрылиться, согреться благодатным теплом от святых людей, которые, как и мы все, совсем еще недавно жили с нами, ходили, страдали, терпели, радовались, унывали, а вот теперь их нет уже среди нас, они ушли, воспарили в иной мир. Хочется, чтобы читатель хорошенько понял суету этой земной жизни и с большим стремлением и энергией взялся за спасение своей души».

«Блаженны изгнанные правды ради»

 

В 1960-е годы, на излете так называемых хрущевских гонений, по настоянию властей архимандрит Тихон был отстранен от преподавания в МДАиС, а затем удален из монастыря, который любил больше всего на свете. В октябре 1968 года ему было приказано выехать из обители за 24 часа... Ему было попущено испытание, схожее с тем, что перенес праведный Иоанн Кронштадтский: некая группа женщин, якобы «поклонниц» пастыря, повсюду преследовала его, всячески хулиганя в монастыре. Однако власти почти не скрывали, что «поклонницы» действуют по указке органов.

С 1969 года он жил затворником в Закарпатье, на Северном Кавказе, в Сухуми, поддерживая связь лишь с небольшим количеством верных духовных чад, за которыми все так же следили. Это изгнание отец Тихон воспринимал с великой скорбью: «...Кто поймет и вынесет мои узы?! Я связан по рукам и ногам, но ведь дух не вяжется... Чем трагичнее положение - тем горячее молитва».

Московский священник протоиерей Александр Шаргунов вспоминает: «Впервые я увидел фотографию отца Тихона у одной благочестивой женщины, которую причащал на дому. Было впечатление глубокой подлинности - я увидел лицо человека, который любит Христа... Это было приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Тогда в церковном самиздате мы читали его пронзительные рассказы о страданиях простых людей, проповеди, стихи, можно было услышать магнитофонную запись его прощальной беседы с близкими чадами, за которой они вместе поют духовный кант о встрече Христа с самарянкой. Он уже был изгнан отовсюду, но все знали о нем. Все - это те, для кого не существовало жизни без Церкви».

Будучи в затворе, отец Тихон вел дневник, работал над книгой «С Евангелием. Духовное наследие старцев нашего времени». Здесь так же, как и в книге о Троице, размышляя над Евангелием, автор приводит множество случаев из своей жизни и жизни духовных чад. В них передается не только назидание, но и дух времени. Вот, например, небольшой рассказ «Литургия»:

«Темнело. Чуть слышный стук в трубу... Тихо, стараясь не скрипнуть дверью, выходит сгорбленная фигура, до глаз замотанная платком. Осторожно отодвигается задвижка. Входят неслышно. Через несколько минут снова тихий стук в трубу. Снова ″привратница″ неслышной тенью впускает пришедших... Ждут еще некоторое время во мраке. Ждут сосредоточенно, не разговаривая, каждый думает о том - не в последний раз ли это?..

Собрались. Начали шепотом служить Литургию. Старенький священник тихо, с глубоким чувством говорил ектении, многие плакали, особенно когда причащались. А причащались все, кто был. Какое счастье - святая Литургия! Приведет ли Господь еще? Какой риск и какое мужество! Но любовь все побеждает».

Последние дни своей жизни архимандрит Тихон (в схиме - схиархимандрит Пантелеимон) провел в селе Тайнинское под Москвой, при Благовещенском храме. У него было благословение Патриарха Пимена на ежедневное келейное совершение Литургии и служб суточного круга. Он отошел ко Господу во время службы, в конце утрени, со словам: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Это произошло 15 ноября 2000 года.

Если нам дороги его книги, которые и сегодня утешают, укрепляют, наставляют всех, кто старается узнать Бога и жить по заповедям, в этот день постараемся помянуть их автора, помолиться о его душе.

 


[1] Книга издана в 2006 г. Московским Подворьем Троице-Сергиевой Лавры.

[2] Наиболее полное издание: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание. Проповеди. Письма. СТСЛ, 2010.

[3] Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. СТСЛ, 2012.

Газета «Православная вера» № 21 (593)

[Наталья Горенок

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00