Если биометрия наших граждан попадет в руки преступных группировок, в том числе транснациональных, могут возникнуть большие проблемы.
На днях глава Роскомнадзора Александр Жаров выступил за запрет биометрической идентификации детей и подростков до достижения ими дееспособного возраста касательно, а неделей ранее была шумиха в СМИ, - и не только, вокруг сбора биоматериалов, который производили по заказу Пентагона на территории России.
С вопросом о том насколько сохранность биометрической информации важна для государства и насколько серьезна ситуация, сложившаяся вокруг сбора материалов и биометрической информации мы обратились к нашему постоянному эксперту, политологу, профессору МГУ Андрею Манойло:
Реальная угроза и опасность существует. Дело в том, что биометрическая информация более полная, чем персональные данные других видов. Например, данные о месте рождения, дате рождения, ФИО и т.д. Помимо всего прочего биометрическую информацию сложнее подделать - отпечатки пальцев имеют уникальное строение, как и строение сетчатки глаз, если они будут в будущем собираться. Биометрическая информация позволяет более точно идентифицировать человека, где бы он ни находился и какие бы проверки не проходил.
Соответственно, это еще одна обширная база, содержащая персональные данные. Понятно, что для любой базы содержащей персональные данные существуют разные направления применения. То есть, их можно применять во благо человека, а сели она попадает в руки преступных группировок, например, или разного рода иностранных спецслужб, то могут применяться и во вред человеку.
А каким образом собранные биометрические данные могут быть использованы во вред владельцу?
Типичный пример. Если база отпечатков пальцев попадает к преступной организации, то получить доступ к смартфонам и различным сервисам или финансам, где применяется идентификация при помощи отпечатков пальцев, становится не просто, а очень просто. И в этом плане, когда Роскомнадзор выступает за запрет детям до наступления совершеннолетия пользоваться подобного рода сервисами, он в определенной степени, конечно, поступает правильно потому, что брать на себя риски вводя биометрическую информацию в тот же смартфон - это персональная ответственность человека совершеннолетнего. А если человек совершеннолетия не достиг, то оценить всю степень риска и угроз он еще не может. В этом плане Роскомнадзор поступает правильно.К тому же, человек в течение жизни может менять целый ряд персональных данных - поменять фамилию, сменить паспорт, поменяв номер этого паспорта, место рождения, гражданство. Сетчатку глаза он не поменяет. Отпечатки пальцев он тоже поменять не в состоянии. Поэтому, он все время будет «под колпаком», если у кого-то возникнет в этом необходимость. Хорошо, если этим будут заниматься государственные структуры, которые отслеживают действия и перемещения граждан. А если это все попадет в руки преступных группировок, в том числе транснациональных, здесь могут быть большие проблемы.Стало быть, по большому счёту, биометрия является стратегическим ресурсом?
Конечно. Однозначно.