В российских СМИ продолжаются изощренные либеральные игры, в ходе которых осуществляется манипулирование сознанием (как массовым и индивидуальным) в целях дискредитации людей и институтов, необходимых для выживания нашего общества. Недавно мы столкнулись с примером такой очень некрасивой манипуляции (это, конечно же, оценочное мнение автора данного материала). Речь идет о статье «Дворкин: лидер «Казачьей стражи» завербован в секту», опубликованной на портале «Конкретно.ру» за авторством некого Кирилла Чулкова.
В самом начале статьи ее автор делает «сенсационное» заявление: «Известный сектовед Александр Дворкин в беседе с «Конкретно.ру» назвал сектой организацию «Зеора», тренинги в которой посещал атаман «Казачьей стражи» Петербурга Юрий Бугаев. По мнению нашего собеседника, заявления атамана в поддержку лидера организации говорят о том, что и сам он стал адептом этой секты. Петербургская епархия заявила о готовности провести собственную проверку». Далее рассказывается о сути деструктивного метода «Lifespring», использующегося, согласно публикациям СМИ, в ходе проводимых «Зеорой» тренингов, после чего сообщается об аресте лидеров «Зеоры» и говорится: «...в день задержания, и во время избрания меры пресечения в поддержку Виктора Маркелова раздавал комментарии журналистам атаман Юрий Бугаев, который, по собственным словам, возглавляет крупнейшее в Петербурге казачье общество «Казачья стража»». А теперь остановимся, дорогие друзья и сделаем паузу. Как мы знаем, худшая ложь - это ложь, смешанная с правдой. Правда в данном случае - это то, что метод «Lifespring» действительно представляет собой «психотерапевтическую» секту. Рассмотрим алгоритм вовлечения индивидуума в такого рода (да и любую другую, н самом деле) секту. Представим себе человека, живущего в отчуждении от мира, потерявшего контакт с собственными эмоциями, психологически усталого и одинокого. Предположим, он наталкивается на объявление о «психологическом тренинге» и соглашается принять в нем участие. А тренинг ведет опытный специалист, который умеет применять такие групповые психотехники, посредством которых «вскрываются» глубинные чувства, прорываются вытесненные и даже отщепленные ранее переживания, возникает особое чувство искренности общения. Во время настоящего, созидательного психологического тренинга, который ведет ответственный ведущий, возникшие переживания интегрируются в структуры личности участников тренинга, так чтобы после него они могли выстраивать новые, более здоровые, чем раньше, отношения во внешнем мире. Как правило, ответственный подход требует и разъяснения сущности актуализировавших во время тренинга процессов.
В любом случае, профессиональный психолог всегда добивается того, чтобы тренинг завершился внутренней интеграцией, «собиранием в кучу» каждого из членов тренинговой группы. Но если перед ведущим группы стоит задача создания секты, то он, запустив мощнейшие эмоциональные механизмы в участниках «тренинга», затем не только не работает над тем, чтобы помочь членам группы овладеть этими процессами и затем использовать новые возможности (коммуникации, эмоциональной саморегуляции, восприятия событий и т.д.) в обычной жизни, но, наоборот, создает ситуацию, при который эти процессы овладевают доверившимися ему людьми, и они находятся в положительном состоянии только во время самого «тренинга». Испытав «просветление», то есть заново обратившись к глубоким чувствам и непосредственному общению, человек после окончания такого «тренинга» вновь попадает в «серый и беспросветный мир», где не хочется жить. Более того, в этом человеке вновь актуализируются все страхи, обиды, вся бывшая ранее в бессознательном душевная боль. Это похоже на ситуацию, при которой врач, начав полостную операцию, затем не завершает ее, отпустив пациента с разрезанным животом и без дальнейшего приема анальгетиков. Естественно, в таком случае в индивидууме возникает сильнейшая тоска по «тому, настоящему», что якобы может дать только секта, в нашем примере замаскированная под психотерапевтическую группу. Он возвращается в группу, а там ему предлагают целую систему жизни, включающую в себя и «харизматичного лидера» (лидеров), и «новояз» (то есть некий особый выдуманный язык) и «систему знаний», выдаваемую за нечто «абсолютно новое» (так сайентологи-дианетики выдают за собственные открытия известные психологические теории и практики).
В большом количестве случаев после такого воздействия человек становится постоянным членом и донором (в финансовом, организационном и иных планах) сектантской группы, все в большей степени впадая в эмоциональную зависимость, отгораживаясь от «холодного и беспощадного мира», начиная думать на языке секты, подчиняться ей (ее лидеру или лидерам) во всем. Одновременно запускается механизм нездоровой регрессии (психологического возвращения к детскому состоянию). Регрессия стимулируется отождествлением с группой (психологическим «растворением» в ней) и множеством специальных техник образования «человеческой массы», в которой каждый возвращается к уровню, близкому к уровню обезьяны. Наверно, многие могли наблюдать данные процессы, при которых сектанты активно подпрыгивают, хлопают в ладоши, обнимаются и поют. Это характерно и для «пятидесятников», и для коллективов многих западных фирм (особенно сетевого маркетинга), и для «психологических групп быстрого развития». Активно начинают работать и другие защитные механизмы (самообманы) личности. Например, возникает иллюзия собственной значимости как члена «круга избранных и посвященных», свысока глядящих на «простецов», не знакомых с «подлинным учением». Очевидно, что к принятию такого рода иллюзий, равно как и к вовлечению в секту, в целом, особенно склонны люди с комплексом малоценности и обидой на мир, а также с рецептивной установкой («мне все должны»). И начинает новый адепт той или иной секты действовать как «винтик», принимая любые сумасшедшие идеи, отвергая самого себя, отрицая очевидные факты и т.д. Пытающихся же вразумить «новообращенного» сектанта родственников сектант с негодованием отвергает и считает их уже чуть ли не врагами.
Однако в ряде случаев попавший в «психотерапевтическую» секту человек не вовлекается в нее полностью, а просто на время («реактивно») оказывается под ее влиянием, то есть какое-то время восхищается, демонстрирует эмоциональные «всплески», а затем постепенно приходит в норму. В ряде же (относительно небольшом количестве) случаев попадание под «эмоциональный» прессинг позволяет личности парадоксальным образом интегрироваться и вынести из такого испытания новый опыт. Так или иначе, попасть в «психотерапевтическую» группу сектантского плана может практически любой человек, не обладающий специальными практическими знаниями в области глубинной психологии. Скажем, в одну из таких групп в свое время попал мой брат - очень волевая личность. Он посещал групп Lifespring всего два или три дня, и они оказали на него мощное, причем в долгосрочном плане деструктивное воздействие. При этом нельзя было говорить, что он стал сектантом как таковым. Скорее, на его психику было оказано воздействие «пробуждающего», но дезинтегрирующего порядка.
Что же надо делать с человеком, которого силовым образом, как это произошло с атаманом Ю.Бугаевым, вытащили из процесса глубинного тренинга (что крайне вредно влияет на психику)? Нужно, прежде всего, учитывать его состояние: он был «выдернут» из сильнейших переживаний, буквально «обнажен» и «погружен» в детство (причем это происходит в ходе и качественных, и манипуляторных тренингов). Поэтому ни в коем случае нельзя было «доставать» его вопросами. Наоборот, нужно было деликатно поддержать человека (даже если он возмущался, доказывал, какие «хорошие» ведущие тренинга), понимая, что в состоянии индуцированного эмоционального напряжения он является уязвимым для манипуляций объектом. А что же сделали журналисты, которые, если уж взялись за тему, должны были знать азы исследуемого предмета? Они начал атаковать Бугавева вопросами. Но это еще полбеды. А беда наступает тогда, когда, пользуясь состоянием человека, представитель прессы многократно усугубляет ситуацию. В данном случае Кирилл Чулков, словно поймав казака с поличным, заявил: «Бугаев честно признался, что с самого начала участвовал в трёхдневном тренинге «Зеоры», который был прерван силовиками». Помилуй Бог, как говаривал А.В. Суворов, Бугаев что ли, на допросе находился?! Поистине, из огня, да в полымя попал казак... Приведя «показания» атамана, Кирилл Чулков затем фактически засомневался в верности казака Православию и, более того, как я понимаю, сделал все для косвенной дискредитации возглавляемой им организации именно с позиций «защиты чистоты веры». Даже в епархию позвонить и «наябедничать» не поленился... Вместо того, чтобы написать статью о том, что даже на искренних и сильных людей манипуляторы могут временно произвести впечатление.
Дорогие друзья, но ведь «психотерапетические» группы в плане применяемых методик, как правило, сами по себе действительно не противоречат христианскому вероучению (и классической психологии), как не противоречит ему скальпель хирурга или шило портного. Другое дело, что используются эти методики, как мы обозначили выше, таким образом, чтобы «раскрыв» человека, затем дезинтегрировать, разобрать его (без собирания затем «в кучу») и «привязать» к манипуляторам. Поэтому нормальный человек и представитель СМИ не стал бы задавать Бугаеву глупые и непрофессиональные для адекватной журналистики вопросы. И не усиливал бы эффект реактивных реакций только что «выдернутого» из процесса участника тренинга. И не описывал бы эти реакции с крайне пристрастной, извращенной, как я это вижу, точки зрения. Журналист же, который настроен на манипуляцию «обнаженной» психикой другого человека с целью сделать «нужный» материал, будет давить на «точки уязвимости», как это, вольно или невольно, сделал Кирилл Чулков. А после этого, «искать сенсации» - «как бы получше бросить тень на казачество и православных верующих» (опять же - здесь изложено мое оценочное мнение).
И абсолютно прав был отец Александр Пелин, назвавший публикацию Чулкова «ложным вбросом».
Еще раз: нужно отделять мух от котлет. В данном случае «мухи» - это тренинги по методике «Lifespring», а православный человек Юрий Бугаев - совсем иное. К нему надо было подойти бережно, тем более, что никаких канонов Православия он не нарушал, но, как я понимаю, в числе, как минимум, десятков тысяч, умных, талантливых и честных людей попался на удочку манипуляторам (и начал их горячо защищать - подобно многим и многим другим). Манипуляторам сначала «от психологии», а потом, на мой взгляд, «от журналистики».
Конечно, России нужен, очень нужен закон «О психологической помощи», отсеивающий от практической работы психолога и психотерапевта манипуляторов и шарлатанов. Именно такой закон позволил бы отсеивать зерна от плевел в контексте деятельности практических психологов. Но не меньше всем нам нужна защита и от манипуляторной журналистки, когда, начав писать про опасные тренинги, автор статьи переходит на попытку дискредитации порядочных людей и казачества, в целом. Что же до известного ученого А. Дворкина, то он, на мой взгляд, уважаемому специалисту имеет смысл лучше изучить предмет своего исследования именно с позиции психологии и огульно не использовать слово «сектант» по отношению к людям, временно подпадающим под влияние «психотерапевтических» групп сектантского типа. А также аккуратнее давать интервью. И иначе он сам рискует стать неким «гуру» и нанести психологический вред людям.
В качестве постскриптума: на мой взгляд, атаман Юрий Бугаев достойно выдержал давление манипуляторов, сохранив цельность своей психики. Думается, что для него, как для православного христианина, данная ситуация - ценный опыт сопротивления эмоционально подавляющей и суггестивной среде, а также возможность многое понять и осмыслить. И, кстати, вполне возможно, что он входит в число тех немногих, кто сумел при минимальных потерях выдержать «прессинг» со стороны ведущих «тренинга». Именно поэтому он и начал бороться с тем, что воспринял как несправедливость. А время все расставит по своим местам.
Психолог Алексей Богачев