Эрдоган и Сирийский Курдистан: процесс становится необратимым

Курды и Курдистан 
0
475
Время на чтение 10 минут

Решение администрации США поставить ополчению сирийских курдов новую партию вооружений и военной техники повергло руководство Турции в шок. При предшественнике Дональда Трампа в Белом доме вопрос американских военных поставок курдским «Отрядам народной самообороны» (YPG) был одной из наиболее болевых точек в отношениях двух союзников по НАТО. С приходом Трампа в Анкаре были ожидания, что Вашингтон пойдёт навстречу пожеланиям турецкой стороны и пересмотрит свой альянс с сирийскими курдами к востоку от Евфрата. Однако эти надежды обрушились в один день - 9 мая, когда представители Минобороны США объявили о пополнении оружейных арсеналов арабо-курдской коалиции «Сирийские демократические силы (SDF). В составе этой коалиции ведущую роль продолжают играть YPG. Поэтому решение американской администрации можно с полной уверенностью занести именно в актив курдов Сирии, контролирующих северо-восточные районы Сирии и ведущих успешное наступление на «столицу» террористической группировки ДАИШ («Исламское государство», ИГ, ИГИЛ) в Ракке.

Шоковое состояние турецкого военно-политического руководства было обусловлено рядом факторов. 25 апреля ВВС Турции нанесли мощный ракетно-бомбовый удар по позициям YPG в сирийской провинции Хасаке. Реакция администрации Трампа была весьма жёсткой: шаг турецких властей в Вашингтоне назвали абсолютно неуместным. Анкара была предупреждена о последствиях в случае повторения подобных воздушных рейдов. Чтобы у президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его правительства не осталось после этого невыясненных вопросов, 9 мая Пентагон сделал своё резонансное заявление об оружейных поставках курдам.

Их номенклатура американской стороной не разглашается. Источники в военно-дипломатических кругах США сообщили, что бойцы YPG, как «наиболее эффективной силы в наземных операциях против ИГ» в направлении на Ракку, получат стрелковое оружие, 120-мм минометы, легкие бронемашины. При этом подчеркиваётся отсутствие у американской стороны планов вооружать коалицию SDF ракетно-артиллерийскими установками или ракетами класса «поверхность - воздух».

Американские военнослужащие вместе с бойцами курдских YPG в районе Дарбасия провинции Хасаке (Фото: Reuters)

Ударом 25 апреля Эрдоган пытался создать для себя более комфортное поле для будущих переговоров в американо-турецких верхах, а нарвался, по сути, на обратный эффект. Горечь пилюли была усилена ещё одним нюансом, заставившим турецкого лидера и его команду серьёзно забеспокоиться. Перед визитом Эрдогана 15 мая в США и переговорами на следующий день с Трампом группа доверенных лиц турецкого президента вела консультации с американскими партнёрами. Рабочий контакт был установлен ещё до заявления Пенгагона о поставках оружия курдам. Среди участвовавших в обсуждениях лиц упоминались, в частности, пресс-секретарь главы турецкого государства Ибрагим Калын и шеф Национальной разведывательной организации Турции (MIT) Хакан Фидан. Объявление американского военного ведомства от 9 мая стало для турецких переговорщиков «холодным душем». Видимо, Белый дом таким образом дал понять турецким эмиссарам и самому Эрдогану, что Анкаре не будет позволено вести диалог с Вашингтоном на равных, тем более с привлечением неких ресурсов давления на США.

Необходимость «поставить турок на место» возникла у администрации Трампа ещё по одной важной причине. Турецкого лидера «занесло» в неугодные американцам форматы стабилизации ситуации в Сирии. 3 мая Эрдоган едет на встречу с Владимиром Путиным в Сочи. На следуюий день в Астане подписывается трёхстороннее соглашение (Россия, Иран и Турция) по сирийским зонам деэскалации. Анкара явно решила что-то продемонстрировать Вашингтону в качестве имеющихся у неё геоополитических альтернатив. Разговоры о приобретении турецкой армией российских систем ПВО С-400 подчеркнули игру Анкары на чувстве ревности у Вашингтона.

Впрочем, как было отмечено, действия турецких властей вытолкнули их в ещё более сложную ситуацию. Расчёт делался на расширение поля для торга одновременно с США и Россией. Однако на отрезке 3 - 16 мая (между переговорами Эрдогана с Путиным и Трампом) пространство для маневра в вопросе сирийских курдов у Анкары сузилось до минимальных размеров. Американцы недвусмысленно дали понять, что курдские YPG остаются их наиболее доверенным и одновременно боеспособным партнёром «на земле» в Сирии. Россияне после 3 мая посылают туркам фактически те же сигналы, но уже в отношении курдов на северо-западе Сирии - в долине Африн, на которую ВС Турции и союзные им сирийские «умеренные» повстанцы безуспешно пытаются обрушиться уже несколько месяцев. В районе Африна курды вывешивают российские флаги, здесь периодически «засвечиваются» военнослужащие Сил специальных операций и Военной полиции ВС РФ. И США, и Россия дают понять Турции о тщетности её попыток уговорить две державы отдать курдское ополчение Сирии, записанное Анкарой в «террористические организации», на растерзание.

Важный штрих, дополняющий картину пребывания нынешнего турецкого правительства в шоке от услышанного и увиденного по «курдскому досье» из Вашингтона. Начальным пунктом своего первого зарубежного турне Трамп выбрал Ближний Восток. Однако честью первой принимать у себя нового американского лидера удостоилась не Турция, а Саудовская Аравия, куда Трамп прибудет через три дня после переговоров с Эрдоганом - 19 мая. Единственного ближневосточного члена НАТО на карте турне Трампа нет вовсе. Более того, за считанные часы до старта многодневной поездки Трампа на Ближний Восток (Саудовская Аравия, Израиль) и в Европу (Ватикан, саммиты НАТО в Брюсселе и G-7 на Сицилии) турецкий президент фактически вызывается «на ковёр» в Белый дом.

Эрдогану на каждом шагу, в мелочах и на концептуальном уровне, из США отвешивают одну «оплеуху» за другой. Но он вынужден мириться, терпеть и пытаться всё же найти некие точки опоры в выстраивании отношений с администрацией Трампа. Вашингтонские аналитики перед сегодняшней встречей Трампа и Эрдогана очерчивают примерный круг «сделочных схем» между двумя союзниками по НАТО (1). На первых позициях в этих схемах значатся курды, причём сразу в Сирии и Ираке. Предполагается, что предметом сделки может стать обмен взаимными уступками Турции и США в районах сирийской Ракки и иракского Синджара.

Поддерживаемые Соединёнными Штатами коалиция SDF и курдские YPG на прошлой неделе выбили террористов ДАИШ из города Табка и одноимённой плотины на водохранилище «Аль-Асад» в 50 км к западу от Ракки. Сразу за этим курды объявили о сроках начала решающего наступления на столицу «халифата» - первые дни июня. Турецкая армия так и осталась в стороне от операции «Гнев Евфрата», не добившись ни повышения роли арабского компонента в SDF в противовес курдам внутри этой коалиции, ни привлечения к штурму Ракки спецназов дружественных третьих стран (Саудовской Аравии и её союзников в Персидском заливе). Чтобы как-то выровнять свои потери, связанные с расширением зоны контроля курдов к югу от турецких границ и неминуемого поднятия вскоре вопроса создания Сирийского Курдистана к востоку от Евфрата, Анкара пытается выпросить у Вашингтона операцию против «террористов» из Рабочей партии Курдистана (РПК) в иракском Синджаре.

После серии массированных ударов турецкой авиации по основным базам РПК в горах Кандиль к северу от Иракского Курдистана значительная часть сил курдских бойцов и их полевых командиров перегруппировалась в Синджар, заняв выгодную диспозицию поблизости от границы с Сирией. Для Турции укоренение РПК в иракской провинции Найнава представляется категорически неприемлемым. Но без отмашки от американцев, а также на фоне до предела натянутых отношений между Анкарой и Багдадом турецкая интервенция в Синджар рискует обернуться для Эрдогана очередными крупными неприятностями.

Помимо прочего, к вторжению в Синджар турок подстёгивает присутствие ограниченного контингента их «военных инструкторов» в районе Башика к северо-востоку от иракского Мосула. Битва за Мосул близка к своей развязке. Турецкие советники в лагере «Башика», наперекор требованиям правительства в Багдаде вернуть их домой, продолжают некую миссию обучения местных сил борьбе с террористами ДАИШ. Хотя надобности в этом уже который месяц нет никакой. Получается, только гипотетическая наземная операция турецкой армии в Синджаре может продлить присутствие в Башике непрошенных гостей.

Пока гнев Турции по поводу передислокации РПК из Кандиля на запад, к сирийской границе, ограничился авиаударом 25 апреля и последовавшими заявлениями турецкого генералитета о решимости недопустить создания баз «курдских террористов» в Синджаре. Дальнейшая модель поведения Анкары будет зависеть от результатов переговоров Эрдогана в Вашингтоне. Между тем, уже сейчас, вне зависимости от получения турецким президентом возможных выгод по итогам встречи с Трампом, представляется очевидным, что сирийским курдам удаётся очень многое. Они стали заметно опережать своего турецкого противника даже в том, в чём, казалось, Анкара превосходит курдов и другие силы в регионе на порядок - игра на балансе интересов мировых и региональных держав.

Сразу несколько ключевых игроков в Сирии и на Ближнем Востоке в целом заинтересованы в создании «буферной полосы» между турецкой армией и правительственными войсками Дамаска. На эту роль подходят исключительно районы, находящиеся под контролем коалиции SDF и курдских YPG. Получат ли в дальнейшем данные территории признанную или принимаемую по умолчанию форму «Сирийский Курдистан», сейчас не суть важно. Вопрос в том, что у этого образования, которое назовут «Федерацией северной Сирии» или как-то иначе, дабы не акцентировать курдский элемент в его фундаменте, уже в избытке имеются серьёзные основания претендовать на особый статус в послевоенном устройстве Сирии.

Зоны контроля в Сирии на конец апреля 2017 года (Иллюстрация: understandingwar.org)

Слагаемые де-факто Сирийского Курдистана, к крайнему недовольству Турции, расширяются и получают более глубокий характер при прямой поддержке США. Россия и Иран - два партнёра Турции по обеспечению режима прекращения боевых действий и созданию зон деэскалации - также смотрят на укрепление курдских позиций в протяжённой «буферной полосе» весьма позитивно. Саудовская Аравия и Израиль в данном вопросе в целом нейтральны, однако и они, конечно, в силу собственных интересов, не откажутся от сохранения в южном подбрюшье Турции на годы вперёд мощного раздражителя для этой страны.

Оружие сирийским курдам поставлено и будет впредь направляться, по мере развёртывания успешного наступления на Ракку. У американских военных в регионе нет альтернативной антиджихадистской пехоты, помимо 25 тыс. ополченцев YPG (всего в составе коалиции SDF, по данным Пентагона и Центрального командования ВС США, около 50 тыс. бойцов, примерно половина из которых приходится на курдские YPG). Выбив ДАИШ из Ракки и выйдя на административные границы провинции Дейр-эз-Зор, арабо-курдские подразделения могут быть частично мобилизованы и для действий против последнего крупного оплота террористов в регионе - город Дейр-эз-Зор и прилегающие к нему районы. Но на территории южнее Ракки, с «наслоением» на лежащий к югу Дейр-эз-Зор, пределы будущего Сирийского Курдистана вряд ли существенно расширятся. Курдам и их союзникам из арабских племён северной Сирии ещё предстоит продемонстрировать эффективный контроль на уже отбитых у «халифата» землях.

Отряды курдской самообороны с американским и частично российским вооружением и военной техникой будут преобразованы в подобие военизированных формирований «пешмерга» Иракского Курдистана. Произойдёт это в течение считанных месяцев сразу после падения «столицы» ДАИШ в Ракке. Именно с этого момента процесс создания в регионе де-факто Сирийского Курдистана примет практически необратимый характер.

На предстоящих переговорах с Трампом загоняемый всеми в угол турецкий лидер не в силах отыграть ситуацию назад. Сомнительными выглядят и шансы военно-политического руководства Турции добиться в торге с американской администрацией существенных компенсаций. В лучшем случае Эрдогану «бросят кость» в виде экстрадиции из США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого турецкими властями в организации попытки госпереворота в июле 2016 года. Надеяться на другие выгоды «компенсационного» свойства, чтобы как-то сохранить лицо в «курдском досье» Сирии, турецким властям нет никаких веских причин.

(1) Soner Cagaptay, Reaching a U.S.-Turkish Deal in Syria: Four Steps // The Washington Institute for Near East Policy, May 12, 2017.

Ближневосточная редакция EADaily

Источник

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Курды и Курдистан
Коридоры кончаются курдами: о корнях протеста на востоке Турции
Перманентная нестабильность в приграничных районах затормозит реализацию проекта «Путь развития»
06.04.2024
Россия находится в Сирии в сложном положении
Что стоит за обвинениями Эрдогана в адрес Москвы в невыполнении договорённостей?
22.11.2022
Иракские курды и кризис в Багдаде
«Ирак и Курдистан являются важными частями политики США»
23.06.2022
Курды будут вести против Турции тотальную войну. Продолжение
Экспертная оценка Академии Геополитики
11.02.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19