itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Горящая свеча Л. Пантелеева

К 30-летию кончины соавтора знаменитой книги «Республики Шкид»

0
431
Время на чтение 9 минут

Горящая свеча Л. Пантелеева

Тридцать лет назад, 9 июля 1987-го, ушёл из жизни классик советской детской литературы писатель Л. Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев), соавтор знаменитой книги «Республики Шкид», многих других книжек, язык которых - по признанию автора - «эзопов язык христианина».

Алексей Иванович Еремеев родился в Санкт-Петербурге 9 (22) августа 1908 г. в купеческо-дворянской семье, отец был казачьим офицером, героем Русско-японской войны, умер в 1916 г. Алеше было 9 лет, когда произошла Февральская революция. В памяти она запечатлелась «ярче, отчетливее, чем Великая Октябрьская». Был беспризорником. Горький восхитился «Республикой Шкид» «расхвалил её соавторов на всю Европу». Соавторам было - Л. Пантелееву 18 лет, Григорию Белых (1906-1938) 21 год. Во время войны писатель чудом пережил самую лютую пору ленинградской блокады, оказавшись с «волчьим паспортом», без карточек. Подводя жизненные итоги, в середине 1970-х, Пантелеев написал исповедную повесть «Я верую». Завещал: «Разрешаю печатать эту рукопись - или отдельные отрывки её - через три года после моей смерти». Похоронен на Большеохтинском (Георгиевском) кладбище родного города, под одним крестом с дочерью Машей; крест простенький, имена почти не читаются.

Про подсвечник

Главы из повести «Я верую» (правильнее сказать, отдельные её страницы) опубликованы в 1991 году, в журнале «Новый мир», № 8. Текст был дан удивительно мелким шрифтом, словно б редакция стеснялась церковной темы. Тема обозначена автором: «Обо всем, что придет в голову, если это «всё» имеет отношение ко мне, к моей вере, к моим мыслям о вере и о церкви». Под названием «Верую!» книга целиком опубликована в 2008-м, в издательстве Сретенского монастыря, присутствует в интернете.

«Всю жизнь исповедуя христианство, я был плохим христианином», - так начинается исповедная повесть Л. Пантелеева. Потому плохим, что «слишком редко ставил свечу на подсвечнике». Речь о подсвечнике, о котором в Евангелии сказано: «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

Веру свою он таил, не проповедовал, хотя, конечно, для властей не было тайны в том, что он посещает церковь - и в Ленинграде, и в других городах Союза, и за границей. «Этот грех, вместе со многими другими, десятки лет камнем лежит на моей душе», говорит он, и не оправдывается, но разъясняет: «Да, жизнь моя пришлась на годы самого дикого, самого злого, жестокого и разнузданного безбожия, всю жизнь меня окружали неверующие люди, атеисты, в юности было несколько лет, когда я и на себе испытал чёрный холод безверия...».

Трогательны, дивной художественной силы страницы с его рассказом о детских религиозных переживаниях: «Когда я подрос, мне позволено было поститься и на Страстной неделе. Всю эту неделю я ежедневно бывал с мамой в церкви, иногда и по два раза, на двух службах. И тогда, в детстве, и сейчас, когда голова моя давно побелела, великопостная служба, особенно всенощная, - моя самая любимая... И в детстве я не мог и сейчас не могу без слез, без спазма в горле слушать или читать молитву Святого Ефрема Сирина. Отзвучали последние песнопения, отгудел бас дьякона, погасло электричество, только редкие свечки помигивают то тут, то там - у распятия, у Казанской, у Скорбящей, у Николы Чудотворца, у Серафима Саровского... Из левой боковой алтарной двери выходит на амвон батюшка. Он уже снял свое жёсткое черно-серебряное облачение, остался в домашней, черной или темно-серой рясе, на которой так чисто и молитвенно грустно посверкивает наперсный серебряный крест. Обратившись лицом к уже закрытым, уже потемневшим, потускневшим царским вратам, батюшка некоторое время молчит. Молчим и мы, ждем. Тихо, как никогда в другое время не бывает тихо, в храме. Только где-нибудь догорающая свечка вдруг нешумно затрещит, зафыркает, как бенгальский огонь. И опять тишина.

- Господи и Владыко живота моего, - истово, мягко и четко начинает батюшка, осеняя себя широким и неторопливым крестом. И ты, маленький, но не чувствующий себя маленьким, громко или шепотом повторяешь за седовласым пастырем дивные слова молитвы...».

Чёрный холод

По замыслу авторов в книжке о «Шкиде» должна была быть глава «Печорин из Саратова» - о неординарном саратовском мальчике Серёже Лобанове (в будущем издатель, который опубликует книгу «Лёнька Пантелеев»). Л. Пантелеев говорит: «Работать над этой главой предстояло мне. Но я не стал писать ее. Не мог. Было стыдно».

Почему стыдно?..

«Не помню, в первый ли день или позже, кто-то обнаружил у него на шее ладанку.

- Что это?

- Это мне мама, когда я уезжал, повесила.

Другие посмеялись, даже поиздевались и - отстали. А я - не отстал.

- Снимай! Показывай, что это?

Лобанов, вообще-то мальчик мягкотелый, безвольный, снять ладанку отказался. Тогда я накинулся на него, повалил на пол, сорвал этот мешочек, вспорол его...

Что я сделал с этим поруганным образком, с этим мешочком и с землей - не помню. Но помню, как сидел на полу, раскинув ноги, Сережа Лобанов и горько плакал и размазывал слезы по лицу.

Екнуло у меня тогда сердце? Хоть на миг, хоть на секунду? Тоже не помню. Испытываю только жгучий стыд и позднее раскаяние».

Этот стыд и стал той щёлкой, через которую в него вновь со временем проник свет веры.

И свет во тьме светит

Исповедная повесть - о сокровенной части человеческой жизни, наиважнейшей - духовной.

Поэтому с таким пристрастием, - как и мы, многие, отмечаем в людях, что у человека за душой, - он обращает особое внимание на тех современников, которые веровали. Он говорит о вере Евгения Шварца, Самуила Маршака, Тамары Габбе, Даниила Хармса, Анны Ахматовой, Веры Пановой...

Он отмечает присутствие религиозных воззрений в произведениях писателей, своих современников. О Вере Пановой, которая до какого-то момента «всю жизнь была неверующей»: «А года через два-три она подарила нам с женой книгу «Лики на заре», куда входит одно из лучших ее произведений (после «Сережи» - лучшее) - житие преподобного Феодосия Печерского. Удивляюсь, как могли подписать к печати эту книгу! Какая Сила отвела руку цензора... Ведь это же действительно Житие, написанное современным языком и современным мастером-христианином». Особо пристальное внимание Пантелеева к А.И. Солженицыну: «Думаю, что не я один обратил тогда внимание на ту неожиданную для книги советского автора симпатию, с какой написан у Солженицына верующий юноша Алеша» («Один день Ивана Денисовича» опубликован в 1962-м). Из записной книжки Алёши автор «Ивана Денисовича» выписал (выписывает и Пантелеев): «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или как вор, или как посягающий на чужое. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

О младшем своём современнике и о его рассказе «Пасхальный крестный ход» (1966): «Уже один его маленький рассказ или очерк или «сценка с натуры» - «Светлая заутреня в Переделкине» давала столько пищи для размышлений; так ярко, живо, пластично - и такими, что называется, скупыми средствами... Солженицын же шумно и бесстрашно ворвался в широкий русский (и не только...) мир, явился верующим и неверующим и сказал:

- Без Бога жить нельзя!».

Пантелеев говорит о либеральной интеллигенции, которую устраивало в Солженицыне всё, «но только не борьба за свободу совести, только не вера в Бога». Та интеллигенция не принимала того, что «образованный человек, живущий в век НТР... и вдруг сочувственно изображает какой-то поповский, мракобесный, вылезший из глубины веков крестный ход!»

Пантелеев говорит нелицеприятные вещи о либеральной интеллигенции, что и ныне звучит актуально:

«Мне жаль этих людей. Среди них нет и не может быть ни одной крупной личности. Либеральствующая российская интеллигенция, безбожная, безвольная, исторически обанкротившаяся, позволившая случиться тому, что случилось, - она, эта интеллигенция, уходит в небытие».

Увы, в прогнозе он ошибся: жизнерадостна, розовощёка и по-прежнему хищно сверкает зубами...

После выхода «Верую» они защёлкали зубами, кто-то произнёс в обвинительном ключе: «Двойная жизнь».

Л. Пантелеев заочно высказал благодарность Солженицыну: «Не родись на нашей земле Солженицын, вряд ли возникла бы у меня мысль писать эти заметки».

Пантелеева радовало появление другой интеллигенции, в том числе вышедшей из крестьянства; он сочувственно отзывался о молодых в ту пору писателях Валентине Распутине и Василии Белове.

Эзопов язык

В тридцатые годы Пантелеев писал «в ящик», когда писать «в ящик» мало кто решался, опасаясь обыска. Он вспоминает свой рассказ «Колокола», где настоятель храма, после того, как с храма были сняты колокола, «обращаясь в воскресной проповеди к своей обиженной, убитой пастве, сказал, что - не надо горевать... пусть благовест звучит в наших сердцах...». Рассказ он сжёг в 1937-м, когда горели многие рукописи...

Напомню, в 1937 году редакция ленинградского Детиздата была разгромлена: некоторые сотрудники были уволены, другие в разное время были арестованы, расстреляны, погибли в заключении. Погиб и соавтор «Республики Шкид» Григорий Белых (1906-1938). О его внутренней свободе можно судить по явно крамольному для послереволюционных лет шкидовскому рассказу «Белогвардеец».

i.jpegПримечательно, что именно в 1937 году Пантелеев написал свою знаменитую сказку «Две лягушки». О том, как попали лягушки в горшок со сметаной. Одна: «Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону». И утонула. А вторая: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». И вышло - твёрдое масло под лапами для прыжка вверх. Эзоповым языком христианина написан в 1941-м и знаменитый рассказ «Честное слово», трогательный. Ох, не нравился этот рассказ некоторым! Пантелеев вспоминает: «Был такой Чевычелов Дмитрий Иванович, директор ленинградского Детгиза. Маленький человечек, никогда не снимавший - ни на улице, ни в помещениях, ни даже у себя в кабинете - ермолки. Этот Чевычелов многократно и где только можно выступал против моего рассказа „Честное слово", заявляя, что проповедуемая там мораль - не коммунистическая...».

У «Республики Шкид» тоже были влиятельные враги. Очень не понравилась книжка Н. Крупской. Но до 1937 года повесть переиздавалась десять раз. В том же 1937-м А.С. Макаренко, признав художественные достоинства книги: «Она имеет огромную ценность как художественная литература, и то, что в ней изображено, конечно, верно», - заключил: «Но как педагогический труд, эта книга неудачна... Такое воспитание нам не нужно». В 1937 году был репрессирован Г. Белых, и книга исчезла из культурного пространства до 1960-х. В 1966 году повесть была экранизирована. Режиссёр Геннадий Полока снял великолепный фильм, любимый миллионами. Фильм и сейчас смотрится отлично, в нём живо свежее дыхание.

Когда в 1978 году Алексей Иванович поставил точку в исповедной повести, для конспирации в черновике он вывел название на латыни: «Credo», в чистовике заглавия вовсе не обозначил. Он так же не рассчитывал увидеть напечатанной при жизни и повесть «Дочь Юпитера» (1974) - о судьбе дочери царского генерала С.С. Хабалова.

Пантелеев для многих остался тайной. Он не любил писательских собраний. Был молчалив. Евгений Шварц заметил: «Держится он независимо, даже наступательно независимо. Эта независимость, даже когда он молчит, не теряет своей наступательной окраски. А он крайне молчалив». Речь Пантелеева, его мысль - в ином. Он сумел сохранить для себя и для нас свое сокровенное.

В 2008 году его автобиографическая повесть вышла отдельной книгой. Но я скажу о том впечатлении, которое она произвела в 1991 году. Это было как записка в бутылке, как послание из другого мира лично мне. Это было как взгляд через щель в закрытый и замурованный мир, в котором горит свеча на высоком подсвечнике перед ликом Спасителя.

О свече своей веры он говорит, терзаясь: «Если и светила она когда-нибудь кому-нибудь, то очень слабым, отраженным светом». Но отражённый свет - тоже свет. Спасибо. А с публикацией 1991 года - свет его стал далеко виден.

Горит его свеча.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25