itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как икона вернулась в храм

0
491
Время на чтение 5 минут

15 января 1991 года были второй раз обретены мощи великого подвижника Русской Православной Церкви - саровского чудотворца Серафима. А в 1995 году в храме прп.Серафима Саровского в пос.Песочный была второй раз обретена икона преподобного старца - «Моление на камне», утраченная в годы советского лихолетья. Причём, как выяснилось, икона Преподобного никогда храм и не покидала. Рассказывает настоятель храма протоиерей Игорь ФИЛИН.

Икона отображает один из известнейших подвигов прп.Серафима Саровского, когда св.старец тысячу дней и ночей молился на камне. Днём он молился в лесу, а по ночам - в келье, где у него тоже был камень. Сколько я помню по фотографиям саровских торжеств, лесной камень находился под сенью специально выстроенной беседки, а после прославления старца его разобрали на кусочки паломники. И сейчас ещё можно встретить изображение на кусочках камня - того самого знаменитого, лесного.

Надо сказать, что такого рода молитва - стоя коленами на камне - связана с большими телесными тяготами. Стоять на коленях на камне тяжело и больно. К тому же камень в Саровском лесу даже летом не прогревается солнцем, и колени пронизывает холод. И мы знаем, что у прп.Серафима были больные ноги. О чём молился, стоя на камне, Преподобный? «Боже, милостив буди нам грешным». Он, как всякий христианин, молился о милости Божией, о своей погибающей душе и обо всём мире христианском.

А в нашем храме прп.Серафима Саровского, который был освящён в 1904 году - ровно через год после прославления прп.Серафима, - была написана и хранилась икона, прославляющая этот подвиг Преподобного - моления на камне пред иконой Пресвятой Богородицы «Умиление». После революции храм был закрыт, в здании разместился клуб, потом - пункт проката. И, как казалось, не сохранилось ни одной иконы! Всё было разорено. Последние пользователи здания храма даже туалет в нём устроили. Колокольня и купола были снесены, вместо них поставили обыкновенную двускатную крышу, которая постоянно протекала. И когда здание храма наконец-то вернули Церкви, это был уже полусгнивший сруб. Возможно, он ещё лет пять простоял бы, а потом бы просто развалился. Поэтому первой задачей было сохранить то, что ещё осталось. Поставили печи, чтобы хоть как-то протапливать, прогревать помещение. А надо ещё сказать, что храм верующим передавали частями - сначала алтарную часть. В советское время в алтарной части устроили сцену, где пели и плясали, где висел экран для просмотра фильмов, а потом там сидела приёмщица пункта проката. В восточной стене церкви хозяева «клуба» прорубили дверь, да так, что храмовый сруб едва не развалился, - очень уж близко к угловому стыку стен, где проходит перевязь брёвен... И только когда из здания выехал пункт проката, нам передали весь храм целиком.

Закипели ремонтные и реставрационные работы. А для этого нужны люди. С Божией помощью нам удалось получить ветхое здание, которое стояло рядом с храмом, но предназначалось к сносу. Мы и такому были рады. Оборудовали в нём братский корпус, где в первые годы (а я был назначен сюда настоятелем осенью 1993 года) жили люди, которые пришли добровольно помогать восстанавливать храм. Летом в братском корпусе жили по 20-30 человек, и каждому находилось дело.

Задумались мы и о том, что надо восстанавливать колокольню, которая была снесена в советские годы. В основании снесённой колокольни несколько десятилетий располагалась кинобудка, которая закрывалась дверью, обитой железом. И когда мы стали разбирать крышу, расчищая место под строительство новой колокольни, то сняли и эту дверь. Это было лето 1995 года. Железо с двери решили сохранить - пригодится в хозяйстве, а занимался этой работой Павлик Вавилов. Парень стал ходить в наш храм и помогать, ещё когда служил в армии (часть находилась недалеко от храма). А уволившись из армии, остался пожить в братском корпусе и поработать во славу Божию. И вот отодрал он железо и обнаружил под ним две дверные филёнки, очень уж похожие на иконные доски. Доски эти хоть и были закрашены зелёной краской, но были выгнутые и имели шпоночный паз, характерный для икон. Павел принёс эти доски мне, и мы стали их исследовать. Под краской явно просматривалась какая-то живопись. Расчистка закрашенной иконы - дело непростое, нужен особый растворитель, чтобы не повредить святого изображения, скрывающегося под краской. А у нас в сестричестве была Ирина, которая обучалась живописи, пыталась даже иконы реставрировать. Вот ей мы эти доски и отдали. Стала она осторожно соскабливать краску, и появился кусочек золотого нимба. Я было подумал, что это икона Божией Матери «Знамение». Но за следующую ночь Ирина соскоблила почти всю краску, и оказалось, что это правая и левая части иконы прп.Серафима Саровского, распиленной пополам. Причём распил прошёлся по лику святого старца... Низ и верх иконы с орнаментом также были отпилены и, к сожалению, утрачены.

Слава Богу, изображение не пострадало от закраски. Когда икону закрашивали, она, очевидно, была покрыта слоем пыли, но «маляры» не потрудились её стереть, покрасили прямо по пыли и грязи, и по­этому краска не попортила церковной живописи и легко соскоблилась. Это ли не Промысл Божий?!

Потом икону отреставрировали - надставили недостающие верх и низ, восстановив орнамент по оставшимся на иконе элементам. Орнамент писала художница Елена Кондратенко - прихожанка, а потом и сестра нашей Обители Веры и Милосердия.

С тех пор икона прп.Серафима Саровского находится в нашем храме с левой стороны от входа, в киоте. Вот так святой старец вернулся в свой храм.

- Батюшка, а частичка святых мощей старца Серафима как в храме появилась? Я видела фотографию, на которой вы бережно держите в руках серебряный ковчежец с мощами Преподобного.

- История их обретения поистине удивительная. Есть в нашем городе св.Петра известный благотворитель Константин Вениаминович Голощапов, который обладает удивительнейшим даром - находить и получать святыни и частицы мощей праведников и угодников Божиих. У него есть мощи Свт.Николая Мирликийского, мощи святого равноапостольного царя Константина и матери его св.царицы Елены, есть даже частица Древа Животворящего Креста... А когда вся Россия в 1991 году торжественно праздновала 100-летний юбилей со дня прославления прп.Серафима Саровского, Константин Вениаминович был на этом празднестве и удостоился получить большую частицу святых мощей преподобного старца.

Один из наших прихожан, который хорошо был знаком с К.В.Голощаповым, передал ему мою просьбу выделить частичку мощей прп.Серафима для нашего храма. Константин Вениаминович благодушно ответил: «Пусть отец Игорь приедет и отделит частичку». Конечно, я вскоре приехал и получил частичку мощей преподобного старца. Затем наш приход заказал для этой святыньки красивый серебряный ковчег у православного художника-ювелира. Ковчежец получился чудесный - с изображениями сцен из жития прп.Серафима Саровского. Покоится он в храме на Престоле. Каждую неделю мы, духовенство храма, выносим его на воскресное всенощное бдение, в воскресенье - на акафист, а также в дни памяти прп.Серафима Саровского - 1 августа (обретение мощей прп.Серафима Саровского) и 15 января (преставление в 1833 году и второе обретение мощей в 1991 году) для поклонения верующим.

Адрес: 197758, СПб, пос.Песочный, Ленинградская ул., 10. Тел. (812) 240-26-53

Побывала Ирина РУБЦОВА

Источник: Православный Санкт-Петерубрг

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ирина Рубцова
Все статьи Ирина Рубцова
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.02.2023 14:45
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Сергей
01.02.2023 14:27
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Константин В.
01.02.2023 14:24
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Alexandеr
01.02.2023 14:22
Что за игры на «Большой игре»?
Новый комментарий от Константин В.
01.02.2023 14:07
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от allan
01.02.2023 14:02
«Чебурашка» – недетская сказка
Новый комментарий от учитель
01.02.2023 13:18