Сегодня в столице США Вашингтоне неизвестными осквернен мемориал Линкольна. Это вполне обоснованно понимается как ответ за снос памятников солдатам Конфедерации и защитнику Юга в гражданской войне США 1861–65 годов генералу Ли в Виргинии.
Итак, в Америке полным ходом идет свой «памятникопад». Что он означает? Может быть, Америку покусала Украина?
Нет, все на самом деле интереснее и поучительнее.
Во славу эмансипации
Проект сноса памятника генералу Роберту Ли возник из петиции, поданной некоей афроамериканкой, — с предложением также переименовать парк, в котором находится памятник, в Парк Эмансипации.
В соответствии с новыми веяниями, ее предложение было утверждено городским советом в нарушение закона о воинских мемориалах. Это породило протест, уличные столкновения, беспорядки и человеческие жертвы.
Стоит добавить, что памятники, связанные с сопротивлением Конфедерации, сейчас уничтожаются по всей территории США. То есть все это теперь там в порядке вещей.
Президент Дональд Трамп выступил против сноса памятника прославленному генералу. Он напомнил, что Вашингтон и Джефферсон были крупными рабовладельцами. «Вы меняете культуру», — сказал Трамп и спросил, где все это кончится.
Именно Трампа и обвинили в произошедшем. В заигрывании с националистами, консерваторами и белыми.
Что вспоминается в связи со всем этим? А вспоминается близкая нам страна… нет, не Украина — Эстония.
Как это было в Прибалтике
2007 год был для Эстонии тяжелым.
Правительство ругали как-то особенно сильно, в воздухе чувствовалась напряженность. Чувствовалась до такой степени, что время от времени государственные учреждения приходилось окружать барьерами и полицией. Основной протестной группой, как обычно, были пораженные в правах русские. Но было и немало эстонцев.
В воздухе носился нехороший запах потери власти. Надо было что-то делать. На помощь пришла, как всегда в таких случаях и бывает, «национальная идея».
Эстонские власти решили убрать с улиц Таллина монумент советским солдатам, павшим при освобождении города. Но не просто убрать и не просто монумент. Дело в том, что памятник находился у захоронения — у настоящей могилы, в которой лежали настоящие кости советских солдат.
С одной стороны, это было препятствием, так как воинские захоронения защищаются международным правом. Но с другой, это было очень удобно для целей эстонского этнократического режима.
Газеты вдруг стали выходить с глумливыми статьями о том, что советские солдаты все как один были мародерами, алкоголиками, ворами и насильниками. О том, что у монумента в Таллине лежат русские пьяницы, отравившиеся метанолом и выданные лживой советской властью за героев.
Потом вдруг возникла версия, что там вместе лежат расстрелянные насильники и изнасилованная и убитая ими санитарка. На самом деле, в могиле лежали муж, жена и их боевые товарищи.
Народ за несколько месяцев был доведен до нужной точки кипения.
Кстати, именно тогда Георгиевская ленточка стала приобретать новую жизнь, превращаясь в символ русского сопротивления и единства с Россией.
Я помню, как сам выпрашивал у сотрудников РИА «Новости» эти ленты и по оказии отправлял в Эстонию. Потому что их оттуда просили, их там ждали.
Позитивные коррективы
В ночь сноса монумента в Таллине вспыхнул русский бунт.
Но его ждали. Полиция была заранее свезена в город со всей страны. И она не церемонилась. Полиции помогли эстонские нацисты. Схваченных сажали, пытали в таможенных терминалах.
Русское сопротивление было раздавлено. Политическая поляна зачищена.
Вот что писал по этому поводу спустя несколько лет председатель Консервативной партии Эстонии, бывший посол в России Март Хельме:
Бронзовые ночи были победой Эстонского государства. <…> Целых полдесятилетия не было подобных новых выступлений. Даже перевод гимназического обучения на эстонский язык не привел среди русскоговорящих жителей к сопротивлению, как то было в Латвии. Знание эстонского языка среди молодого поколения русских активно растет, они прямо-таки стоят в очередях, чтобы отдать детей вместо русских детских садиков и школ в эстонские. Мы больше не слышим новостей о «Ночном дозоре», мало того — кажется, что у русских спустя пять лет больше нет ни одного общепризнанного лидера или организации, под знаменем которой они готовы идти в бой против «собачьего языка».
Тогда отпразднуем! Они, русские, живут здесь среди нас по-прежнему, но это неизбежность, в которую за последующие пять или двадцать лет, надеемся, будут внесены позитивные коррективы.
Позитивные коррективы — это когда русские рядом больше не живут.
Красноречиво, не так ли?
От всей этой истории за версту несло американскими советниками и технологиями, англосаксонским подходом. Так что же я чувствую сейчас, глядя на события в США?
Руки помнят
Что мне чувствовать?
Они придумали эту технологию для борьбы с нами. Но вот пришел момент, и у них возникли задачи внутри собственной страны.
А руки-то — помнят.
И руки взялись за привычное. Им надо было навесить на Трампа трупы. Нужно было вывозить его в нацизме, как в дегте, и в неудачах, как в перьях.
Определенные успехи налицо.
Только вот технология, примененная для достижения этой цели, подразумевает такую вещь, как разрушение национального консенсуса. Когда часть граждан объявляется неполноценными, а их права — не безусловными. Их достоинство — не равноценным.
Все это мы уже наблюдали на постсоветском пространстве. И ни одна страна, которая позволила в себе разделиться, — не устояла. Ни страны Прибалтики, ни Грузия, ни Киргизия, ни Молдавия. Существование всех их в данный момент — более чем условно.
Закрепляя в этих странах антирусский их статус, пытаясь обеспечить их антироссийскую политику в долгосрочной перспективе, США изобрели только что мною описанную паскудную технологию. США обеспечили этим странам нестабильность и деградацию.
«Мне отмщение, и аз воздам» (Рим. 12:19).
В российском сегменте Сети есть дурной обычай — мечтать о том, что вот-вот в США рванет вулкан Йеллоустоун, и вот тогда…
Вот он, Йеллоустоун. Гражданская рознь.
Мы должны внимательно наблюдать за происходящим и тщательно заучивать урок, который сейчас в очередной раз дает нам история.
И когда среди нас появляются добрые, хорошие люди с идеями сносов памятников, переименований, реституций во имя справедливости, ради национального покаяния и примирения, мы должны найти для них нужные понятные слова.
Или действия.