Курды защищаются от атак турецких военных на улицах города Диярбакир.
Этот и последующие снимки присланы очевидцами событий из охваченного беспорядками города.
Я могу только читать их короткие сообщения (в городе вырубили электричество, и телефоны они заряжают от генераторов). Они посылают мне жалкие страшные фото, сделанные украдкой из окна: танки на улицах и трупы. С понедельника 14 марта в городе непрекращающийся комендантский час. Нет воды и еды. Рискуя жизнью, люди выходят на улицу, чтобы найти продукты, и часто не возвращаются. Так и остаются лежать на тротуарах.
Три месяца назад мы с моим курдским другом и переводчиком по имени Эрол сидели в самом сердце города Диярбакир, в старинном Суре, охраняемом Юнеско. Но Юнеско уже ничего не мог сделать. В городе только что закончился комендантский час. Повсюду были баррикады, развороченные старинные мостовые, расстрелянные исторические мечети и разбитые стекла в домах. Света уже не было. Мы сидели в темном кафе при свечах и пили холодное вино. Мы уже знали о 14 погибших гражданских (в основном, женщины и дети), но все еще рассуждали как светские европейские люди. «Ну, не сумасшедший же он, в самом деле, - рассуждал Эрол, говоря об Эрдогане. - Турция - часть Европы. Это ведь не какая-нибудь Сирия. Турция стремится в Европу, значит, Европа и США не позволят устроить здесь геноцид курдов».
Наивные зайчики. Мы и представить себе не могли, что высоконравственная Европа, до смерти напуганная потоком беженцев, сразу и с потрохами сдаст все права человека. Что Эрдоган, словно османский султан, продиктует ей условия: сразу 6 миллиардов евро, безвизовый режим для турков с июня и полное молчание в европейских медиа о его преступлениях. В обмен на то, что он ПОСТАРАЕТСЯ остановить мигрантов.
Курды взирают на турецкие броневики и блок-посты в Диярбакире.
Как только эта грязная сделка состоялась, уже в ночь на 15 марта я получила отчаянное письмо от Эрола: «ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ! Срочное сообщение! Я и моя семья вместе с десятками тысяч гражданских лиц заперты в домах на время комендантского часа и попали в ловушку. Множество невинных людей убито и ранено прошлой ночью, когда начались столкновения курдов с турецкой армией. Нет электричества, нет воды. Вокруг нас идут тяжелые бои».
Некогда оживленный перекресток - в заброшенных автомобилях. Справа вверху - стоит турецкий броневик.
Из охваченного кровавыми беспорядками города бегут семьями.
Сутки я не имела известий от своего друга и была уверена, что он погиб. 17 марта он сообщил, что в его дом в районе Баглар (самый густо населенный район Диярбакира) попал снаряд. Разрушены дома двух его замужних сестер. Ему удалось бежать с матерью и его любимой кошкой. Они потеряли все. Несколько часов они просидели под обстрелом и проливным дождем, пока их не приютили друзья. Последняя весточка от Эрола: вокруг дома идут постоянные бои. Эрол вместе с мамой, кошкой и друзьями сделает попытку добраться до аэропорта. Этот светский, блестяще образованный человек, атеист и скептик, повторяет в каждом письме «Молитесь за нас!».
Источник