Пятьсот лет нашей гибридной войны

0
855
Время на чтение 4 минуты

Армия остается одним из символов государства и гарантом суверенитета. Но выполнение специальных операций в двадцать первом веке лучше доверить не бравым майорам в начищенных сапогах, а пацанам в кедах.

Генералы готовятся к прошедшей войне – неудачный турецкий переворот в очередной раз подтвердил эти слова Черчилля. И вроде бы технология захвата власти обкатана многократно. У самих турок за прошлый век это получилось не меньше шести раз.

Несколько надежных подразделений в обстановке полной секретности получают команды занять телефон, телеканал, блокируют здания генштаба и госбезопасности, лишают главу страны возможности управлять подчиненными, на сторону заговорщиков переходят предусмотрительные чиновники.

Победители выходят к восхищенному народу и говорят: «Родина погрязла в преступности и коррупции. Виновные будут наказаны!» Триумф!

Но в этот раз все пошло не так. Это сто лет назад достаточно было занять телеграф и разослать победные реляции. Сегодня президент может дать сигнал правительству по скайпу. Может при помощи SMS вывести миллионы сторонников на улицы. А легитимность власти определяют мировые информагентства.

Современный революционер не чистит месяцами наган на конспиративной квартире, он делает селфи на фоне бесчеловечных стражей режима. Турецкие генералы этот момент проворонили.

Да и вообще, традиционная армия теряет свои позиции. Нет, это не значит, что регулярные войска заменят банды бородатых уголовников. Армия остается одним из символов государства и гарантом суверенитета. Но выполнение специальных операций в двадцать первом веке лучше доверить не бравым майорам в начищенных сапогах, а пацанам в кедах.

Война сейчас уже не та. С появлением ядерного оружия державы-соперники побаиваются выкатывать пушки и бросать танковые клинья в прорыв. Но противоречия-то никуда не делись!

Пакостить оппонентам научились по-другому. Появился малопонятный термин «гибридная война», который объединяет в себе пропаганду, террор и социальные конфликты.

Эти виды оружия сложно подчинить уставу. Они требуют большей свободы и творческой инициативы. Уследить за каждым активистом невозможно, да и не нужно. Важно придерживаться общей рамки наступления и освещать в медиа наиболее яркие вспышки конфликта.

Это раньше Бог был на стороне больших батальонов – теперь он болеет за смартфоны с максимальным разрешением видеокамеры. Информационные сети, как увеличительное стекло, усиливают любой локальный успех. И в политике, и в войне, хотя границу между ними провести уже сложно.

Помните, как весь мир следил за битвой в Пальмире? В действительности наступление проводилось силами нескольких батальонов. А снимали это наступление с множества камер.

Я в тот момент находился на другом конце страны – в окруженных с трех сторон курдских кварталах Алеппо. А мой земляк, разглядывая в бинокль знаменитый античный амфитеатр, жаловался в мессенджер, что некому запечатлеть его водружающим одесский флаг в освобожденной Пальмире.

Символ «Южной Пальмиры» над полем самой медийно раскрученной битвы с ИГ с лихвой бы перекрыл все старания по созданию имиджа «бандеровской Одессы» путем хождения строем по Дерибасовской в вышиванках.

Информационный огонь в войне двадцать первого века выполняет функцию артиллерийской подготовки. Только после этого в атаку ринется пехота с вежливыми извинениями и фото в окружении красавиц.

В каждую эпоху технический прогресс приносил новые виды оружия. И это коренным образом меняло тактику ведения боевых действий. А вслед за ней менялась социальная структура обществ и политическая карта мира.

Я знаю людей, которые по собственной инициативе выезжают освещать конфликты на Балканах и Ближнем Востоке. Кто еще готов ходить партизанскими тропами Курдистана почти без зарплаты и страховки? Именно так сегодня выигрываются информационные войны!

Другой пример – русские ЧВК. Мы куда больше знаем об американских Blackwater или Academi, чем о наших соотечественниках, выполняющих аналогичные задачи в горячих точках. То немногое, что становится известно, густо перемешано с недоброжелательными комментариями «либеральной общественности». А ведь именно с ними связаны наибольшие успехи в наземных операциях в Донбассе и Сирии.

Социально-экономическая и идеологическая ситуация в постсоветских странах такова, что мир можно завалить профессиональными армиями, говорящими на русском. Пусть их будет тысяча. Тысяча частных военных компаний, зарегистрированных, допустим, на непризнанной территории в Донецке.

Москве останется только разводить руками и на международных встречах говорить, что это граждане другого государства и совершенно неуправляемые, как это делал, например, Иван Грозный или Екатерина ІІ. Вполне возможно, что какая-то из компаний потеряет координацию и наделает глупостей, но в целом вся сеть обеспечит авторитет России в разных уголках мира.

Подобный принцип – государственно-частное партнерство – позволяет решать внешнеполитические задачи, не подставляя само российское государство. Это могут быть не только военные компании и информационные ресурсы, но и образовательные учреждения, благотворительные организации – любая инициатива со стороны граждан РФ или лояльных жителей постсоветских стран.

Однако нужно понимать, что это потребует трансформации общественно-политического пространства и в самой России. Пример Эрдогана показал, что «гибридные» стратегии эффективны не только для решения внешнеполитических задач, но и для ликвидации рисков внутри страны.

Это не значит, что нужно копировать какой-то турецкий опыт. Нет, речь о том, что необходимо внедрять и тиражировать уже имеющиеся у России успешные «опытные» образцы современных социальных технологий.

Широкая гражданская инициатива требует соответствующих институтов. Для стратегического планирования и координации. Ну и, конечно, для всенародного обсуждения будущего страны.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Дмитриев
Все статьи Игорь Дмитриев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36