В Германии и во Франции одновременно произошли два примечательных события. Руководство одной из начальных школ в Дюссельдорфе запретило носить на территории учебного заведения закрывающие лицо предметы женской одежды - никаб и паранджу. Теперь, чтобы забрать своего ребенка домой, мамам, которые носят скрывающий лицо головной убор, придется заранее его снять. «Мы не хотим никого исключать. Напротив, речь идет об открытом общении», - заявила директор школы Сузанне Хартвиг. В её школе около двух третей учащихся - дети из семей мигрантов. Новый запрет директор объяснила тем, что сотрудникам учебного заведения всегда необходимо четко понимать, с кем они имеют дело.
Председатель объединения учителей Германии Йозеф Краус поддержал действия школы, заявив, что культура общения в открытом обществе требует «показывать свое лицо». По словам Крауса, в соответствии с постановлением Конституционного суда ФРГ ношение никаба и паранджи угрожает мирным взаимоотношениям младших школьников, сообщает Deutsche Welle.
Всё это для Германии ново. Еще каких-то полгода назад общественные настроения в стране были прямо противоположными. Так, в марте Конституционный суд ФРГ, рассматривая обращение двух мусульманок-учительниц, признал незаконным запрет на ношение хиджабов в законе об образовании земли Северный Рейн-Вестфалия. Отмену запрета судьи обосновали тем, что он создавал «привилегию в пользу христианских западноевропейских образовательных и культурных ценностей».
* * *
И одновременно со случаем в дюссельдорфской школе в Лионе прокурор Бернар Рейно, ранее обвинявший лидера партии «Национальный фронт» Марин Лё Пен в подстрекательстве к расовой ненависти, теперь потребовал снять обвинения с подсудимой, сообщила Le Figaro.
Здесь в Лионе, в декабре 2010 года на встрече с активистами «Национального фронта» Лё Пен якобы сравнила мусульман, молящихся на улицах, с нацистскими оккупантами. На самом деле Лё Пен выразилась иначе: «Это оккупация наших территорий, кварталов, в которых действуют религиозные законы... Конечно, нет бронетехники, нет солдат, но все-таки это оккупация, и она тяжело сказывается на жителях». В январе 2011 года прокуратура Лиона начала предварительное расследование по заявлению правозащитников. В ходе расследования Марин Лё Пен лишилась неприкосновенности как депутат Европарламента по ходатайству следствия. После этого ей предъявили обвинение в подстрекательстве к расовой ненависти.
Во время судебного заседания Марин Лё Пен заявила, что обвинить ее в разжигании расовой ненависти невозможно, так как «люди, молящиеся на улице», - это не раса, не этнос и не религия, это обозначение поведения». Глава «Национального фронта» отметила также, что в мусульманских странах молитвы на улицах запрещены.
Во Франции давно уже идет полемика вокруг решения вроде бы очевидной проблемы: мусульманам не хватает места в мечетях, и именно поэтому многие из них вынуждены молиться на улицах. Марин Лё Пен утверждает, что совершение обрядов на улицах связано не с тем, что в мечетях не хватает места, а с тем, что «радикальные имамы используют молитвы на улице в качестве провокаций».
* * *
Франция и Германия - самые «мусульманские» страны Европы. В Германии их число превысило 4 млн. человек (примерно 5% от общей численности населения).
Самая многочисленная в Европе мусульманская диаспора - во Франции (по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек, то есть 7,5-10% населения страны). В Париже мусульмане составляют почти 15% населения. В Марселе более четверти населения - арабы и берберы, выходцы из стран Магриба.
Сейчас во Франции действует около 2200 мечетей, в Германии - 2300 мечетей. При этом главный имам французских мусульман Далиль Бубакёр заявляет, что ислам стал национальной религией Франции, и требует в течение двух лет увеличить их количество вдвое.
А вообще, споры по вопросу о ношении хиджаба и паранджи школе - это ещё мелочи. Гораздо серьёзнее, что школьники-мусульмане нередко терроризируют своих немецких одноклассников. «Картошечник», «свиноед», «немецкая шлюха» - это далеко не полный перечень оскорблений, которыми детей из немецких семей награждают их сверстники-мусульмане. Особенно часто это происходит в классах, где немцы остались в меньшинстве, сообщала еще в 2010 году Deutsche Welle, отмечая факты издевательств над немецкими детьми и их избиениях.
Проблема появилась не сегодня, но до сегодняшнего дня она тщательно замалчивалась, а все парламентские партии Германии дружно ратовали за поддержку мигрантов.
Ситуация резко изменилась в текущем году, когда объявлено, что ожидается полтора миллиона новых заявок на предоставление мигрантам убежища. Немцы стали внимательнее присматриваться к тем, кто к ним пожаловал. «Я ни разу не исламофоб! Я из Казани, у меня три четверти друзей татары. У меня первый муж и ребенок - мусульмане. Но эти беженцы - они совсем другие мусульмане. Агрессивные. Нецивилизованные. То дорогу перекрывают, то дерутся, полиция к ним в поселение ежедневно выезжает. Без году неделя тут, а уже требуют себе халяльное мясо, наше им не нравится», - пишет натурализовавшаяся в Германии Галина Иванова.
Многие немцы, которые раньше на демонстрациях в поддержку беженцев радостно скандировали «Германия должна быть цветной!», теперь думают по-другому. Та же перемена в умах происходит и в других европейских странах.
* * *
«Мы уже не мусульмане на Западе. Мы - мусульмане стран Запада. Мы одновременно принадлежим и к исламской, и к западной цивилизации», - пишет идеолог ислама в Европе профессор Тарик Рамадан в книге «Мусульмане стран Запада и будущее ислама» (Western Muslims and the Future of Islam, 2004). И ему есть на что опираться. Количество мусульман в Европе возросло с 29,6 млн. человек в 1990 году до 44,1 млн. в 2010 году. За тот же период их доля в населении европейских стран увеличилась с 4,1% до 6%. По прогнозам, в 2030 году 8% жителей Западной Европы будут мусульманами, а к 2100 году ислам будет исповедовать каждый четвёртый европеец, пишет журнал Euromag.ru. Эти цифры относятся к периоду до нашествия беженцев, сейчас их уже надо пересматривать. Европа из места, где издавна старались осесть люди мусульманской культуры, превращается в центр динамичного распространения ислама.
Владимир Нестеров