На днях протоирей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, объявил, что РПЦ договорилась с российскими кредитными учреждениями о создании системы православного банкинга.
Вообще относиться к этой новости как к некой сенсации стоит с определенной осторожностью. Никаких подробностей о. Всеволод сообщать прессе не стал – а относительно “православного банкинга” он говорил далеко не первый раз. И тоже в категориях “идут переговоры, разработка модели” и т.п. То есть, выражаясь бизнес-языком, на уровне “деклараций о намерениях” – откуда до конечного результата “дистанция огромного размера”.
***
Собственно, в связи с отсутствием реально существующего “православного банкинга” пока еще даже самые толковые эксперты не могут объяснить – что же это такое? Обычно ссылки идут по аналогии – с банкингом исламским. Который, правда, в расхожих представлениях оброс множеством мифов – но, тем не менее, вполне успешно работает в мусульманских странах.
Основным отличием банкиров, исповедующих религию Пророка, от своих “глобализованных” коллег является доктринальный отказ от взимания процентов с даваемых клиентам ссуд. Что и породило, особенно у охочих до “халявы” россиян, представление, что “в исламских банках дают кредиты просто так, ради благотворительности”.
На самом деле, конечно, такое представление выдает желаемое за действительное, в духе народных сказок о Золотой Рыбке или Емеле с его волшебной щукой. Нет, в ряде мусульманских государств, буквально купающихся в нефти, беспроцентные ссуды (и даже откровенные подарки), размером в тысячи или даже десятки тысяч долларов действительно выдают.
Как, например, при “тирании Каддафи” в Ливии, где одноразовая помощь молодоженам могла доходить до 64 тысяч долларов, кредит на покупку автомобиля – до 8 тысяч, большие деньги выдавались и на открытие своего бизнеса…
Сходные суммы – то ли через банки, то ли через прямые дотации государства – выделяют для своих граждан и многие “нефтяные монархии” Персидского Залива. Действительно, лучше поделиться с подданными малой толикой “нефтяного пирога”, чем готовиться к возможной революции, тратя на подготовку силовых структур куда больше денег, чем обычно. Но, опять же, в бедных мусульманских странах, вроде Судана или Йемена, местным властям не по карману заниматься откровенной благотворительностью.
***
Нет, процентов по кредитам “халяльные” банки не берут в любом случае. Однако Коран, запрещая открытое ростовщичество, не запрещает заниматься торговлей и бизнесом для получения прибыли.
Посему проценты-то банк с того же предпринимателя не требует – но на основании выданного ему кредита требует долю в бизнесе – и, соответственно, долю от прибылей последнего, что в привычных финансовых категориях носит название “проектного финансирования”.
Впрочем, для бизнесменов такой вариант и вправду нередко бывает лучшим, чем классический кредит - ведь банк не только лишает хозяина части полномочий, но и берет на себя часть ответственности за вложенные инвестиции. И в случае, если дело закончится банкротством – обижаться на должника не имеет права, ведь банкиры ж видели, во что деньги вкладывали?
Для частных же лиц формальный уход от взимания процентов за кредит реализуется еще проще. Допустим, человек желает взять в исламском банке ссуду на покупку автомобиля за 10 тысяч долларов. Автомобиль-то он получит, сразу. но только купленный уже у банка, который продаст его не за 10, а уже, скажем, за 13 тысяч. Но, конечно, с обязательством внести их в течение нескольких лет. Так что в описанной ситуации якобы беспроцентная ссуда больше напоминает ироническую пословицу “что в лоб – что по лбу”.
***
Впрочем, российским любителям “халявы”, образца “взять беспроцентную ссуду – а потом ее еще и не отдавать”, скорее всего, придется разочароваться. Для начала – Русская православная церковь в принципе очень негативно относится к наличной глобализованной “экономики роста потребления” – выдвигая вместо нее альтернативу “экономики достаточности”.
“Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится…именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации”, - говорил Всеволод Чаплин еще в докризисном 2013 году.
Конечно, многим людям, и не обязательно атеистам, подобное мнение может показаться слишком “обскурантистским”, страдающим “узостью мышления”. Но, с другой стороны, наличная идеология “общества потребления” играет с россиянами довольно злую шутку, по итогам которой они нередко выглядят похожими на жителей Африки 17 века – отдававших за грошовые зеркальца и бусы приплывавшим англичанам и голландцам золото, слоновую кость, драгоценности, рабов.
Так и сейчас – бесценные природные богатства, нефть, лес, минеральное сырье Россия меняют на дребедень, без которой подавляющее большинство покупателей этих товаров могло бы преспокойно обойтись.
С другой стороны, действительно стратегические отрасли – то же сельхозпроизводство, например – до сих пор не могут обеспечить 100% продовольственной независимости РФ. Да что там продукты – даже своих лекарств из отечественных субстанций на российских фармацевтических предприятиях производится меньше половины от необходимого.
Так что ситуация, когда гипотетический православный банк будет давать “продвинутому” недорослю кредит на покупку очередной импортной (или даже отечественной) цацки, наверное, маловероятна. А вот беспроцентные кредиты в сельское хозяйство, строительство, другие действительно важные отрасли – вполне возможны.
***
Вскользь можно заметить, что фактически беспроцентное кредитование – изобретение не только исламских банкиров. Так, “учетная ставка” Евроцентробанка – аж целых 0,05% процента. А начатая им “программа количественного смягчения” с выкупом у банков государственных облигаций, является фактической “накачкой” экономики дешевыми (чтобы не сказать, “халявными”) деньгами на триллион евро за 16 месяцев .
Собственно, именно такие рецепты по оздоровлению экономики и предписывают тамошние “финансовые доктора” для действительно богатых стран. Это всякой “мелочи” вроде Греции, Аргентины или Украины назначается “жесткая экономия” – гробящая и так коллапсирующие местные экономики.
К сожалению, Россия не может позволить себе печатать доллары или евро со скоростью ФРС или ЕЦБ. А потому и вынуждена держать учетную ставку на уровне 11% - что не очень благоприятно сказывается на развитии отечественного бизнеса.
Да, в общем, если бы даже и могла – то такие “шальные деньги” просто бы отсрочивали кризис, надувая все новые “мыльные пузыри”, вроде американского ипотечного, когда погрязшие в “магии процентов” банки предлагали оформлять ипотеку на шикарные особняки едва ли не бомжам – лишь бы нарастала деловая активность в строительном секторе.
Как видится, структура под названием “православного банкинга” как раз и могла бы взять лучшее из политики стимулирования экономики дешевыми деньгами – только направляя их в сферу не бездумного потребительского роста любой ценой, а сектора реального производства для обеспечения “разумной достаточности”.
***
Конечно, либеральных экспертов волнует вопрос: кто будет вкладывать деньги в анонсированный Всеволодом Чаплиным “православный банкинг”? Дескать, любой бизнесмен, отказывающийся от традиционных процентов за даваемые кредиты, очень быстро прогорит.
Однако эти люди, похоже, упускают один важный момент. В России кроме либерально-прозападного бизнеса существует и бизнес, скажем так, полугосударственный, номинальные владельцы которого на самом деле являются контролируемыми государством высокооплачиваемыми менеджерами. А потому и заработанные средства могут позволить вкладывать в проекты не только для получения сиюминутной выгоды, но и в общегосударственных интересах. Ну, а для тех “менеджеров”, которые могут возомнить себя истинными собственниками, для отрезвления всегда есть пример Ходорковского.
Так что, думается, поиск денег для программ “православного банкинга” в России – дело отнюдь не самое важное, они найдутся. Вопрос в том, насколько российская элита готова на коренной отход от якобы единственно возможной “потребительской” экономики и связанной с ней идеологии – и, соответственно, на запуск финансового обеспечения ее альтернатив. А именования таких альтернатив “православными”, “исламскими”, “постиндустриальными” – не более, чем вопрос терминологии.