Идея «Великой Албании» вчера и сегодня (I)

0
449
Время на чтение 7 минут

В развитии ситуации на Балканском полуострове и вокруг него всё более заметную роль играет албанский фактор, неотъемлемой частью которого является идея создания «Великой Албании» - государства, объединяющего все территории с албанским населением. Согласно данным опроса агентства Gallup Balkan Monitor, поддержку идеи «Великой Албании» выражают не менее 75% респондентов в Косове и 70% - в Албании, хотя еще в 2006 году всего 2,5% косовских албанцев считали объединение с Албанией лучшим способом решения своих проблем. [1]

Запад игнорирует угрозу, возникающую в связи с активизацией албанского движения, пытаясь представить действия сепаратистов Косова, антиправительственный мятеж албанцев Македонии, экстремизм албанцев южносербской Прешевской долины, активность албанского националистического подполья в Черногории и Греции как изолированные явления...

Албанская элита избегает использовать выражения «Великая Албания» и «паналбанизм» и говорит об «албанском национальном вопрос», трактуя его как «движение за освобождение албанских земель от иностранной оккупации и их объединение в отдельное национальное государство». [2] По свидетельству видного албанского интеллектуала Фатоса Любоньи, «мечта албанцев о том, чтобы однажды объединиться, являлась частью их коллективного сознания» и не становится политической программой лишь потому, что «албанцы всегда были очень слабы». [3]

На имеющих широкое хождение в Албании, Косове и других местах картах «Великой Албании» это гипотетическое территориально-государственное образование, столицей которого указывается македонская столица Скопье, обозначено как «Этническая Албания». Оно включает в себя собственно Албанию, Косово, южносербские общины Прешево, Медведжа и Буяновац со смешанным сербо-албанским населением, значительные части Македонии, Черногорию со столицей Подгорицей и греческую область Эпир.

Впервые идея образования «Великой Албании» была сформулирована делегатами Албанской лиги, собравшимися во владениях Османской империи, в косовском городе Призрен в 1878 году. Делегаты приняли программу, содержавшую такие пункты, как «борьба до последней капли крови против какой-либо аннексии албанских территорий» и «объединение всех населенных албанцами территорий в одну провинцию» [4]. Один из идеологов албанского движения Пашко Васа Шкодрани (католик, занимавший в Османской империи пост губернатора Ливана) ещё в XIX веке заявлял, что «религией албанцев является албанизм».

На одном из заседаний Призренской лиги в июле 1879 года тогдашний лидер радикального крыла албанского национального движения Абдюль Фрашери обнародовал программный документ о создании временного правительства автономной Албании, территория которой должна была включать Албанию, Косово, македонские области Дебар и Скопье и греческую Янину. «Пусть все мы будем албанцами и создадим Албанию», - говорилось в обращении Абдюля Фрашери. [5]

"Албанский вилайет" в том виде, как он был определен делегатами Призренской лиги 1878-1881 гг.

Разгром османскими властями Призренской лиги в 1881 году на какое-то время перевел борьбу за «Великую Албанию» в русло культурно-национальной агитации. Однако на рубеже XIX-XX веков произошёл новый подъем албанского движения. Его лидеры считали своей базой все вилайеты Османской империи, где проживали албанцы. В июне 1911 года в Подгорице членами местного Албанского комитета был подготовлен меморандум под названием «Красная книга», предусматривающий создание на Балканах албанской автономии в составе всех албанонаселенных районов. Тогда же один из албанских лидеров Исмаил Кемали открыто призвал албанцев изгонять «славян-христиан» при помощи ружей. Впоследствии, будучи уже главой провозглашенного в 1912 году временного албанского правительства, он потребовал от великих держав очистить «албанские земли» от славян и греков. [6]

Дипломатические представители Российской империи на Балканах подтверждали рост влияния албанского фактора и неоднократно предупреждали об угрозе, которую он несёт. Как сообщал в 1912 году в Санкт-Петербург российский консул во Влёре А.М. Петряев, «албанский народ, никогда не игравший политической роли, под турецким господством приобретает такую силу, что выходит из своей области, расширяя свои границы, поглощает другую народность, за которой стоит славное историческое прошлое». [7]

Принятый 28 ноября 1912 года на всеалбанском Национальном собрании во Влёре акт о провозглашении независимости Албании готовился с участием представителей ряда великих держав. Исмаил Кемали предварительно побывал в Вене, где обсудил свои планы с лидерами Австро-Венгрии и обозначил границы Албании, включавшие в себя, помимо территории собственно Албании, македонские Битоли и Скопье, греческую Янину, косовские Приштину и Призрен. Открывшееся в декабре 1912 года в Лондоне Совещание послов великих держав не признало акт о государственной независимости Албании и решило передать многие территории, на которые претендовали лидеры албанского движения, соседним балканским странам. Однако активисты великоалбанского движения всё же получили основание требовать реализации «воли всех албанцев». Покидая в гневе Лондонское совещание после отказа его участников присоединить Косово к Албании, один из лидеров албанского национального движения Иса Болетини пообещал: «Когда придёт весна, мы удобрим равнины Косова телами сербов, от которых мы пострадали слишком много, чтобы это забыть».

После завершения Первой мировой войны великие державы в целом сохранили в неизменности принципы разграничения Албании с ее балканскими соседями, что позволило албанским националистам с тех пор утверждать, что «почти половина» тех, чья идентичность могла быть определена как «албанская», остались за пределами албанского государства.

Идея «Великой Албании» пережила ренессанс в годы Второй мировой войны, когда Германия и Италия присоединили к оккупированной итальянцами в 1939 году Албании обширные территории соседних балканских государств. Правящая албанская фашистская партия торжественно объявила в мае 1941 года, что почти все балканские земли, на которых проживают албанцы, отныне присоединены к Албании [8]. Частичное исключение составляла лишь греческая область Эпир («Чамерия» в албанской топонимике). Там итальянские оккупационные власти назначили албанского Верховного комиссара Джемиля Дино, но сама эта область оставалась под контролем находившегося в Афинах итальянского военного командования. Такая ситуация сохранялась вплоть до освобождения этих территорий сначала от итальянской, а затем германской оккупации. Державы антигитлеровской коалиции в рамках послевоенного урегулирования приняли решение вернуть Албанию к её прежним границам, которые в целом соответствовали решениям Лондонского совещания послов великих держав 1912-1913 годов.

"Великая Албания" в том виде, как она была создана в годы Второй мировой войны оккупантами

После окончания Второй мировой войны великоалбанские идеи на какое-то время оказались отодвинутыми на второй план, в том числе в приоритетах Албании, которая увлеклась тогда проектом создания Балканской федерации.

Идею Балканской федерации в принципе разделяли лидеры всех трёх основных заинтересованных государств - Албании, Югославии и Болгарии. Один из сценариев предусматривал надгосударственное объединение Албании не только с Югославией (и, соответственно, с Косовом) и Болгарией, но также и с Румынией, и даже с Грецией, несмотря на всю сложность албано-греческих отношений. Этот масштабный проект поддерживал в первую очередь коммунистический лидер Болгарии Георгий Димитров. В отличие от него югославский лидер Иосип Броз Тито выступал за создание Южнославянского Союза (Союза Южнославянских Народных Республик), первым этапом которого должно было стать объединение Албании и Югославии. В Белграде были уверены, встречая в этом понимание со стороны Тираны, что албано-югославское объединение не только явилось бы ядром Балканской федерации, но и стало бы наилучшим решением косовской проблемы путем включения Косова «в албанскую федеральную единицу». [9]

Согласно воспоминаниям соратника Тито Милована Джиласа, Белград и Тирана уже в последние месяцы Второй мировой войны «в принципе стояли на той точке зрения, что Албания должна объединиться с Югославией, что разрешило бы и албанский вопрос в Югославии, поскольку «дало бы возможность присоединить значительное и компактное албанское меньшинство к Албании как отдельной республике в югославско-албанской федерации». [10] Советский посланник в Албании Д.С.Чувахин, комментируя в своем дневнике беседу с Энвером Ходжей после его посещения Белграда, отмечал 3 июля 1946 года, что югославский лидер, согласно наблюдениям Ходжи, «считает необходимым принять все меры к сближению населения Косова и Метохии с населением Албании». [11]

Советско-югославский конфликт 1948 года похоронил идею Балканской федерации, но не отразился на идее «Великой Албании». В последующий период правления Ходжи великоалбанские настроения активно распространялись среди населения Косова посредством издательской и пропагандистской деятельности, в том числе через Приштинский университет. Участники прошедшей в 1976 году в Тиране Национальной конференции этнографических наук многозначительно констатировали, что «около пяти миллионов албанцев» продолжают оставаться за пределами собственно Албании. [12] А в 1981 году, когда антиправительственные демонстрации албанцев в Косове обострили там обстановку, руководство Албании разработало планы ввода на территорию края подразделений албанской армии.

(Окончание следует)

[1] UNDP: Early Warning Report. 2007, March. P.16.

[2] Platform for the Solution of the National Albanian Question, Albanian Academy of Sciences. Tirana, 1998. Р.5.

[3] Pan-Albanianism: How Big a Threat to Balkan Stability? Tirana-Brussels, 2004. P.2.

[4] Reuter J. Die Albaner in Jugoslawien. München, 1982. S.18.

[5] Краткая история Албании. М., 1992. С.194.

[6] Ekrem Bey Vlora, Lebenserinnerungen. Band I, (1885-1912). München, 1968. S.275.

[7] Архив внешней политики Российской империи. Фонд Политархив. Опись 482. Дело 5296. Лист 52.

[8] Zolo D. Invoking Humanity: War, Law, and Global Order. London, 2002. P. 24.

[9] Vickers M. The Albanians. A Modern History. London - New York, 1995. P.165.

[10] Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992. С.96.

[11] Восточная Европа в документах российских архивов 1944-1953 гг. Т.1. М., 1998. С.477.

[12] Castellan G. L'Albanie. Paris, 1980. P.19.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Искендеров
Все статьи Петр Искендеров
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22