Известно, что «пятая колонна» в культуре особенно зловредна, в том числе и потому, что сложно вычисляема. Но существуют моменты-маркеры, когда она себя показывает в полной красе. Одним из таких моментов можно назвать скандал с отменой вокальной поэмы «Новороссия» в Московской государственной филармонии.
23 апреля в стенах этого уважаемого и всеми любимого заведения в рамках концерта Музыкального объединения «Современная Традиция» (МОСТ), приуроченного к столетию Георгия Свиридова, должна была прозвучать поэма Ивана Вишневского для голоса и фортепиано «Новороссия». Однако её исполнение было внезапно отменено руководством музыкального учреждения. Представители Союза московских композиторов, верставшие программу концерта, сообщили нам, что, по их сведениям, афишу со словом «Новороссия» увидел директор Филармонии Алексей Шалашов, затребовал либретто и через свою подчинённую, заведующую Камерным залом Ирину Заброскину категорически уведомил о снятии произведения. Как аргумент прозвучало: «Люди придут отдохнуть, расслабиться, а мы их будем грузить политикой».
Что побудило «филармонистов» на такой шаг? Личные вкусы или политические воззрения? Принадлежность к некоей этно-мафии, которая противодействует определённым тенденциям в идеологическом развитии общества? Боязнь санкций? Тесная связь с Западом?..
... В пресс-службе Филармонии причиной отмены назвали «технические трудности» - неготовность музыкантов к концерту. Между тем после общения с людьми, напрямую причастными к «Новороссии», вырисовывается совершенно иное объяснение.
Иван ВИШНЕВСКИЙ, композитор и публицист, автор поэмы для голоса и фортепиано «Новороссия».
В концертах участвую с конца семидесятых годов, успел поработать и на Всесоюзном радио в качестве ведущего программ. В советское время, вопреки сложившемуся мнению, мне ни разу не пришлось столкнуться с фактом политической цензуры. Не знал её и позже.
С моей музыкой руководство Московской государственной филармонии знакомо не было. У устроителя концерта - председателя нашего объединения Андрея Микиты - они потребовали не ноты, а текст поэмы. И на основании прочтения стихов последовал этот вопиющий политический запрет.
Кто авторы слов музыкального произведения? Крупнейшие российские поэты. Это ныне покойная Юлия Друнина, воспевающая подвиг героев Керченского десанта, совершённый во времена Великой Отечественной. Это признанный мастер, преподающий в данный момент русскую литературу в Японии, Вечеслав Казакевич. Это классик советской и современной российской поэзии Юнна Мориц. Это священник и профессиональный литератор, выпускник Литинститута Андрей Спиридонов. Это пронзительный поэт-гражданин Леонид Корнилов. Данные поэты не находятся ни под какими запретами. Все стихотворные произведения, использованные в поэме «Новороссия», были опубликованы. Стихи Юнны Мориц, наиболее острополитические из всего цикла, вышли в Литературной газете, соответственно пройдя все необходимые для этого согласования.
Поэма была готова к исполнению, были даже напечатаны афиши и программки. Произведение выучили и певица, лауреат международного конкурса камерного пения имени Свиридова Екатерина Алабина, и руководитель кафедры концертмейстеров Российской академии музыки им. Гнесиных пианист Александр Муравьёв. Отмена исполнения «Новороссии» произошла исключительно по воле руководства Филармонии.
Здесь важно понять: чиновники Московской государственной филармонии совершили плевок в сторону не только композитора, но и в сторону весьма и весьма уважаемых, можно сказать - лучших поэтов России. И если я лично готов простить и спустить на тормозах данный случай, то совесть не позволяет мне закрыть глаза на оскорбление в адрес людей, подаривших нам великое русское слово в годину назревающей новой войны. Слушателей лишили возможности самим оценить произведение, в котором отражена общенародная точка зрения на события в Одессе и на Донбассе. В нотах и текстах «Новороссии» противоречий нет. Противоречия кроются в трусливом мировоззрении чиновников - «как бы чего не вышло».
Владимир ДОВГАНЬ, член правления Союза московских композиторов, заслуженный деятель искусств России.
Я познакомился с вокальным циклом Ивана Вишневского «Новороссия» по нотам. Даже сам играл на рояли кое-какие фрагменты. Это интересное, качественное, достаточно смелое по решению, современное произведение. Я не критик и не собираюсь комментировать «Новороссию» с точки зрения музыковедения, но могу рассказать о собственной позиции композитора. Сочинение понравилось мне своей предельной искренностью, эмоциональностью, выразительностью - как мелодического, так и музыкального языка.
Некоторые части «Новороссии» показались мне чрезвычайно яркими и запоминающимися. В целом сочинение удачно, оно заслуживает исполнения и внимания слушателей. Некоторые его номера, думаю, станут в будущем репертуарными песнями или романсами. Они столь выразительны, что могут жить самостоятельной жизнью.
В факте запрета «Новороссии» вижу действия, не связанные с музыкой. Идёт политическая и идеологическая игра. Меня очень удивляет и кажется странным тот факт, что Филармония, учреждение, которое занимается музыкой, а не политикой, взялось за посторонние для него, немузыкальные проблемы, и они вдруг вышли на передний план, заставляя руководство принять решение о неисполнении музыкального произведения. Здесь либо случилось какое-то недоразумение, либо ситуация требует внимательного рассмотрения, в том числе компетентными органами, потому что тенденция настораживает.
Валентин СОРОКИН, российский поэт и публицист.
Идёт травля России. Я никогда не поверю, что стихи Юлии Друниной или Юнны Мориц должны подвергаться цензуре. Какая здесь может быть цензура, если произведения существуют в рамках заботы о судьбе Родины, в рамках тревоги, в рамках человеческой боли?
Запрет «Новороссии» - не только вред для России, для нашего слова и дела, но и для людей, санкционировавших этот акт цензуры. Они навредили сами себе. Стихи и музыка будут жить, вне зависимости от чьих-либо решений, народ будет помнить всё.
Леонид КОРНИЛОВ, поэт, один из авторов либретто поэмы для голоса и фортепиано «Новороссия».
Мои стихи - «Снеговики Донбасса» и «Новороссия», вошедшие в поэму, совершенно безобидны. Я не думаю, что они стали воинственными от музыки Вишневского.
Иван Вишневский в своей музыкальной поэме, на мой взгляд, опять поднял вопрос о необходимости возрождения имперского русского духа. Кажется, в современной политике действует негласный запрет на отражение именно этого аспекта.
Тем не менее, русский народ уже давно признал Новороссию. Дело осталось за Кремлём, за его политической волей и решением. А то, что в Филармонии не пропустили произведение Ивана Вишневского, говорит только о том, что данная поэма для голоса и фортепиано идёт впереди времени и очень бы понравилась русским людям. Я думаю, что не пропустить её было конформистским выбором. По сути, произошло предательство. Одно предательство, второе, третье... Так и предаётся Новороссия.
Но я уверен, что за Новороссией - будущее.