Об антитрудовой пропаганде

0
1234
Время на чтение 5 минут

Недавно, слушая музыкально-развлекательную радиостанцию, я в очередной раз заметил, что все репризы радиоведущих нанизаны и крутятся вокруг одного смыслового стержня - нелюбви к работе. Они крутятся вокруг него столько лет, сколько существует российское музыкально-развлекательное радио. Там с неубиваемым упорством всю неделю ждут выходных, страдают по понедельникам и радуются среде, которая «маленькая пятница», желают слушателям и себе самим дожить до конца рабочего дня, а лучше до отпуска, чтобы по возвращении с отдыха сразу же начинать ждать следующего. Миллионы людей в России уже несколько десятилетий живут под воздействием антитрудовой пропаганды. Как получилось, что труд из занятия достойного превратился в презираемое - и есть ли шанс вернуть ему почётное звание?

Наверняка мелькнувшую у многих сейчас мысль о чудовищном заговоре радиостанций («все СМИ принадлежат Западу!») я хотел бы отсечь в самом начале. Ибо при полной бездоказательности она блокирует все дальнейшие рассуждения о проблеме. А подумать тут есть над чем. Оставим на время музыкальные радиостанции, в конце концов, их аудитория имеет свою специфику (о ней чуть позже). Но ведь и в любом другом СМИ мы сегодня, как ни старайся, а не найдём ни одного хвалебного слова труду.

Слово это вообще выпало из нашего обихода, потерялось где-то в заброшенных музеях советской действительности, вместе с пылящимися подле песнями о «совести», «дружбе», «долге». Труд в массовом понимании из разряда добродетелей перешёл в полное ничто. Осталась только работа, которую, как рабскую лямку, от понедельника до пятницы тянет страна. А ведь труд - это не только работа. Это идеал. Он охватывает и занятия непосредственно на рабочем месте, и работу над собой как над личностью, и над окружающей реальностью, и над своей жизнью.

Девальвация труда как идеала произошла даже прежде, чем рухнула советская система, его прославляющая. Собственно, крах её и был во многом обусловлен этим обесценением. Поэтично и весьма точно это описал музыкант Ю. Шевчук в одной из своих старых песен: «Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим. Славим радость побед, по малейшему поводу пир. И уж лучше не думать, что дальше наступит за ним».

Просто с наступлением относительной стабильности и сытости в советской России после сложных периодов индустриализации, войны и последующего восстановления страны общество потеряло сверхмотивацию к труду, а стало быть, и перестало понимать его смысл. Абстрактная цель построения светлого будущего объективно не могла зажигать массы так, как реальная угроза физического уничтожения. Перестройка, крах прежней системы и свалившийся нам на головы отчётливо разбойничий строй 90-х, - всё это окончательно добило идеал труда, отправив его на свалку истории. Там он находится и по сей день, а царящая в СМИ атмосфера трудового нигилизма лишь цементирует такое положение.

Здесь имеет смысл разделить общество на две категории. Одна, совсем молодая, - те сограждане, которые выросли на антитрудовой пропаганде. Всю жизнь из-за каждого угла им внушают, что они:

а) совершенно уникальные создания, перед которыми жизнь и общество в долгу;

б) работа - это досадная неизбежность, а желать нужно того, чтобы достичь такого положения в обществе, которое тебя от неё избавит (выйти замуж за олигарха/ловко подрезать краевой бюджет и т.п.);

в) энергоэффективнее ни к чему не стремиться, потому что (как обещают масс-медиа) рано или поздно появится волшебник/представитель тайной силы, который откроет тебе твою уникальность (владение сверхспособностями, наследный титул тайного принца Вселенной и т.д.) и превратит из тусклого офисного червя в героя.

Поэтому когда людям, воспитанным на таком идеологическом корме, пытаешься донести что-то о саморазвитии, о самоценности труда, о долге и совести, они лишь хлопают глазами и думают о пирожных.

Другая категория граждан - это те, кто советскую систему помнит (либо проникся по рассказам очевидцев). Любой призыв к труду в этом случае упирается о мантру: «Я не хочу вкалывать «на дядю». Я не стану жилы рвать для того, чтобы он себе новую яхту купил!». Или её разновидность: «Чтобы хорошо трудиться, нам нужна идеология. Мы должны понимать, что делаем что-то полезное для страны, для общества. Даёшь новую Конституцию, тогда и поговорим!»

Нередко за подобными формулировками прячутся обычные тунеядцы и лодыри. Они всё ждут, когда им создадут «нормальные условия», очень сильно попросят и только тогда, может быть, они засучат рукава. На самом деле не засучат, а найдут какие-нибудь новые отговорки.

Идеология и «новая Конституция» должны быть в первую очередь в голове человека. Эта конституция очень простая - «плохо работать - стыдно». И не важно, где ты при этом трудишься - «на дядю», госкомпанию или себя самого. Стыдно должно быть перед собой, перед близкими, в конце концов, перед предками, незримо стоящими за твоей спиной, то есть, в конечном счёте, перед своей страной. Но если по идейным соображением человеку и правда претит работать на частный бизнес, он должен искать себе другие варианты самореализации, ведь насильно сегодня никто никого не держит. Правда, такой поиск сам по себе есть величайший труд. Найти дело по душе, не перебрав множество вариантов и не набив шишек, пожалуй, не удавалось ещё никому.

При этом всё же признаем, что никто, кроме государства, не сможет изменить отношение людей к труду. Сколько бы ни бились отдельные «пропагандисты всего хорошего», а совокупный эффект их воздействия будет ничтожен. Однако выше мы указывали на то, что и власть не всемогуща. Мы и теперь живём в относительно сытое и стабильное время (хоть и тревожное), поэтому сколько ни переписывай Конституцию, сколько ни переодевай чиновника в гвардейские ленты, всё это не повернёт массового сознания, не вернёт труду осознанный массами смысл. Как же быть?

Можно как сейчас - не делать в этом смысле ничего. Надеяться, что если наступит для страны новый час испытаний (а он рано или поздно наступит), то государство достанет из запасника идеал труда, а общество вмиг пробудится от сна и всё завертится само собой. Но нет никаких гарантий того, что десятилетиями отучаемое от труда общество вдруг сможет с нужной оперативностью себя преодолеть. Я, например, когда смотрю в осоловевшие глаза какой-нибудь девочки-менеджера, то сильно в том сомневаюсь. Нет, всё же привычку к труду нужно в человеке воспитывать - и по щелчку она не появится.

А раз так, то нужно браться за дело уже сегодня. И государству, и обществу. Только без перегибов.

Это вовсе не такая уж невыполнимая задача, как кажется. Ведь та самая молодёжь, о которой говорилось выше, на самом деле открыта к восприятию трудовых ценностей - хотя бы в силу их новизны. Нужно лишь уметь ознакомить её с ними, заинтриговать и увлечь. Главное, без фальши. Ведь труд актуален в любой общественно-политической формации, он выше. Труд - это образ жизни.

Поэтому преподавать его лучше всего личным примером.

 

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Супер
Все статьи Евгений Супер
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58