С этого начался новый отсчет украинской истории. Расстрел на Рымарской был пробным шагом в продвижении нацизма. Оказалось: путь открыт, дальше - можно. Более того, «Патриот Украины» и Социал-Национальная ассамблея (СНА), входившие тогда в состав «Правого сектора», оказались вовсе не чужими для государства, устанавливающего новый «орднунг».
Неонацисты продемонстрировали, как будут расправляться с теми, кто не разделяет их идеи. Режим поощрительно кивнул «патриотам». Еще не прозвучали прямым текстом одобрительные и благодарственные пассажи прохиндеев, возглавивших силовые структуры. Но эти персонажи уже не скупились на отвлекающие маневры и пустобрехские заявления, публично осуждая каких-то там гопников, пророссийских провокаторов и перекладывая на них ответственность за убийство харьковчанина Артема Жудова и днепропетровца Алексея Шарова. Именно так трактовал события министр внутренних дел Аваков...
Со временем - и одобрение последовало, и благодарность не задержалась. Штурмовики «Патриота Украины» и СНА составили основу батальона «Азов», а их «белый вождь» Андрей Билецкий возглавил это подразделение, в ходе так называемой «АТО» разросшееся до полка. От киевского режима «вождь» получил погоны подполковника милиции и зеленую улицу к парламентской кормушке. На осенних выборах по 217-му одномандатному округу в Киеве советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк снял свою кандидатуру в пользу командира «Азова». А другой советник министра внутренних дел Антон Геращенко был активным агитатором за кандидата в депутаты Билецкого. Треть избирателей киевской Оболони отдали свои голоса за вождя СНА - и усадили его в парламентское кресло. Остальные две трети избирателей этого округа оказались не в состоянии предпринять что-то, чтоб не пустить одиозного нациста в Верховную Раду. Вождь убийц с Рымарской стал украинским воплощением предсказаний философа Александра Панарина, писавшего о том, как либеральная модель в два счета способна превратиться в фашизм.
Таким образом, произошел неестественный «обмен веществ» между Харьковом и Киевом. Киев поделился с Харьковом сомнительными достижениями и ценностями евромайдана: его зловонным духом, выпущенным, как джин из бутылки; его коктейлями Молотова и пещерной ненавистью... А Харьков «делегировал» в Киев нацистского «белого вождя», у которого в родном городе не было шансов быть избранным в Верховную Раду.
Последовательность событий, связанных с трагедией на Рымарской, выстраивается в красноречивый пунктир, наглядный, как след трассирующих пуль. 24 февраля 2014 года Верховная Рада амнистировала вождей «Патриота Украины» и СНА - харьковчан Билецкого и Однороженко. В последний день зимы они, возглавив внушительную колонну штурмовиков, уже руководили первым харьковским погромом - в опустевшем здании бойцовского клуба «Оплот». На следующий день боевики из «Патриота Украины» и СНА стреляли из окон Харьковской облгосадминистрации в участников митинга, бросившихся на штурм здания. 8 марта 2014 штурмовики Билецкого обстреляли из травматического оружия и избили участников антифашистского марша. Нападающие разъезжали по городу в темно-синем микроавтобусе «Фольксваген» с днепропетровским номером. Зная номера микроавтобуса, правоохранители не искали его. Шесть дней спустя, 14 марта, он появился на центральной площади, у памятника Ленину. Штурмовики вступили в перепалку с представителями движения Защитники Харькова, находившимися у агитационной палатки, и спровоцировали столкновение. На этот раз антифашисты дали отпор нападавшим: помощь подоспела вовремя... Харьковчане бросились в погоню за темно-синим «Фольксвагеном». Они обнаружили микроавтобус под офисом националистических организаций на Рымарской. Штурмовики открыли стрельбу из огнестрельного оружия. Двое антифашистов погибли. Был тяжело ранен милиционер... К утру 15 марта, три десятка боевиков, осажденных милицией и разгневанными харьковчанами, после переговоров с мэром Геннадием Кернесом, сдались правоохранителям. Через несколько дней почти всех их выпустили на свободу. 18 марта харьковчане провожали в последний путь погибших антифашистов: никто из представителей местных властей и региональных «элит» не появился на панихиде и похоронах.
А 20 марта появилось заявление посольства США в Украине, размещенное на официальной странице в Facebook: «Именно «туристы» из России и местные бандиты «титушки» были подстрекателями жестоких нападений на украинцев (говорящих как по-русски, так и по-украински)». По версии американского посольства, на Рымарской «погибли два человека из числа выступавших в поддержку Майдана».
В ночь с 14 на 15 марта Харьков превратился в учебный полигон для отработки вариаций на тему знаменитого романа Оруэлла. На протяжении прошлой весны дело о расстреле на Рымарской «рассосалось». Злодеи превратились в героев. А преследовать, избивать и убивать за ношение гвардейской ленточки - уже не преступление, а повсеместная «норма». Год назад из Киева в Харьков не просто были трансплантированы новые идеологические приоритеты и табу, уродливые модели поведения и чужеродные сектантские уставы. Режим навязал «первой столице» и те правила игры, которые новоиспеченная власть соблюдать не собиралась. Они предписывались только «ватникам»: чтоб неповадно было поднимать голову и подавать голос. Устоявшийся мирный порядок вещей был необратимо нарушен.
Нераскрытое преступление на Рымарской было прологом больших трагедий и череды военных преступлений с участием тех же исполнителей.
Андрей ДМИТРИЕВ