«Креативные» - как с цепи сорвались. Теперь уж не Путина ругают и
ненавидят: что там Путин! «Креативные» мыслят масштабно и глобально: уж
ругать - так Россию, ненавидеть - так весь русский народ. Независимо от
верховной власти и политического режима. И не вымолить народу прощения у
«креативных», ничем себя не реабилитировать в их глазах: дрянной,
негодный, народишко, тьфу. Задвинуть бы его куда подальше, чтоб не
отсвечивал и не портил мировой ландшафт цивилизации и прогресса. Что они
сами - слегка ... того... ну, русские - не русские, но, скажем,
русскоязычные (по-русски ведь ругают) - это в расчёт не берётся. Мало ли
какие бывают географические и лингвистические курьёзы: на каждый курьёз
обращать внимание - сил не хватит делом заниматься. А «креативные»
заняты, при деле: ругают и ненавидят, ненавидят и ругают.
КРЕАТИВНЫЕ И ВАТНИКИ
Это
прежние «креативные» (тогда называвшиеся «демократами»), перестроечные,
четвертьвековой давности, застенчивые были: ругали КПСС, 37-й год,
Сталина и 6-ю статью Конституции, а народ - не трогали. Даже хвалили
народ: такой он работящий, талантливый, безропотный, только на
правителей ему не повезло. А теперь прямо народ ругают и Россию.
Это новое. Это заметная радикализация креативного дискурса.
Вот тут коллекция высказываний креативной публики про Россию и русских, собранная «Комсомольской правдой»:
Ксения
Ларина, журналист «Эха Москвы»: «От слова «патриотизм» тошнит уже
какими-то червяками и вишневыми косточками. Я не люблю родину (Родину)
давно и убежденно». (Опубликовано в FB.) Илья Файбисович, активист
движения «За честные выборы»: «Хотел бы заранее записаться не только в
пацифисты, но и в предатели т. н. родины. Если вдруг возникнет ситуация,
когда не воевать за кого-нибудь будет нельзя, воевать надо за Украину.
За эту Россию пусть г... воюет». (Опубликовано в FB.) Татьяна Толстая,
писатель: «Страна не такова, чтоб ей соответствовать! <...> Ее
надо тащить за собой, дуру толстож.., косную! Вот сейчас, может,
руководство пытается соответствовать, быть таким же б..., как народ,
тупым, как народ, таким же отсталым и косным, как народ». (Из интервью
Игорю Свинаренко, журнал «Медведь».) Валерий Панюшкин, журналист: «Всем
на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась. Самим
русским стало бы легче, если бы завтра не надо было больше складывать
собою национальное государство, а можно было бы превратиться в малый
народ наподобие води, хантов или аварцев». (Опубликовано в GQ.) Борис
Стомахин, публицист: «Русских надо убивать, и только убивать - среди них
нет тех нормальных, умных, интеллигентных, с которыми можно было бы
говорить и на понимание которых можно было бы надеяться». (Опубликовано
на сайте «Свободный радикал».) Артемий Троицкий, музыкальный критик: «Я
считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не
второго, а третьего сорта». (В интервью slon.ru.) Марина Королева,
журналист «Эха Москвы»: «Это большое несчастье. Это наказание, сродни
уголовному. Это заключение - вплоть до пожизненного. В этом смысле мне
непонятно, как можно гордиться тем, что ты здесь рожден, или быть от
этого счастливым. Это можно принять, с этим можно примириться, но
гордость или счастье по этому поводу кажутся мне по меньшей мере
странными...» (Живой Журнал.) Александр Минкин, журналист: «Может, лучше
бы фашистская Германия в 1945-м победила СССР. А еще лучше б - в
1941-м!» (Опубликовано в «МК».) Юрий Нестеренко, писатель: «Россия есть
зло, причем - мирового масштаба. Зло должно быть уничтожено.
Следовательно, все, что направлено против России, есть благо». (Сайт
писателя.) Ксения Собчак, телеведущая: «Я бы не сбрасывала со счетов
1917 год. А потом 1937-й. Два подряд уничтожения элиты плюс война, плюс
регулярные послевоенные проработочные кампании - а травить у нас очень
умеют - привели к тому, что Россия стала страной генетического отребья».
(В интервью Дмитрию Быкову, «Собеседник», на вопрос, почему Россия
стала страной лохов.) Альфред Кох, экономист, активный участник реформ
90-х годов: «- А как вы прогнозируете экономическое будущее России? -
Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут
думать, но не умеют работать (в смысле - копать). <...> Далее -
развал, превращение в десяток маленьких государств». (Из интервью
американскому радио WMNB, цитата по книге Александра Хинштейна «Как
убивают Россию».)
«Все в природе взаимосвязано: избавившись от
необходимости участвовать в конкуренции за женщину, русский мужчина
деградировал и превратился в малоинтересный отброс цивилизации - в
самовлюбленного, обидчивого, трусливого подонка. <...> И теперь я
могу сказать это твердо, на основании своих собственных наблюдений:
русский мужчина - самый мерзкий, самый отвратительный и самый никчемный
тип мужчины на Земле». (Опубликовано на блоге «Эха Москвы».)
Допускаю,
что в этой коллекции и затесался какой-нибудь фальсификат. Ежели вдруг
так - прошу извинения за неточность. Помню, некоторое время назад по
интернету бродили антирусские высказывания, приписываемые Людмиле
Нарусовой, а потом ... я так и не поняла толком, что произошло: то ли
Нарусова от них отреклась, то ли кто-то их облыжно приписал этой
достойной пожилой леди, но, в общем, теперь полагается считать, что г-жа
Нарусова ничего такого не говорила. Ну, не говорила - так не говорила.
Тем более, что меня интересуют не персонально те или иные авторы - меня
интересует явление коллективный либерал. Явление это гораздо шире этой
коллекции и этих авторов. Явление состоит в том, что «креативная»
публика говорит вот это. Или близко подобное. «Креативной» публики не
так уж много, но и не так уж мало. Особенно в столице. А столица, как ни
суди, формирует тренд. И революции происходят в столицах.
Так вот вопрос: с чего это они так разошлись? Даже шире: почему они - «креативные»?
Самое
простое и рациональное объяснение - вот оно. Креативные - это рупор
«Вашингтонского обкома», та самая пятая колонна. Они - на службе у
Госдепа (или ЦРУ, или каких-то подобных солидных контор). Вот они и
выполняют задание. Иногда даже как-то безвкусно и неумеренно, перегибая
палку, назойливо выпрыгивая из штанов. Стараются. И то сказать - кризис:
работа - большая ценность, а работа у хорошего, денежного работодателя -
ценность вдвойне. Выгонят - поди устройся, особенно гуманитарию.
Словом, им заплатили, они и наяривают - так объясняют их активность
очень многие . Вообще, есть такое ощущение, что Запад нацелился на
окончательное решение русского вопроса: недаром уж как-то особо
преувеличенно, гротескно, базарно злобятся «креативные», просто
наизнанку выворачиваются, даром что многие из культурных семей.
Почему
им велели ненавидеть Россию и русских? Тоже понятно. Путин, гадкий
Путин, враг Запада, ergo рода человеческого - пользуется большой
поддержкой народа России. Любит его народ, уважает, верит ему, готов
сплотиться под его началом. Я это хорошо знаю по собственному опыту: у
меня огромное количество продавцов по всей стране, и они, простые люди, -
все! - Путина уважают и поддерживают. Вот именно поэтому нашим
креативным приходится - чисто логически - ненавидеть русский народ,
уважающий Путина.
Вот таков ходовой ответ на вопрос: почему они так злобятся. Ответ логичный и рациональный.
Но - поверхностный.
А
мне хочется заглянуть чуть глубже. Да, они куплены, они на службе - всё
так. Но ведь «Вашингтонский обком» абы кого не нанимает. Он нанимает
тех, кто к данной работе способен и предрасположен, кто, возможно, без
крайнего остервенения, но всё-таки думает в том же направлении. Это как
дрессировка зверей: дрессировщик наблюдает за их, звериными, повадками и
естественными, природными отправлениями - и на их базе придумывает
разные трюки. Енота можно научить стирать бельё, как в Уголке Дурова, а
обезьяну, хоть она и человекообразная, - не получается. Ещё дедушка
Дуров учил: наблюдать за естественными проявлениями и повадками
животного, не ломать их, а использовать. Вот и Вашингтонский обком,
сколь я понимаю, именно так поступает со своим local staff'ом: наблюдает
и использует естественные повадки. Мне, во всяком случае, никто никогда
не предлагал высказываться в «креативном» духе (равно как и в любом
другом), хотя мои читатели постоянно высказывают интересные гипотезы, у
кого я состою на службе.
Мало этого. «Креативные» ведь не
исчерпываются редакциями и авторскими коллективами «Эха Москвы» и
журнала «Сноб». Эти - писатели, а есть ведь и «креативные» читатели. Эти
- бескорыстные, им за чтение денег не платят. И за слушание тоже. Денег
не платят, а они всё равно «креативные».
Вот мне и интересно
понять: почему они - «креативные»? Откуда берутся эти пылкие
ненавистники русских, России, «этой страны» и её порядков? Вернее, под
влиянием каких процессов в мозгу и изгибов судьбы человек становится
«креативным» - в том специфическом, смысле, который приобрело это слово в
последнее время и в котором его употребляю я? Вот об этом мне и хочется
подумать. Мне кажется, кое-что мне удалось уловить.
«ГЛЯЖУ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО...»
Известно:
человек глядится в мир, словно в зеркало. И видит там отражение того,
что есть у него в голове, попросту говоря, самого себя. Отсюда, кстати,
базовый постулат НЛП: каждый имеет свою картину мира. Я бы сказала даже
резче: не просто имеет картину, а живёт в своём особом мире, не похожем
на миры других людей, даже если они проживают с ним на одной лестничной
клетке. Где один видит компанию развесёлых подростков, другой - крайне
опасную банду распоясавшихся хулиганов. И любопытно, что мир-зеркало
любит подтверждать существующую в голове человека картину Вселенной.
Веришь, что мир - опасен? Он предстанет опасным. У меня есть знакомая,
ужасно боящаяся «криминала» и принимающая все меры для защиты от него.
Живёт она в скромной однушке на московской окраине. Так к ней уже дважды
(!!!) забирались воры, хотя ничего особо ценного у неё нет.
К чему я об этом рассказываю? Причём здесь «креативные» либералы? А вот причём.
Они - неудачники.
И
своим вИдением мира отражают своё неудачничество. Внутри себя, в
глубине души - неудачники. А ведь бОльшая часть психических процессов,
как известно, происходит там, в глубине души, в подсознании. На
поверхности-то они соль соли земли: раздуваются от гордости, от ощущения
своей значимости и непреходящей ценности. Так они думают, притом
искренне. А в глубине души они ощущают себя убогими никчёмностями, жизнь
свою - зряшной и прожитой впустую.
Именно поэтому картина в
зеркале-мире видится им столь отвратительной, гадкой и уродливой. И
народ - мерзкие ватники, уроды, и страна - гадкая, вплоть до климата.
Нынче среди креативной публики стало модным развёрнуто , страдать от
жуткого российского климата, ненавидеть зиму, точно они родились в
Париже или в Милане. Я как-то сказала, что люблю зиму, возможно, потому
что родилась в январе. Моя собеседница (из креативных) пробормотала
что-то вроде: «Можно, конечно, приспособиться, но жить здесь всё-таки
тяжело». Такая вот картинка отражается в их зеркале-мире. Глядя на мир,
они видят картинку своего убогого неудачничества.
На этом месте,
наверняка, найдётся кто-нибудь, кто заведёт обычное: как вы можете вот
так огульно обо всех утверждать, что они неудачники? Откуда вы это
взяли? Как вы сумели проникнуть в их головы?
Могу утверждать. И в
голову тоже проникнуть могу. Вернее, этого и не требуется. Содержимое
головы, вернее сказать, подсознания - совершенно явственно проявляется в
их мыслях и словах. В том облаке брезгливого отвращения, в котором они
постоянно находятся. Брезгливое отвращение они постоянно испытывают ко
всему окружающему - настоящему, прошедшему и будущему. Совок отвратен,
путинская диктатура - не лучше, да и от будущего ждать нечего, кроме
упадка и развала. И почему-то приходится торчать в этой стране, хотя все
приличные люди уже там. Это особенно обидно и отвратительно.
Ведущие
креативщики, самые матёрые и опытные, - это люди моего поколения.
«Возрастные» уже граждане - это чтоб политкорректно избежать слова
«пожилые». У них немало сочувствующих в столичной интеллигенции: бывших
сотрудников НИИ, а ныне офисных сидельцев, писателей бесчисленных и
безвестных газет и сайтов, преподавателей чего-нибудь гуманитарного.
Такие есть и среди моих одноклассников и однокурсников, и их немало -
прилежных слушателей «Эха Москвы», любителей «честных выборов» и
ненавистников «кровавой гебни».
«МОИ ГОДА - МОЁ БОГАТСТВО»?
Я
понимаю их чувства. На склоне дней человеку свойственно подвести баланс
прожитой жизни и спросить себя: кто я в итоге? Чего добился? На что
жизнь употребил? И ответ у нашего поколения - м-да... Незавидный, прямо
сказать, ответ. Нет, они не нищие пенсионеры - мои креативно-либеральные
друзья. Кстати, нищим пенсионерам некогда задавать такие вопросы: они
озабочены добычей льготных рецептов, талончика к невропатологу или
покупкой сметаны подешевле. Им не до того. Хуже приходится как раз тем,
кто так-сяк вписался в новую жизнь и даже в некоторой степени приложился
к её благам: евроремонтам, иномаркам и турпоездкам. Вот эти граждане,
ещё активные, ещё вполне центровые - оглядываясь назад и глядя вперёд,
не видят там ничего вдохновляющего. Такого, за что можно было бы себя
уважать. Ну, не за «трёшку» же в доме бизнес-класса себя уважать! То
есть пытаются, конечно, но не выходит. Не уважается...
Почему? А
потому что ощущение ненапрасности прожитой жизни возникает у человека
тогда, когда он участвовал в чём-то большом и важном. Тогда и сам
человек становится большим и важным. Ведь сам-то по себе, изначально,
человек маленький и ничтожный, а большим его делает только большое дело,
к которому он оказался причастен. Что-то бОльшее, чем он сам. Такому
человеку стареть не страшно: он ощущает свою жизнь не напрасной. Ты
защищал Родину, ты участвовал в огромной и нужной стройке - словом, ты
помогал своим малый трудом большому делу. Вот это даёт силу и
значительность. Те самые совки, замороченные тоталитарной пропагандой,
слаще репы ничего не пробовавшие и дальше Москвы не ездившие, - вот
они-то как раз имели это ощущение. Оно хорошо отражено в песне «Мои года
- моё богатство» на слова Роберта Рождественского. А наше поколение -
напрочь его лишено.
Либеральная философия учит, что так и надо,
так и должно быть. Человек - в центре мира, он мера всех вещей, всё для
него. А он - для чего? Вот на этот вопрос либеральная философия ответа
дать не может. И делает вид, что и вопроса-то нет никакого. А для чего
хочешь, для того и живи! Ставь перед собой любые задачи, достигай любых
целей и сам же оценивай результат.
Не получается... Отсюда - такое
раздражение, недовольство, брезгливое отвращение, переходящее в
ненависть ко всему окружающему. Это всё - раздражение против себя,
недовольство собой, брезгливое отвращение к своей собственной жизни,
переходящее в ненависть к самому себе. Вот этим питается ненависть к
Рашке, Путину, ватникам и всему сопутствующему.
Эта тягостная
драма разворачивается целиком в подсознании. А на поверхности... на
поверхности мы ищем то и тех, что и кто виноват. В чём? В собственной
личной никчёмности. Ну, нумером первым, понятно, значится Путин. Мне
кажется, когда-нибудь ему поставят памятник за то, что принял на себя
вину за столькие никчёмно прожитые жизни. Ну и далее по списку: Рашка с
её неказистой историей, православие, которое с дуру приняли наши
предки-недоумки, идиотский климат, бездарный народ, любящий рабство и не
любящий демократию...
Вот таких людей неудержимо тянет в
креативные либералы. Своей креативной либеральностью они защищаются от
ощущения никчёмности: не я никчёмный - Рашка дрянная попалась. А уж
потом их привлекают к работе наши западные друзья. Им, конечно, платят,
да, но ругают Рашку они не просто за деньги, как холодные сапожники, а
под влиянием собственной не всегда осознаваемой (и даже редко
осознаваемой) никчёмности.
Вы скажете: ну ладно, есть, конечно,
убогие. Но главные креативщики - они люди известные, состоявшиеся, как
нынче принято выражаться, многого добившиеся - они-то причём? Они -
ровно при том же. Ну, кое у кого есть какие-то деньги, но до настоящего
богатства тут о-о-ох далеко. Перестань они продуцировать свою
либеральную бурду - сразу и денег не станет.
Вот бойкий и
популярный писатель Александр Никонов. В своём ЖЖ в подробностях
оповещает всех желающих, как здОрово иметь деньги: вот он покупает билет
до Лимы и летит развлекаться в Перу. Билет обошёлся в 120 тыщ на двоих,
а ещё гостиница... По правде сказать, деньги, упоминаемые Никоновым, не
ахти уж какие, не буржуазные, прямо сказать, деньги, а так - сбережения
квалифицированного пролетария, да и в Перу он отправился в самый дрянной
сезон, в тамошнюю зиму, когда и солнца-то над Лимой не увидишь (похоже,
на гостинице решил сэкономить). С высоты столь бесспорных жизненных
достижений писатель многоречиво презирает защитника Славянска, который
тратит жизнь на чепуху, а мог бы... ну, разумеется - зарабатывать деньги:
"У тебя есть такие деньги?, - вопрошает Никонов своего виртуального
собеседника, - Или ты нищеброд? Если есть, почему ты не в Лиме или в
другом хорошем месте?"
Некоторые из «креативных» - обладают
известностью. Ну да, они, что называется, медийные фигуры. Но опять-таки
до настоящей славы - как до Луны. Даже до известности какой-нибудь
эстрадной кривляки - и то далеко.
Главное, чего у них нет, - это
Родины. Они наперебой пылко и многоречиво убеждают себя и всех желающих
их слушать, что она им - не нужна. Они презирают не просто Рашку, но
родину как феномен. Они переросли это наследие патриархальщины. Они -
граждане мира, по-английски разумеют на уровне advanced. Придумано даже
выражение - «патриотизм головного мозга» - вроде как болезнь такая.
Очень правильно придумано: а что ещё остаётся? Лиса вон тоже
придумывала, что виноград ей даром не нужен.
Но лисе он, может и
не нужен (ей бы мышку, а не виноград), а вот человеку для гармоничного
самосознания родина - нужна. Как ребёнку родители. Можно вырасти и в
детдоме, но это - гораздо хуже. Вот и «граждане мира» - такие же,
безродные. За что их, конечно, нельзя не пожалеть. Человек не может быть
«гражданином мира», потому что он входит в человечество не
непосредственно, а как русский или китаец, а не выдуманный «всечеловек».
А «всечеловеки», если чуть-чуть поскрести, оказываются просто
горемыками, выпрашивающими кусок хлеба под чужой дверью. «Ты будешь к
хлебу привыкать чужому, узнаешь ты, как горек он и солон, как лестница
крута к чужому дому» - это Данте Алигьери. Он знал, о чём писал.
Родина
и родители - это тесно связанные понятия. Отсутствие того и другого (по
любой причине) - это если не несчастье, то значительное неблагополучие.
Гармоничным и внутренне уравновешенным такой человек быть не может. Вот
гламурная обозревательница, пишущая под именем Божена Рынска. Та прямо
озабочена: вдруг она умрёт и её имущество достанется ... её родителям:
«Детей у меня нет и не будет. А вот родители, увы, есть, хотя лучше б -
не было. И вот не дай Бог что со мной случится, эти родители, несмотря
на завещание не в их пользу, смогут неплохо покормится за мой счет".
Во
как человека крючит! Тут в самую пору ругать Рашку, ненавидеть Путина и
других виноватых в собственной внутренней корче от никчёмности и
неприкаянности. Такое впечатление, что в некоторых прогрессистов просто
бес вселился - так они страдают, бедолаги болезные. Не зря В.Ю.
Катасонов назвал либерализм «духовной болезнью». Болезнь и есть...
Можно
ли выздороветь? Я лично случаев индивидуального излечения не наблюдала.
Хотя и хочется верить в такую возможность. В одном уверена:
исторический вихрь сметёт этих персонажей на свалку истории. Он уже
завихряется где-то в стратосфере, он на подходе.