Сегодня, по всем признакам, мозговые центры Запада, которых, в отличие от официальных представителей американских властей, процесс «псакизации» пока не затронул, пытаются реализовать самую масштабную со времен крушения СССР программу продвижения имперских интересов США. Теперь под ударом Китай, самый мощный конкурент Америки в наступившем веке.
Удар наносится по самой болевой точке Китая - Гонконгу. Гонконг (Сянган) - это территория на китайском побережье, захваченная в результате так называемых «опиумных войн» в XIX века. По степени наглости и попрания всех международных и человеческих норм эти войны Британской империи (а затем и примкнувшей к ней Франции) не имели прецедентов. Британии в том «викторианском» веке очень хотелось прорваться на необъятный рынок Поднебесной. Но вот беда - британцы мало что могли предложить китайцам, разве что золото и серебро, все остальное жители Серединной империи производили сами. Ведь вплоть до 60-х годов XIX века Китай был первой экономикой мира. Это потом, во многом используя нечестную конкуренцию, Запад вырвался вперед. Хотя уже в этом году, по данным Всемирного банка, Китай вернет себе первое место в мировом экономическом первенстве.
А вот тогда, в эпоху расцвета Британской империи, она решила взломать лакомый китайский рынок совсем уж грязными способами. Британцы начали продавать в Китай опиум, который выращивался на их колониальных плантациях. На вырученные деньги можно было скупать китайские товары. Однако китайские власти стали жестко пресекать такую торговлю, что естественно с точки зрения здравого смысла. Но Британия возмутилась, дескать, нарушаются принципы свободной торговли. В те времена это был такой же способ продвижения своих интересов, как сегодня крик о правах человека.
И Британия начала «опиумные войны» в защиту «свободной торговли». Китай потерпел поражение, Гонконг, захваченный тогда Англией, стал воротами колониальной экспансии западных держав (Франции, Германии, США), а с ними и Японии в Китай. Но Китай устоял перед колониальным натиском (не без помощи нашей страны), а затем и начал возрождаться.
Последним форпостом западного колониализма, который пал в Китае был Гонконг, возвращенный под китайскую юрисдикцию только в излете ХХ века. Китай, предоставил Гонконгу статус автономии с большими правами. И все эти годы китайские власти старались не нарушать права и привилегии Гонконга. Но они вполне законно рассчитывали на взаимность, на то, что Гонконг не будет пытаться быть государством в государстве. Ведь всегда в ответ на жалобы граждан Гонконга в недостаточном уважении к их особым правам, китайские власти могли бы ответить: мы настолько уважаем вас, что даже не вспоминаем того, что вы потомки коллаборационистов, при поддержке которых начался колониальный грабеж нашей страны.
Все бы, наверное, в конце концов, утряслось. Но это противоречит интересам той страны, которая сменила Британию в роли претендента на звание «владычицы морей» (а значит и всей Земли). США довольно долго держали «карту Гонконга» в рукаве, но наконец, решили разыграть в самый ответственный момент. Причем, стоит иметь в виду, что под ударом не только Китай, но и Россия. В тот момент, когда нашей стране пытаются перекрыть «финансово-экономический кислород», нарушение работы такого важного мирового финансового центра как Гонконг, будет иметь серьезные последствия не только для Китая.
«Гонконгский кризис» имеет много аспектов. Но особенно некрасиво смотрится один. Опять, как и в случае с Украиной, кукловоды кризиса толкают перед собой детей. И в том и в другом случае, так и хочется воскликнуть: «Где же взрослые?». А взрослые игроки прячутся за спины детей и причитают: «Не смейте трогать их! Анижедети!». Вот только «Анижедети» стали спусковым механизмом кровавой украинской мясорубки, в которой погибают и дети, и младенцы, и старики. Но метод больно уж эффективен. Трудно будет властям Гонконга и Китая использовать жесткую силу против «Анижедетей». А умеренное применение силы их не пугает, а только вдохновляет. Уговоры тоже бесполезны, такова уж психология толпы «Анижедетей».
Возникает вопрос: Неужели китайская власть дрогнет, так же как в свое время украинская? И Гонконг станет той раковой клеткой, с которой начнется опухоль всего Китая?
Впрочем, у Китая есть определенный исторический иммунитет против такой псевдогуманистической демагогии. Китай пережил страшный период, когда «эти же дети», объединившись в отряды хунвэйбинов, пошли громить огромную страну. Им тогда тоже казалось, что они делают благое дело. Но все это обернулось страшной трагедией и для страны в целом, и для этих «Анижедетей».
Увы, но иногда бывают моменты, когда нужно жестко остановить даже детей, когда они заигрались в недетские игры. Нашей стране тоже приходилась так поступать. 20 апреля 1945 года в осажденном Берлине Гитлер принимал свой последний парад, честь ему отдавали подростки 15 - 16 лет, которые должны были с фаустпатронами пойти останавливать советские танки. Теперь представим себе, что маршал Жуков, посмотрев, эти кадры, сказал: «Это же дети! Остановим наступление, иначе они погибнут!». Но Жуков так не сказал, американцы и англичане тоже без комплексов давили юнцов «Гитлерюгенда» своими танками. А вот после победы союзники разобрались с теми, кто бросал детей под танки.
А иначе ведь не получается. Есть все основания надеяться, что сегодня в Гонконге до танков и даже до огнестрельного оружия не дойдет. Хотя без синяков, разбитых носов и прочих атрибутов «уличной демократии», похоже, не обойтись. Что же и детям полезно узнать, что у взрослых игр бывают взрослые последствия. Хотя самое главное - не дать уйти от ответственности взрослым кукловодам, нельзя никому позволять безнаказанно бросать детей в очередной крестовый поход.
Юрий Курьянов, Новосибирск