На фоне сведений о том,
 что в ближайшее время контроль выполнения государственного оборонного 
заказа, будет перераспределён  между ФАС (Федеральной антимонопольной 
службой), Счётной палатой и специальной группой при Главной военной 
прокуратуре, на правительственном уровне выдвигаются идеи и по поводу 
возможного наказания тех, кто причастен к срыву выполнения ГОЗ. 
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует сферу ВПК, заявляет, что 
одно из наиболее вероятных наказаний - дисквалификация предприятий или 
их руководителей из системы реализации гособоронзаказа.
«Отлучение»
 ожидает тех руководителей компаний, которые нарушили условия контракта 
при выполнении ГОЗ и нанесли материальный ущерб государству в размере, 
минимум, 5% от общей суммы, прописанной в контракте. В денежном 
эквиваленте 5% - не менее 5 миллионов рублей. Следует ли из этого вывод,
 что если компания взяла на себя обязательства по выполнению того или 
иного контракта, но выполнение сорвала, нанеся при этом ущерб 
государственной казне, к примеру, на 4 миллиона рублей, то руководству 
такой компании дисквалификация (а это термин, используемый Дмитрием 
Рогозиным) не грозит? Таких подробностей пока, к сожалению, не 
сообщается.
                    
Зато известно, что 
дисквалификация неэффективных управленцев (или полностью компаний) из 
сферы ГОЗ не станет «пожизненной». Предельный срок - 3 года. Видимо, за 
это время управленец где-то повысит свою эффективность и придёт в ГОЗ с 
новыми силами, новыми идеями и непременным желанием исполнить 
контрактные обязательства...
Между тем, в кабинете министров прошло
 совещание с вице-премьерами, которое было посвящено, в том числе, и 
вопросам реализации государственного оборонного заказа, а именно - 
предоставлению государственных гарантий по кредитам компаниям ОПК, 
участвующим в системе ГОЗ. Премьер Дмитрий Медведев на совещании заявил,
 что госгарантии предприятиями ОПК - это работа, которая является 
неотъемлемой частью исполнения госпрограммы перевооружения российской 
армии. На один только 2014 год, по словам Медведева, государство 
предусмотрело гарантий на колоссальную сумму в 377,8 млрд. рублей, 
которые должны стать существенным подспорьем в поиске средств из 
внебюджетных источников для 62 предприятий из сферы ОПК, работающих с 
ГОЗ. Общее число государственных гарантий - 96.
Государственные 
гарантии - в данном случае это инструмент, который компания может 
получить как финансовое основание возможности брать кредит в 
коммерческих структурах. То есть коммерческие организации, занимающиеся 
кредитованием, должны быть уверены, что выделяемые средства предприятие 
возместит с процентами. А вселять такую уверенность в бизнес-структуры 
сегодня готово государство. 
377,8 млрд. рублей - это рекордное 
значение с момента начала реализации программы государственной 
поддержки. По словам Дмитрия Рогозина, который по понятным причинам тоже
 присутствовал на совещании, динамика финансирования выглядела следующим
 образом: 2011 год - госгарантии на сумму 122,5 млрд. рублей, 2012 - 
около 188 млрд. руб., 2013 - 362,27 млрд. рублей.
При этом 
Рогозин подчеркнул, что рост объёмов госгарантий в плане поддержки 
предприятий, участвующих в реализации государственного оборонного 
заказа, связан с ростом госпрограммы вооружения. Так, к 2015 году, 
исходя из планов, перевооружение армии и флота РФ должно составить не 
менее 30%.
Дмитрий Рогозин:
Отсюда как 
раз и рост в целом объёмов финансирования. Соответственно, чтобы не 
напрягать федеральный бюджет, мы работаем через госгарантии и помогаем 
предприятиям работать с кредитными организациями.
Первое 
постановление Вами уже подписано, сейчас у нас в работе второе 
постановление на сумму 42,63 млрд. рублей. Будут, видимо, ещё третье и 
четвёртое, то есть в течение года по готовности самих кредитов, 
подготовленных кредитными организациями и предприятиями 
оборонно-промышленного комплекса.
По статистике, чем больше
 средств для решения того или иного вопроса выделяется из 
государственного бюджета, тем больше этих средств может пройти через 
коррупционно-мошеннические схемы. В этой связи на фоне позитивной 
динамики предоставления предприятиям ОПК государственных гарантий нельзя
 забывать о такой важной составляющей как полноценный контроль 
выделяемых средств. Насколько железобетонно готово вести контроль в этом
 секторе государство? - пока большой вопрос. 
На данный момент 
существуют немалые опасения по поводу того, что существенная часть 
выделяемых финансовых гарантий может в материализованном виде 
раствориться в карманах и на счетах тех, кто избрал для себя ГОЗ как 
средство быстрого и масштабного мошеннического заработка. Такие опасения
 возникают хотя бы по той причине, что на днях главный военный прокурор 
Фридинский озвучил масштабы невыполнения ГОЗ и других нарушений в сфере 
работы с гособоронзаказом. Фридинский отметил, что 90 контрактов в сфере
 ОПК оказались сорваны только в 2013 году. При этом общая сумма 
задолженностей предприятий ОПК перед бюджетом Минобороны составила 60 
миллиардов рублей.  90 контрактов в 2013 сорваны, 96 госгарантий в 2014 
году выделены. Схожая арифметика... 
Хочется надеяться, что система
 уже в ближайшее время государственными чиновниками выстроится так, что в
 процессе реализации ГОЗ будет осуществляться и полноценный контроль, и 
виновные в срывах выполнения контрактов будут нести наказание, которое 
бы раз и навсегда отбивало охоту запускать руку в кубышку с выделенными 
на безопасность страны бюджетными средствами. 
Вряд ли трёхлетняя
 дисквалификация из системы ГОЗ и практикуемые сегодня условные сроки 
без намёка на конфискацию имущества могут стать таким наказанием.
	
 
Автор Володин Алексей
            
                
                
                
				
                
                
