Вот представьте себе, что вы с приятелем на охоте, допустим, на зайца. Вот вы сидите в засаде, смотрите, как ничего не подозревающий заяц приближается к стрелковому рубежу. Вот заяц сделал ещё шаг и стал ближе, вот ещё шаг, ещё... И в этот момент, когда вы весь словно натянутая струна и готовитесь сделать меткий выстрел, ваш приятель громко заявляет о своих мечтах по поводу зайца: «Зайчатина, тушённая в красном вине с луком!»
С точки зрения охотника такой поступок, мягко говоря, не очень умён. Но это с точки зрения охотника. А вы посмотрите на ситуацию с точки зрения зайца, не ставшего «зайчатиной, тушённой в красном вине», и всё станет гораздо лучше.
Примерно то же самое у нас происходит в политике. Россию долго заманивают в ловушку, ждут в засаде, терпят, следят, подманивают, обкладывают, работают с пятой колонной, с международным мнением и организациями, стараются себя не выдать, маскируются. И вот в тот момент, когда, казалось бы, уже всё, уже почти, осталось лишь дождаться последнего рокового шага... И в этот момент из засады раздаётся голос с прибалтийским акцентом: «О-о-о! Компенса-а-ации са-а-а оккупа-а-ацию! Мно-о-ого!»
Ну и как тут не проникнуться к латышам глубочайшим чувством благодарности?
Вот и в этот раз произошло нечто похожее. Возобновилась опасная для России программа. Тут бы как раз и помолчать, подождать момента, когда будет поздно... Но мы же не о ком-то, а об интеллектуальных соседях говорим.
Поэтому они нас и предупредили. Сдали подельников наши латышские товарищи, можно сказать, с потрохами.
«Россия уже в этом году начнёт реализовывать мощную государственную программу, в которой будет выражено осуждение советского режима. Её название: «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий».
Ожидается, что осенью президент России Владимир Путин презентует её политологам международного уровня из нескольких стран на Валдайском форуме. Об этом сообщил её создатель и приближённый к Кремлю политолог Сергей Караганов... Но будут ли в рамках этой программы признаны международные преступления сталинского режима, в том числе оккупация Латвии? Можно надеяться. Во всяком случае, на эту мысль наводят заявления участников презентации, прошедшей в «РИА-Новости». Так, например, Караганов высказался о том, что большевистский режим СССР породил другой тоталитаризм - режим фашистской Германии, а также создал предпосылки для начала Второй мировой войны. Его единомышленник, член путинского Совета по правам человека Сергей Кривенко уточнил, указав, что причиной начала Второй мировой войны был Пакт Молотова - Риббентропа.
Так что Латвии рано впадать в пессимизм, несмотря на немалые попытки в России возвеличить и реабилитировать Сталина. Также не следует особо бояться российских деклараций по Латвии».
По-моему, отлично. Мне кажется, что автор этой заметки Марис Краутманис заслужил небольшой орден от Федеральной службы безопасности и мемориальную доску на рабочем месте с текстом: «Здесь работал Марис Краутманис - помощник России».
Итак, что нам сообщил Марис?
Он напомнил нам, что прошлая попытка «десталинизации» закончилась хоть и не триумфом, но всё же имела последствия - а именно созданную по распоряжению тогдашнего президента Д.А. Медведева рабочую группу во главе с матёрым рукопожатником Сергеем Карагановым. Если помните, я уже говорил, что тогда планировалось: в обход согласований и виз министерств и ведомств пропихнуть в жизнь программу «десталинизации» указом президента. Пропихивать надо было потому, что, например, МИД никогда своей визы под этим делом не поставит просто потому, что если «большевистский режим СССР породил другой тоталитаризм - режим фашистской Германии, а также создал предпосылки для начала Второй мировой войны», то это хана всему послевоенному правовому устройству Европы, всем усилиям МИДа за последние 15 лет и всем результатам Потсдама, Ялты и Нюрнберга. МИД - это люди, которые заняты не отвлечёнными идеями о том, квадратное ли мироздание или круглое, а конкретной пользой государства «Россия». А среди людей, работающих с конкретикой - конкретными проблемами и конкретными людьми, конкретными политиками и организациями, конкретными интересами и конкретными интригами, полоумных мечтателей значительно меньше, чем среди людей, которые любят называть себя идеологами.
Второй заход по «пропихиванию» нас ждёт на Валдайском форуме.
Как же товарищ Караганов собирается это дело провернуть?
Намёк на методику нам дал всё тот же латышский журналист Марис.
Если мы посмотрим немного на состав Валдайского форума, то мы увидим, что его центральной частью является так называемый «Совет по внешней и оборонной политике» - структура, полностью подчинённая интересам Сергея Караганова и имеющая возможность задавать тон всему форуму, с одной стороны, и давать консультации президенту - с другой.
Проще говоря, этот самый совет собирается убеждать президента в исключительной выгоде «десталинизации» в смысле внешнеполитической деятельности: «Это, Владимир Владимирович, ребрендинг типа такой!» А финалом послужит Валдайский форум, на котором президент будет поставлен публично в безвыходное положение, - ему просто на глазах у всего форума сунут бумаги на подпись. И это после того, как на протяжении всего хода форума Караганов с подельниками будет расписывать прелести Путина как десталинизатора. Президент будет вынужден либо признать, что он понятия не имеет о том, чем занимается форум, на который он ездит, либо подписать, чтобы не устроить скандал.
Схема напоминает классическую разводку по типу «таймшер». Это когда вас приглашают в место, где поят шампанским, улыбаются и желают вам только добра, а выходите вы оттуда владельцем чёрт знает чего, в какой-то мизерной доле на другом конце света за чёртову уйму денег. Только в случае с предстоящим Валдайским клубом последствия серьёзнее.
И всё это можно было бы проделать по-тихому, если бы не трогательная особенность латышских бенефициаров громко и вслух помечтать о медвежьей шубе в присутствии ещё не мёртвого медведя.