Буквально на глазах происходит ускоренное скатывание российской экономики в кризисное состояние - если ещё в конце 2012г. в правительстве строили радужные прогнозы на наступающий 2013г. и прогнозировали прирост ВВП в диапазоне 3,6-3,8%, то уже по итогам первых месяцев 2013г. высокопоставленные чиновники стали спешно пересматривать прогнозы по росту экономики. После роста на 3,4% в 2012г. едва заметный рост экономики на 1,1% по итогам первых трёх месяцев 2013г. выглядит откровенным провалом. Тем более принимая во внимание рост среднегодовых цен на нефтяную смесь Urals с 110,5 в среднем в 2012г. до 111 долларов в январе-марте 2013г.
При этом имеет смыл отметить стремительный спад деловой активности в производственном секторе российской экономики - по итогам января-февраля отечественная промышленность продемонстрировала спад на 1,5% и лишь благодаря скачкообразному росту объёмов выпуска в марте текущего года до 2,5%, обусловленному статистическим эффектом низкой базы сопоставлений (годом ранее, в марте 2012г., был зафиксирован самый слабый рост промышленности за последние годы) сотрудникам Росстата удалось не испортить настроение руководству страны - спад производства сменился стагнацией с нулевой динамикой.
Целесообразно упомянуть, что выпуск основных видов товаров и услуг по итогам первых трёх месяцев текущего года вырос на рекордно низкие за последние годы 0,6%. В гораздо большей степени это похоже на статистическую ошибку и предкризисные судороги экономики, нежели на обещанные властями "модернизацию", "инновации" и "ускорение российской экономики".
Столь слабой динамики в российской экономике не наблюдалось аж с четвёртого квартала кризисного 2009г., когда производство товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности выросло на едва заметные 0,2%. Хуже того, за исключением января-марта 2009г., когда производство основных товаров и услуг сжалось на 12,4%, ни разу за последние 12 лет не наблюдалось столь масштабного спада производственной активности в ключевых секторах российской экономики. Для сравнения, в первом квартале 2012г. выпуск основных видов товаров и услуг увеличился на 5,3%, в аналогичном периоде 2011г. рост составил не менее 5,1%, а в январе-марте 2010г. благодаря статистическому эффекту низкой базы и вовсе был зафиксирован рост производства на 5,9%.
Да, безусловно, в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего средние цены на нефтяную смесь Urals снизились на 5,3% (с 117,2 до 111 долларов за баррель), что не могло не сказаться на темпах роста страдающей от "голландской болезни" российской экономики, 60% валютной выручки и 55% доходов федерального бюджета которой прямо или косвенно обеспечиваются за счёт эксплуатации нефтегазовых ресурсов. Однако в первом квартале 2011г., когда средние цены на нефтяную смесь Brent не превышали 102,57 долларов, это нисколько не мешало российской экономике расти темпами в 3,5 раза более высокими, чем в январе-марте 2013г. - 3,5% против 1,1% соответственно. Тогда как производство товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли) увеличилось на 5,1%, что выглядит недостижимой отметкой по меркам первых месяцев 2013г. (0,6%).
Парадокс? Но даже в первом квартале 2010г., когда средние цены на экспортируемую из России нефть составляли менее 75,2 доллара за баррель (т.е. на 32,3% ниже сегодняшних отметок), российская экономика росла в 4 раза быстрее, чем в наступившем 2013г. - 4,1% по сравнению с 1,1%. А темпы роста выпуска основных видов товаров и услуг превышали отметку в 5,9%.
Да, отчасти это обусловлено статистическим эффектом низкой базы и отскоком после спада на 7,8% в 2009г. - доведённая до состояния сырьевой колонии и рынка сбыта для продукции международных корпораций российская экономика обвалилась сильнее всех в группе G-8, G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах. Однако в 2010г. масштабы коррупции, административные барьеры, а также цены на газ, воду, электроэнергию, грузовые перевозки, затраты на оплату труда и прочие издержки производства были заметно ниже отметок 2013г. (на 35-60%). Не говоря уже о реальном эффективном курсе рубля, который все последние годы после девальвации осенью 2008г. рос по отношению к валютам стран основных внешнеторговых партнёров России и уже достиг с учётом инфляции максимальных отметок лета 2008г. Что также оказывает крайне негативное влияние на конкурентоспособность отечественной экономики и остатков несырьевой обрабатывающей промышленности.
Другими словами, наблюдаемый в первые месяцы текущего года практически десятикратный (!) спад темпов роста выпуска товаров и услуг в основных секторах экономики вкупе с помесячным спадом ВВП, обвалом в промышленности и практически 5-% снижением грузоперевозок не удаётся списать на конъюнктурный спад деловой активности. Речь идет об исчерпании паразитической модели "роста без развития" и дефолте архаичной "экономики трубы" - дальнейшее проедание нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, а также производственного, научно-технического и инфраструктурного наследия советской эпохи невозможно.
Напомним, что ещё в конце 2011г. и начале 2012г., несмотря на бурный оптимизм высокопоставленных правительственных чиновников, лучшие российские экономисты и эксперты, не аффилированные с Кремлём и свободные от антинаучных догм ультралиберальной доктрины "рыночного фундаментализма", предупреждали о дефолте примитивной по своей сути ресурсно-сырьевой модели роста, указывая на стремительно затухающий рост экономики в целом и обрабатывающих производств в частности на фоне стабильно высоких и даже растущих цен на энергоносители и прочие сырьевые товары, обеспечивающие до 85% российского экспорта.
Однако все эти макроэкономические индикаторы и оценки не имели бы никакого значения, если бы не сказывались на уровне жизни россиян и социально-демографической ситуации. Насколько можно судить по последним оценкам Росстата, депрессивное состояние российской экономики и разрастание кризисных явлений в промышленности, которое спровоцировало чистую потерю свыше 200,7 тыс. рабочих мест в российской экономике в одном только 2012г., уже начинает сказываться на демографической обстановке в России. В 2012г. российские чиновники не уставали напоминать о рекордных показателях рождаемости и практически состоявшемся преодолении негативных последствий демографического спада 1990-х годов.
Тем не менее, демографические итоги первого квартала 2013г. наглядно свидетельствуют о том, что "рекордные результаты" 2012г. в гораздо большей степени были обусловлены не действиями правительства, а практически независящими от него факторами: наложением демографических волн, ростом рождаемости среди ассимилирующих иммигрантов (главным образом из слаборазвитых и бедных республик Средней Азии) и в моноэтнических республиках (главным образом на Северном Кавказе, Калмыкии, Татарстане, Башкирии, Бурятии и т.д.) и выходом в детородный возраст детей горбачёвского "бэби-бума", родившихся в эпоху пресловутого "сухого закона" 1985-1987гг.
Согласно последним оценкам Росстата, в первом квартале 2013г. по сравнению с аналогичным кварталом 2012г. численность родившихся россиян сократилась на 3,7 тыс. человек (с 451,7 до 448 тыс. человек) при одновременном росте численности умерших на 3,9 тыс. человек (с 486,6 до 490,5 тыс.). Закономерным результатом стало увеличение масштабов естественной убыли населения России с 34,9 до 42,5 тыс. человек - или с 1 до 1,2 человек на 1000 жителей России.
Как и предупреждало большинство независимых экспертов, глубинные причины демографического кризиса так и не были преодолены. Приватизация бюджетной сферы, рост платности базовых социальных услуг (от образования до здравоохранения), скачкообразный рост на тарифы естественных монополий, нестабильная экономическая ситуация, произвол чиновников и коррупция, потеря рабочих мест, деградации структуры экономики, снижение качества образования и медицинских услуг и т.д. по-прежнему не позволяют России выйти из состояния пресловутого "русского креста".
И даже те без малого 4 трлн долларов, которые были "заработаны" страной за период 2000-2012гг. страной за счёт вывоза невосполнимого природного сырья и продукции низких переделов, не помогли радикально переломить ситуацию - если бы не чистый приток иммигрантов из "солнечного Таджикистана" и прочих слаборазвитых республик Средней Азии, компенсировавший на протяжении последних лет вымирание коренного населения России, численность граждан России не только бы не выросла с 142,7 млн в 2009г. до 143,3 млн в первые месяцы 2013г., но сократилась на 550-750 тыс. человек.