Новый способ для Запада сдерживать Россию

Традиционные методы западного воздействия на путинский Кремль уже не работают

Новости Москвы 
0
706
Время на чтение 4 минуты

Редакция РНЛ: Статья сотрудника Фонда Карнеги Лилии Шевцовой, опубликованная  в "The Financial Times", может быть интересна нашим читателям как образчик восприятия реальности российскими либералами и их рекомендаций Западу о том, как нужно относиться к России.

Оставим без внимания  ритуальную фанаберию либералов о репрессиях против ИХ «народных протестов» и посмотрим,  что вызывает ужас у «креативного класса» и его прикормленного Западом  авангарда. Это:  «мантры» Кремля  об  уникальности российской цивилизации, восстановление обороноспособности России и интеграция постсоветского пространства, ультиматум «путинского режима» Западу о полном государственном суверенитете нашей страны и невмешательстве в нашу внутреннюю жизнь, наличие у России своей сферы интересов, готовность Москвы отвечать на удары Запада - «причинять боль» -  как выражается автор,  и даже то,  что «путинский режим», восстанавливая суверенитет России, хитро не идет на широкую  конфронтацию и изоляционизм, а «умеет договариваться».

Что же в рекомендациях? Цитируем: «Предъявите российской элите условия, на которых она может вливаться в ряды Запада  - пользоваться нашими благами и преимуществами вы сможете, если будете хорошо себя вести дома».

Что можно добавить к этим пожеланиям? Скорей бы! Скорей бы Запад опустил железный занавес перед российской элитой.  Чтобы каждый чиновник твердо знал - нельзя сидеть на двух стульях, одно из двух: либо ты служишь своей стране, либо пользуешься их «благами».

 

Если хотите увидеть государство с раздвоением личности, посмотрите на Россию. С одной стороны, президент Владимир Путин пишет своему американскому коллеге Бараку Обаме, выражая надежду на то, что их «отношения будут продвигаться вперед в различных областях». С другой стороны, Кремль снова, как мантру, повторяет слова об «уникальности российской цивилизации» и делает все возможное, чтобы закрыть страну для Запада. Западные обозреватели могут пожать плечами и сказать, что они это уже видели. Но на самом деле, сейчас все иначе.


Во-первых, путинской команде сегодня уже безразлично, что думает Запад. Во-вторых, Кремль переключился с имитирования демократии на сдерживание европейских ценностей. Тот, кто думает, что такой сдвиг не окажет воздействия на российскую внешнюю политику, серьезно заблуждается. Воздействие уже оказывается. Посмотрите на оборонные расходы Кремля и на попытки Москвы собрать из бывших советских государств Евразийский союз.

Но оптимист спросит: а как же насчет партнерства государственной энергетической компании «Роснефть» с ExxonMobil и BP? Путину нужен западный бизнес, чтобы продлить существование своего нефтегосударства, однако незавидная участь Shell и BP в России доказывает, что все они зависят от кремлевских настроений.

Кремль выдвигает новые правила, которые звучат как ультиматум. Соглашайтесь с идеей полного государственного суверенитета, который позволяет любому режиму (включая сирийский) обращаться со своим народом так, как ему заблагорассудится. Сотрудничайте в торговле, инвестициях и прочих областях, представляющих взаимный интерес. Не чините препятствия деятельности нашей элиты в ваших странах - то есть, забудьте про закон Магнитского, которым запрещен въезд в США российским чиновникам, обвиняемым в нарушениях прав человека. Примиритесь с тем, что у нас есть «сфера интересов». И никаких лекций о демократии.

Запад сможет оставаться стратегическим партнером, если примет эти правила, и если такая «стратегия» будет означать поддержку режиму. Как и с российско-американской перезагрузкой в начале первого срока Обамы, Запад может играть в свою игру «Давайте сделаем вид», но особой помощи от Москвы пусть не ждет.

Почему это происходит сейчас? После народных протестов 2011-2012 годов Кремль начал прибегать к репрессиям. Надеясь на то, что силой принуждения удастся остановить протестное движение, Путин постарался избежать массового насилия. Но рано или поздно репрессии ему придется усилить.

Чтобы придать больше легитимности своей репрессивной политике, Кремль должен обратиться к стратегии сдерживания Запада как враждебной цивилизации. В отличие от советских руководителей, Путин не готов проводить политику изоляции и конфронтации. Заметьте, что Москва, нанося удар в ответ на закон Магнитского, не пошла на меры, которые могли бы серьезно ухудшить отношения с США. Она не отказалась от договоренности по транзиту грузов для коалиции в Афганистане, не стала создавать проблемы для инвесторов в России. Вместо этого Москва приняла закон, запрещающий американцам усыновлять детей из России, показав США и Европе, что выбрала свои цели и готова причинять боль.

Кремль взял сирот в заложники. Возможно, в следующий раз он лишит оппозиционеров выездных виз и продолжит политические процессы. Путинский режим проверяет не военную мощь, а решимость Запада следовать своим принципам. Кремль всегда умел договариваться с западными руководителями, и он уверен в том, что они и на сей раз не станут ему докучать.

Россией сегодня правят люди, более склонные к насилию, чем престарелые руководители на закате Советского Союза. Кто знает, будет ли воздерживаться от конфронтации с внешним миром режим, который уже закручивает гайки своим гражданам. Традиционные методы воздействия Запада на Россию (от realpolitik до перезагрузки) уже не работают. Запад имеет дело с государством, сохраняющим двойственность: российская элита сегодня интегрируется в западное общество и помогает продвигать некоторые его интересы, но в то же время у себя дома она борется с западными принципами.

Понятно, что западные лидеры предпочитают заключать тактические сделки с Кремлем, надеясь на то, что при них Россия не рухнет. Но есть и другой подход: прекратить помогать Кремлю. Как? Надо на практике применять то, что вы проповедуете. Предъявите российской элите условия, на которых она может вливаться в ряды Запада (пользоваться нашими благами и преимуществами вы сможете, если будет хорошо себя вести дома). Прекратите игру «Давайте сделаем вид» ради умиротворения Кремля. Действуя таким образом, Запад сможет настоять на соблюдении своих принципов, а также поможет российскому обществу трансформироваться.

Лилия Шевцова - ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, соавтор книги «Change or Decay: Russia's Dilemma and the West's Response» (Перемены или деградация: дилемма России и реакция Запада).

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лилия Шевцова
Все статьи Лилия Шевцова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 20:18
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.11.2024 19:22
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Человек
13.11.2024 18:58
Атеизм-медленная гибель России
Новый комментарий от Очевидец
13.11.2024 18:41