Дмитрий Медведев в своей недавней статье анонсировал «непростые времена» и «уход от политики сохранения занятости любой ценой». Уже сегодня эти слова наполняются тревожной конкретикой - останавливаются крупнейшие предприятия страны, а их бывшие работники остаются на улице с неясными перспективами. Внезапно открывается, что создавать новые рабочие места гораздо сложнее, чем ликвидировать старые. Почему так происходит и чего ждать людям - разбираем ниже.
Остановка БЦБК
На днях в Иркутск пикетировать здание правительства области приехали работники Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). На этот раз это была не акция в защиту экологии Байкала, а фактически крик отчаяния. Планы по закрытию комбината, одобренные Правительством РФ, поставили сотни его бывших работников в очень простую ситуацию - 1) другой работы в маленьком Байкальске нет, 2) денег на переезд из Байкальска нет, 3) как жить дальше, никто не знает.
Это уже не первая акция работников БЦБК подобного рода, но внятного ответа относительно их будущего они так и не получили, потому, видимо, и не последняя.
Мы уже разбирали в подробностях проблему БЦБК и указывали на то, что закрытие столь крупного предприятия под давлением экологов и ЮНЕСКО обернётся ещё большими проблемами и первыми о них заговорят сами работники. Беда не в том, что комбинат, который действительно физически устарел, ликвидируют, а в том, что за десятилетия его угасания его не смогли ни модернизировать, ни создать альтернативные рабочие места для жителей города.
Напомним: когда в Правительстве окончательно определились с решением закрыть комбинат, его работникам было обещано обеспечить занятость. Обещания эти были столь многообразны, привлекательны и раздавались столь уважаемыми чиновниками, что даже усомниться в них было как-то неудобно.
Во-первых, на территории БЦБК должен был быть создан новейший индустриальный парк, который просто обязан был привлечь широкий круг инвесторов, особенно в сфере деревообработки.
Во-вторых, если инвестор по каким-то причинам счёл бы такое предложение непривлекательным, существовал запасной вариант - разбить на берегах Байкала шикарную рекреационную зону. Высказывалась мысль, что работники комбината смогут найти своё призвание в обслуживании орды туристов, которая хлынет в Байкальск.
Правда, на осуществление этих планов нужно было изыскать десятки миллиардов, равно как и на остановку и расчистку накопившихся отходов деятельности комбината (более 6 млн. тонн никому теперь не нужного сырья), но внимание на этих сопутствующих проблемах тогда особо не акцентировали.
Прошло короткое время - и жители Байкальска стали подозревать, что им чего-то недоговаривают. Так как сокращения уже проводятся, а новых рабочих мест что-то не видно. Нет даже никакой конкретики, кроме расплывчатых и противоречивых обещаний.
Однако теперь местные власти высказывают недоумение высокими запросами заводчан - ведь вариантов трудоустройства им предложено масса. Более ста вакансий в городской службе занятости (это, уважаемые читатели, значит махать никому не нужными мётлами за официальную минималку, чтоб руководство отчиталось о трудоустройстве), да ещё и работа вахтовым методом - с зарплатой даже больше, чем была на комбинате. Однако почему-то эти предложения не вызывают у людей интереса:
«Кто меня где ждёт? Так же, как и остальных? - говорит один из сотрудников БЦБК. - Денег на то, чтобы купить квартиру, у меня нет. Снимать? Так это то же самое выходит. Тысяч двадцать отдавать за квартиру - это сколько надо зарабатывать? А с моей специальностью обжигальщика... Это на какое-то предприятие устраиваться и уезжать хотя бы на год одному, чтобы обустроиться. Не хочу я семью бросать и один ехать».
«25 сентября нам выдали уведомления о сокращении. Но и до этого, летом, мы знали, что комбинат точно перестанет работать, - рассказывает ещё одна сотрудница комбината. - По образованию я инженер-строитель, но опыта по профессии нет. А к переезду я не готова - мне уже 40 с лишним лет, у меня своя семья, дети учатся. Поэтому лучше всего найти работу в родном Байкальске. При этом вакансий на весь Слюдянский район чуть больше ста».
Не решённой остаётся и проблема связанной с комбинатом ТЭЦ, а значит и прохождения зимнего сезона:
«При том износе котлов и недостатке деталей не знаю, как мы проработаем, - поясняет работник ТЭЦ БЦБК. - Сейчас из четырех котлов теплится один. Остальные три либо сломаны, либо разобраны. А с мая, если сократят и нас, что мы будем делать»?
...Думал ли текущий премьер, например, обо всех этих нюансах, принимая волевое решение о ликвидации БЦБК?
Крах алюминиевой империи
Один за другим гасят свои печи алюминиевые заводы империи Олега Дерипаски. Действие это было анонсировано заранее, и вот - мы наблюдаем его развитие.
В Приморье остановлена работа градообразующего Ярославского ГОК - около 1000 работников не знают, куда податься. «Русал» предлагает трудоустройство на других заводах концерна, но такие предложения мало привлекают людей по причинам, схожим с причинами работников БЦБК.
В Свердловской области в городе Полевской замораживают работу ещё одного завода «Русал» - под сокращение попадает 600 человек, которым «предложено трудоустройство на других предприятиях концерна».
Уже остановлено или будет остановлено до конца года производство на Надвоицком, Уральском, Богословском, Волховском и Волгоградском предприятиях концерна.
Во всех этих городах одинаковые проблемы - высвобождение рабочей силы без предложения им приемлемых вариантов трудоустройства. Причём чем меньше город, тем катастрофичнее там ситуация.
И кстати: вернулись проблемы в фольклорный населённый пункт Пикалёво. Осенью предприятие объявило о снижении объёмов производства в 2 раза из-за ограничения поставок газа на 50% в связи с задолженностью в 170 миллионов рублей. Ситуацию удалось разрулить, но профком ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» написал письмо Путину с просьбой «помочь устранить ошибки в управлении заводом, недоработки руководителей и дать возможность градообразующему комплексу города Пикалёво уверенно работать последующие годы». В общем, как в старые времена.
Кто больше виноват - собственник или правительство?
Заявив о грядущей остановке заводов ещё летом, Дерипаска довольно смело выступил против нынешнего правительства, возложив на него значительную долю вины за сложившуюся ситуацию. По его словам, мировой кризис, на который так любит ссылаться председатель правительства Д.А.Медведев, конечно, сыграл свою негативную роль, но дело не только в нём. Дело и в дорогих кредитах для бизнеса, высоких тарифах, недостаточном уровне субсидий российскому алюминиевому бизнесу. Все эти проблемы, по словам олигарха, не решаются, и теперь настал критический момент, когда результат пассивности экономического блока правительства воплощается в реальном сворачивании промпроизводства.
В своём обращении Дерипаска фактически выдвинул ультиматум власти - спасайте мой бизнес или получите социальный взрыв.
Строго говоря, обвинения олигарха в адрес российского правительства заставляют вспомнить ещё один из многочисленных алюминиевых заводов Дерипаски. Начиная с 2002 года, когда он был выкуплен «Русалом», завод останавливался неоднократно, провоцируя огромные проблемы для связанного с ним маленького городка. Вот что говорят его рабочие:
«Руководство завода никогда не хотело сесть за стол переговоров с профсоюзом. Все это привело к тому, что завод закрыли. И вот уже почти 2 года мы не получаем ни зарплаты, ни помощи», - говорит один из сотрудников.
Вот что говорит другой:
«Почему правительство не заставит «РУСАЛ» соблюдать закон и выплатить зарплаты? Я проработал на заводе 30 лет. Как они могли меня просто так выгнать? Моим детям теперь нечего есть!»
...Штука в том, что завод этот находится в Западной Африке, Гвинейская республика, город Фрия. Так что гражданин Дерипаска сам - тот ещё управленец с мировым именем. Но в то же время - трудно не согласиться с его претензиями к власти. Скажем, в Китае за счёт своевременного развития собственной автомобильной промышленности и субсидирования внутреннего производства алюминиевая отрасль сейчас ощущает куда меньшее давление. Более того, дешёвое китайское производство во многом и создаёт это самое давление на западных конкурентов.
Но вопрос, кто больше виноват, не имеет никакого значения для сокращаемых работников.
Сейчас важнее другое.
«Медведев разрешил»
Сейчас важно осознать, какие перспективы ожидают людей, попавших под волну сокращений. К сожалению, если до недавнего времени ещё можно было заставить себя поверить в обильные обещания о создании «технопарков» и «инноградов» на месте выбывающих производств, то последнее заявление Медведева такую надежду напрочь убило. Напомним:
«Надо уйти от политики сохранения занятости любой ценой. Кому-то - это может быть довольно значительная часть населения - придётся менять не только место работы, но и профессию, а также место жительства».
Председатель правительства таким образом фактически нивелировал все заявления чиновников и коммерсантов, все эти бесчисленные «дорожные карты» и «переговоры с инвесторами на заключительной стадии» о создании замещающих производств. Фактически он указал на то, что жителям моногородов придётся выкручиваться самостоятельно и, условно, Путин в Пикалёво больше не приедет.
Почему я говорю об этом так уверенно? Потому что у меня перед глазами есть живой пример. В моём городе тоже давно остановился металлургический никелевый комбинат (правда, принадлежит он не Дерипаске, а «Мечелу»). Остановился всё по тем же причинам - падение спроса + ошибки в управлении. Поскольку трудились на нём 3000 человек, что для города в 250 тыс. жителей существенно, то ситуацию долгое время пытались удержать. Работников распустили в отпуска с сохранением части зарплаты и пообещали, что примут обратно, как только найдётся новый, более эффективный собственник.
Но за год ни одного, простите, дурака на покупку груды устаревшего железа не нашлось. Не помогли ни «дорожные карты», ни вмешательство губернатора - ничего.
И вот теперь, после выступления Медведева, заводчан стали-таки увольнять окончательно и бесповоротно. В сентябре, по некоторым сведениям, отправили на улицу 700 человек. Нет, не подумайте: каждому из них было предложено устроиться на других предприятиях «Мечела» за тысячи километров от дома. Или же обратиться в местную службу занятости.
Думается, что теперь, после выступления Медведева, процесс увольнений в моногородах пойдёт бодрее. А чего бояться, если «Медведев разрешил»? И, откровенно говоря, что посоветовать в связи с этим людям - я не знаю.
На ум почему-то приходят только неприятные для текущего правительства советы и эпитеты.