Чтобы остаться на плаву, партии власти пора отправить своего лидера в отставку
3-5 октября в столичном «Гостином дворе» пройдет XIV съезд «Единой России». Делегаты обсудят программную статью своего лидера Дмитрия Медведева «Время простых решений прошло», опубликованную ранее в газете «Ведомости». Об этом заявил секретарь Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. По его мнению, Медведев «дает ответы на вопросы, которые сегодня волнуют всех без исключения жителей страны, предлагает ответы на вызовы, с которыми сталкивается экономика».
Напомним, ключевые предложения премьера вполне либеральны: обеспечение максимальной предпринимательской свободы, поиск «дешевых длинных денег» для бизнеса, уход от политики занятости любой ценой, сокращение госсектора в экономике.
Возможно, съезд обсудит и политическую новацию премьера. Медведев, вслед за спикером Совфеда Валентиной Матвиенко, поддержал идею вернуть в бюллетени для голосования графу «против всех». Гражданину, пояснил премьер в интервью телеканалу «Россия-24», надо дать возможность не «голосовать назло: пусть кто угодно, лишь бы не эта опостылевшая власть». Единороссам такая позиция на руку. Голосование «против всех» так же, как голосование за малые партии-спойлеры, позволит партии власти получать дополнительные мандаты за счет перераспределения голосов, которые не достались партиям, прошедшим избирательный барьер.
Но предложения премьера никак не меняют общего негативного фона. Сегодня очевидно, что экономическая политика зашла в тупик: бюджет-2014 уже пришлось урезать на 5%, и никто не знает, что будет дальше. Грядут массовые увольнения, о чем предупредил на инвестиционном форуме в Сочи сам Медведев. Деньги бегут из России. Бизнес как «кошмарили», так и «кошмарят». Коррупция достигла громадных масштабов. Инвестиционный климат в стране ужасный. Бюджетники ждут сокращения зарплат. И все это - при высокой цене на нефть и газ.
Кто повинен в том, что экономика дышит на ладан? Ответ однозначен - глава кабинета министров, он же лидер единороссов. В такой ситуации последний шанс «Единой России» сохранить лицо - это отправить Медведева в отставку. Поднимет ли «ЕдРо» руку на своего лидера?
- Съезд будет заниматься административными мерами, а не стратегией,- считает заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский. - Скажем, реформа политической системы - в понимании единороссов - сводится к тому, чтобы сначала исключить графу «против всех», а теперь вернуть обратно. Они могли бы поставить и вопрос об отставке правительства, но это тоже чисто административная мера. Такими методами ключевых проблем страны не решить. На мой взгляд, если «Единая Россия» будет оставаться в нынешней парадигме принятия решений, она не только не восстановит доверия граждан, но и окончательно потеряет лицо.
По-хорошему, на съезде - как в советские времена, когда КПСС была руководящей и направляющей силой общества, - «Единой России» следовало бы принимать программу, по которой вся страна жила бы несколько лет. Да, для КПСС ситуация в этом плане была более комфортна: достаточно было принять такую программу - и органы власти автоматически ей следовали. А единороссам пришлось бы убеждать, доказывать, лоббировать - воплощать свои идеи в жизнь демократическим путем. Но именно системная программа позволила бы повысить доверие к партии власти.
Но ничего подобного «Единая Россия» не предлагает и не делает. Поэтому съезд привлечет внимание разве что политологов, а большая часть граждан его просто не заметит. Это, на мой взгляд, - главная беда «Единой России».
«СП»: - Если говорить о партийных планах советского образца, «Единая Россия» способна их сформулировать?
- В том виде, в котором партия сейчас существует - нет, не способна. «Единая Россия» - это неформальный клуб, который дает возможность своим членам поддерживать и повышать социальный статус. Для создания системной программы этого недостаточно. Партия власти, действительно, должна быть направляющей силой научного, экспертного сообщества, административных органов. В определенном смысле - идеологической силой, которая своими ценностями добивается поддержки собственных решений.
Но таких амбиций в деятельности нынешней «Единой России» не проглядывается. Даже внутри партии обсуждения стратегических вопросов не ведется. В этой ситуации отставка правительства, другие кадровые решения ничего не изменят - новые люди во власти будут выполнять прежние функции.
«СП»: - Сергей Неверов назвал, тем не менее, статью Медведева программной. Можно ли назвать ее стратегической?
- Статья не формулирует стратегические проблемы, а выхватывает отдельные направления. К примеру, Медведев говорит, что нужны инновации, и для этого нужно привлекать инвестиции. Но как это выглядит на практике? Инвестор дает деньги людям, которые будут использовать их без его, инвестора, непосредственного контроля. Нужно убедить инвестора, что в Россию перспективно вкладывать, а главное - безопасно. Что никто у него прибыль не отберет, а договоры будут неукоснительно выполняться. Но об этом в статье Медведева - ни слова.
Поэтому с инвестициями ничего не получится. Для инвестиций нужно доверие, устойчивая политическая система, честный и объективный суд. Без суда не будет нормального развития экономики - а где в статье Медведева говорится про суд? Судом, получается, мы занимаемся отдельно. А раз отдельно - нет ни системности, ни стратегии.
«СП»: - Если съезд пройдет гладко, для галочки, это понизит рейтинг партии власти?
- Съезд не имеет серьезного влияния на жизнь граждан. И не будет иметь, если пройдет в «гладком» варианте. На рейтинге партии он тоже не скажется, поскольку рейтинг «Единой России» делается чисто административным способом.
«Единая Россия» очень гордится своими рейтингами в регионах. Но есть хотя бы один регион, где победа «ЕдРа» привела к реформам, решению общегосударственных проблем? Нет такого региона. В субъектах, где «триумфально» побеждает партия власти, такие же, как везде в России, неправедные суды, коррумпированная местная полиция, дефицит инвестиций. Тогда о каких реальных рейтингах может идти речь?
На деле, рейтинг партии существует сам по себе, для своих. Члены «Единой России» заняты решением либо личных, либо корпоративных проблем, но это вовсе не проблемы общеэкономические. Проблемы, которые волнуют граждан (например, реформа пенсионной системы), из партийного обсуждения неизменно выпадают. «Единая Россия» не пытается менять реальность, она ограничиваются символическими мерами - вроде возвращения графы «против всех».
И еще важный момент: среди решений «Единой России» много старых, о которых говорилось еще несколько лет назад. Получается, мы все время пытаемся вернуть что-то из прошлого, что уже показало свою неработоспособность. Это никуда не годится...
- То, что предлагает обсудить на съезде Медведев - уходящий премьер уходящего правительства - нельзя назвать стратегией, - уверен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. - Скажу больше: «Единая Россия» никогда и ничем не управляла, поэтому ждать управленческих решений от съезда партии власти - бессмысленно. Основная его функция - быть тусовкой для региональных элит. Партия власти действительно клуб, просто года три назад это был клуб с большой буквы, а сейчас - с маленькой.
«СП»: - Можно ли сказать, что «Единая Россия» смещается на второстепенные позиции в политической системе?
- Она точно не смещается на второстепенные позиции. Да, есть «Народный фронт» - площадка, на которой озвучивает свои мысли президент Путин. Задача же «Единой России» как института остается неизменной - проштамповывать законы, спущенные из администрации президента. Без партии власти Путин обойтись не может. Население заметит съезд, если только его покажут по телевизору. Но делегатам это неважно. Для них главное, что Путин конструктивно работает с обеими площадками - и с «Фронтом» и с «Единой Россией»...
- Партия власти действительно могла бы отправить Медведева в отставку, - убежден историк и публицист Андрей Паршев. - Это решение было бы цивилизованным, оно помогло бы спасти лицо и партии, и самому премьеру. В этом случае Медведев бы ушел на пике своего положения, не дожидаясь катастрофы. Такие уходы - не редкость в новейшей истории. Вовремя ушел экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, оставив груз проблем на других политиков. В свое время, в предчувствии неприятностей, вовремя ушел экс-премьер Виктор Черномырдин - в результате с дефолтом 1998 разбирался технический кабинет. Медведев мог бы пойти тем же путем, но, видимо, не пойдет. Это его ошибка. Нынешние экономические трудности, несомненно, выльются в политические, и в этом случай выйти сухим из воды ему не удастся...