В связи с большим вниманием общественности к «Уралкалию» хотелось бы расставить некоторые точки, поскольку наблюдается «сумбур вместо музыки».
Начнём с конца. По поводу претензий к «Уралкалию»: мол, создали картель, который наносит ущерб рынкам и сотрудничеству, картель торговал через трейдеров. Значит, начнём с трейдеров. Трейдер - это техническая компания, и все её операции отражались на балансе БКК («Белорусская калийная компания»). То есть вот этой совместной, пятьдесят на пятьдесят, компании, которая и обслуживала картель.
Картель сам по себе здесь - вещь, конечно, в мировой практике спорная, а некоторыми нашими западными кураторами и сильно не любимая, но в данном случае она защищает интересы производителей. Мировой рынок калия очень узкий, фиксированный. Совместное наше с белорусами предприятие имело 43% рынка. Там вообще два крупных игрока и ещё парочка мелких - кроме нас крупным игроком является канадский «Поташ».
Поэтому наше сотрудничество было счастливое, оно началось при прежних владельцах (Рыболовлеве), продолжилось при Керимове, развивалось очень хорошо, всё было замечательно, пока конъюнктура на рынке была очень хорошей: это страшно прибыльная вещь, безумно прибыльная - производство и продажа калийных удобрений. И так продолжалось, пока рынок довольно сильно не просел. Просел он как объективно в силу разных обстоятельств, так и, забегая вперёд, по причине своеобразных действий белорусской стороны, а точнее - непосредственно Александра Григорьевича Лукашенко, нашего любимого Батьки.
Вот пока рынок не просел, всё шло замечательно. Когда рынок просел, у Батьки начались проблемы, потому что в Белоруссии «Беларуськалий» в бюджете значит примерно столько же, сколько у нас нефтянка. Это не половина, но очень много. И нашлись добровольцы (мы потом на них остановимся), всякие разводилы, которые пытались убедить Батьку, что его грабят.
Первое, что он сделал, - решил заработать сам. Он издал указ в декабре прошлого года о том, что можно отгружать продукцию мимо совместной компании, грубо нарушив договорённости и как формальные, так и неформальные условия соглашения. И начал отгружать. Простые графики цен на калийные удобрения - это биржевой товар - показывают, что резкие спады цен связаны с батькиными отгрузками - как отгрузка, так сразу спад цен. Его уговаривали этого не делать, его умоляли, он обещал. Просили отменить указ - «что это я буду отменять свой указ, типа, всё будет хорошо». В общем, всё кончилось тем, что отгрузки шли, цены падали - в итоге ситуация достигла дна, и дальнейшее сотрудничество с «Беларуськалием» для «Уралкалия» было бессмысленно - оно не давало никакого результата. То есть что с ними, что без них - одинаково. Плюс к тому 22 июля Лукашенко собственным указом сменил директора акционерного общества, не уведомив об этом партнёра, который 50% в этом обществе имеет. Батька практически сам, собственноручно, разрушил картельное соглашение. Ни о какой совместной деятельности речи дальше быть не может. Поэтому заявление «Уралкалия» о том, что мы, мол, прекращаем совместную деятельность, носило чисто формальный характер. Эту деятельность прекратил Александр Григорьевич, потому что совместная деятельность в этих условиях, в принципе, по идее совершенно бессмысленна.
Второе обвинение, что всё это рейдерский захват, что Керимов пытался купить «Беларуськалий» и что специально обрушивал рынок, чтобы обесценить, загнать Белоруссию в угол, и так далее. Мы сейчас не будем рассматривать менталитет, повадки, биографию Сулеймана Керимова и так далее - есть объективные обстоятельства: чистый доход «Беларуськалия» после извлечения из него пошлин в бюджет составляет 300 млн долларов в год. Батька только что тоже в каком-то психоделическом заявлении отметил, что он готов продать миноритарную долю за справедливую цену - 32 млрд долларов. Ну какой сумасшедший будет покупать компанию с чистой прибылью 300 млн за 32 млрд? Даже если за половину - всё равно это абсурд. Нет в мире психически нормальных людей, готовых купить «Беларуськалий» в отличие от, кстати сказать, «Уралкалия», потому что нельзя себе представить, что Белоруссия снизит пошлину - это действительно бюджетообразующее предприятие. Сейчас оно государственное, если оно будет частное, то есть вероятность, что пошлины ещё повысят, а не снизят. Поэтому это просто всё ерунда, чистый бред. Таким образом, чистым бредом будут все разговоры о том, что кто-то предлагал дать Батьке откат за покупку «Беларуськалия». «Беларуськалий» теоретически купить может только очень богатый человек в форме дачи взятки Батьке за что-нибудь. Керимову давать такую взятку Лукашенко было не за что и незачем.
Это всё действительно привело к катастрофе в Белоруссии. Фактически за время разрыва соглашения они не продали ничего. У них нет своей трейдерской сети, они не могут продавать в Америку, они не могут продавать в Китай, потому что там очень большое плечо перевозок, кроме того, эти рынки заняты. Ведь когда существовало соглашение, практически весь объём продавался как общая масса (?) и делился в соответствующих пропорциях. Сейчас не будем разбираться - там есть проблемы с пропорциями, но практически «Уралкалий» мог продавать, условно говоря, на американском рынке своё сырьё как «Уралкалий», а потом засчитывал это белорусам, а белорусское сырьё продавал в другом месте. Проблема ещё и в том, что Белоруссия - она же под санкциями, и есть целый ряд рынков, на которые они вообще выйти не могут.
Кончилось тем, что Лукашенко вызвал послов, всех собрал, сказал: вот ваши 60 послов 60 стран, теперь ваша главная задача - продавать калий. Они много продадут, весь калий, наверное. В подземном переходе, скорее всего. То есть Батька довёл это до катастрофы - за катастрофу кто-то должен отвечать. На самом деле всё, что он делал и делает, - это одно к одному, ничего нового не случилось, и очень важно понять, что батькины политические, геополитические взгляды и так далее, они не менялись.
И в том, в чём он наш партнёр, союзник и в чём с ним можно иметь дело - оно так и осталось, а в чём с ним нельзя иметь дело - так это в вещах, связанных с рынком, конъюнктурой, с тонкими предметами, не всегда зависящими от воли конкретных лиц. Потому что объяснять Батьке, что есть вещи, не зависящие от воли конкретных лиц, и некоторые действия, которые вне зависимости от намерений и желаний приводят к плачевным результатам, - невозможно.
Существует такая хорошая советская поговорка, что «дурак - понятие неполитическое: жить можно». При всём нашем уважении к Батьке, во всех вещах, которые касаются коммерции и рынков, - это очень сильно к нему относится.
Последнее заявление Лукашенко - это вообще беспрецедентно. Президент независимой страны, обладающей чувством собственного достоинства, заявляет, что он проинформировал Нью-Йоркскую и Лондонскую биржи о том, что «Уралкалий» - банкрот. То есть пытается обрушить акции своего бывшего партнёра, а ныне противника путём ябедничания, а то никто не знает балансов «Уралкалия» - публичной компании.
На самом деле что из этого следует? Что друг и союзник Александр Григорьевич Лукашенко - он в чём-то большой ребёнок со всеми недостатками: наивностью, отсутствием знаний, жестокостью, что часто детям свойственно, но тем не менее наш ребёнок. Значит, надо как-то воспитывать.