itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Проблемы смены курса в России. Путин и элиты

0
979
Время на чтение 6 минут

Буквально за последние недели путинская политика очень сильно изменилась. Частично об этих изменениях я писал и раньше, но что-то нужно уже описывать заново. При этом следует понимать, что я могу более или менее адекватно описывать ситуацию, но уж никак не могу понимать, как ее оценивает личноПутин, точнее, какие внутренние «веса» он ставит тем или иным факторам.

Итак, что у него было на тот момент, когда он принимал решение по назначению Набиуллиной председателем Центрального банка? Явно сложное состояние дел в экономике России и бюджетной сфере, нарастание проблем, связанных с основным источником пополнения российского бюджета (снижение объемов экспорта энергоносителей), как следствие - серьезное нарастание внутриэлитных противоречий. Кроме того - обещание «либералов» (напомню, это - самоназвание группы в политической элите России, контролирующей на настоящее время финансово-экономическую политику и представляющей интересы МВФ, Мирового банка и группы крупнейших транснациональных банков. Интересы США и «группы Ротшильдов» с интересами этой части российской элиты с середины 2011 года уже не совпадают) гарантировать интересы российских денег в западной финансовой системе и сохранить экономический рост в стране.

Собственно, все эти проблемы начались еще осенью 2008 года, но несколько лет казалось, что все они преодолимы. Тем не менее, скорее всего, именно эти проблемы заставили Путина вернуться на высший государственный пост, однако иллюзии их преодоления в рамках старой системы управления и структуры элиты (которая делится на три большие группы: «силовики», «либералы» и регионалы) еще оставались. Скорее всего, именно эти иллюзии и доверие к упомянутым обещаниям вызвало решение о сохранении поста председателя ЦБ за «либералами», однако именно оно и стало той точкой, за которой последовал шквал неприятностей.

Первой из них стали события на Кипре, которые показали, что «дружба» с МВФ уже не решает никакие вопросы по финансам, решения стали приниматься на другом, государственном уровне, а там, даже в администрации президента США, друзей у российских «либералов» не осталось. Соответственно, вопросы сохранности российских активов (и государственных, и частных) все больше стали переходить под ответственность «силовиков» (точнее, Службы внешней разведки), что резко ослабило элитные позиции «либералов».

Второй стало понимание того, что экономический спад в России уже является свершившимся фактом, причем активно влияющим на все, в том числе политические, процессы в стране. При этом остается вопрос, понял ли Путин, что когда «либералы» в феврале-марте давали ему обещания роста, они уже знали, что спад начался. Впрочем, скорее всего, с учетом данных разного рода прослушек и других оперативных данных по частным разговорам представителей этой группы, такие данные для него не секрет.

Третьей неприятностью стало стремительное ухудшение экономической ситуации в связи с тем, что сезонный пик в текущем, 2013 году, не вышел на необходимый для сохранения status quo уровень. Скорее всего, это означает, что и сезонное снижение осени этого года будет слабее, чем год назад, однако с учетом того, что за летний сезон не удастся накопить достаточных резервов, положительного отката в экономике осенью может и не быть. А в некоторых регионах ситуация может стать совсем тяжелой.

Но самое страшное для Путина, который любит тактические маневры в рамках текущего (желательно, позитивного) тренда, но совершенно не любит и не умеет менять стратегические планы, состоит в том, что уже всем, в том числе и «либералам» становится понятно, что либеральная политика больше обеспечить экономический рост не может. В принципе. А это значит, что нужно менять и политику, и самих «либералов». Про политику - понятно, а почему нельзя сохранить лично либералов? А очень просто. Во-первых, политически они - агенты некоторой части мировой элиты и отказаться от выполнения своих обязательств просто не могут. Во-вторых, они подбирались в свое время исходя из критерия ограниченности и слабости (чтобы не было среди них фигур, способных выбиться в «наполеоны»), так что рассчитывать на то, что они смогут творчески и конструктивно создать какую-то новую политическую систему - наивно. В-третьих, все они завязаны на разного рода коррупционные схемы, в том числе международные, и вылезти из них не могут в принципе. Есть и другие причины, но уже упомянутых достаточно, чтобы понять, что сохранение определения экономической и финансовой политики в руках «либералов» - вещь невозможная.

Давайте исходить из той логики, что это последнее утверждение для Путина если уже не очевидность, то, по крайней мере, один из весьма вероятных вариантов развития. И как он может эту задачу решить? Вариант первый: отдать выработку финансовой и экономической политики тем двум элитным группировкам, которые есть в стране. Регионалы тут точно не подходят - они не мыслят на федеральном и международном уровне и к такой работе не готовы (хотя их мнение нужно учитывать). Но и отдавать эту функцию «силовикам» тоже страшно - поскольку в этом случае на федеральном уровне у них просто не будет противовеса, «либералы», лишившись своей главной политической функции, быстро сойдут со сцены. Иными словами, такой вариантПутин может оставить только на крайний случай, так как он практически лишает его возможности контроля над ситуацией.

Вариант второй, который, в некотором смысле, Путин пытается реализовать сегодня. Это вариант создания некоторой группы, которая будет разрабатывать финансово-экономическую стратегию, которая затем будет «вменяться» либеральным правительству и ЦБ. Пока разработаны пресловутые «майские» указы, но, теоретически, тут нет предела совершенству. Однако, как показывает практика (и не только Путина последних двух месяцев, но и практика Экономического управления Президента РФ, которое в 97-98 годах реально поставило под контроль оперативную деятельность правительства) правительство и ЦБ никогда не согласятся с такой практикой! Они будут максимально активно бороться непосредственно против такого центра (Экономическое управление было фактически разогнано весной - в начале лета 1998 года, отработав чуть больше года) и саботировать созданные таким способом программы. Что и увидел Путин за последние недели.

Третий вариант - искать еще одну крупную группу, которая могла бы заменить «либералов» в российской элите. Это не новая задача - так, в конце девяностых - начале двухтысячных были введены в элиту «силовики», которых до того жестко истребляли. Беда только в том, что тогда был ресурс на расширение элиты, а сегодня его нет даже на ее сохранение в прежней численности. То есть, для решения такой задачи элиту нужно сократить сильнее, чем требует сокращение ресурсов, а потом ввести в нее новых игроков. Кто же может ими быть?

Крупных групп, которые могут претендовать на такое системное элитное место (требующее достаточно серьезной поддержки населения), в стране не так уж много. Это, условно, «патриоты» (сторонники России как русского государства), имперцы-монархисты и коммунисты (точнее, сторонники «Красного проекта», не путать с опереточной КПРФ). Они находятся в сложных отношениях, но в случае, если их пустят во власть, многие противоречия будут забыты. Я думаю, что в этом случае будет довольно быстро скомпонована новая «имперская» логика, от которой экстремисты всех мастей будут отсеяны, а конструктивисты выработают некоторую общую позицию. Отметим, что с точки зрения финансово-экономической политики у этих групп серьезных противоречий нет, на первом этапе - так точно. Впрочем, не исключено, что это связано с тем, что в стране просто очень мало осталось экономистов, способных к написанию сложных системных программ, и они стараются заранее не вписываться в жесткие рамки конкретных идеологических схем.

Однако возникает вопрос - как можно решить таковую задачу на практике? С «силовиками» все просто: там всегда была понятная иерархия авторитетов и должностей. А работа с аморфными группами, которые, к тому же, сами не очень понимают, что такое власть и как с ней работать... В то же время, общее развитие ситуации, как мне кажется, не оставляет возможности для вариантов, отличных от третьего, приведенного здесь. Я думаю, что максимум до конца лета станет окончательно ясно, что второй вариант не осуществим в принципе - а значит, уже осенью нужно будет начать выстраивать (точнее, консолидировать) новую политическую силу. Которая, к тому же, будет иметь большой электоральный потенциал.

Отметим, что на Западе уже поняли, что стратегических перспектив у российских «либералов» нет никаких (правда, они пока не поняли, из кого нужно растить «новых либералов»). А вот у нас, судя по всему, такого понимания еще нет. И не исключено, что к осени, когда окончательно станет ясно, что второй вариант из приведенных выше не проходит, будет просто сделана попытка «закрутить гайки» и наказывать отдельных провинившихся чиновников. Однако это только ускориткризис - и сократит время на принятие более или менее разумного решения.

В заключение я хотел бы отметить, что приведенный текст - это лишь правдоподобные рассуждения. И по этой причине я предлагаю подумать, нет ли у Путина каких-то других вариантов, кроме перечисленных трех. А также обсудить практические варианты воплощения третьего варианта.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Хазин
«Проектам финансовых глобалистов придётся тяжело»
Впервые Путин позволил себе закрыть дверь в прошлое — с господством транснациональных банков, ВТО, МВФ
03.11.2022
Прозападные российские элиты и коллективный
Запад хотят вернуть «status quo»
07.10.2022
Нефтегазовая модель, разбилась о новые
субъекты Российской Федерации и будущую сложную экономику
04.10.2022
Все статьи Михаил Хазин
Последние комментарии
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Калужанин
05.12.2022 08:35
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Игорь Бондарев
05.12.2022 07:37
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Центр судьба Династии
05.12.2022 03:27
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.12.2022 00:52
Только когда мы вместе, мы победим общего врага!
Новый комментарий от Тюменец
04.12.2022 12:29