США отказались от реализации в полной мере концепции ЕвроПРО. На днях министр обороны США Чак Хейгел озвучил новую концепцию развития глобальной системы ПРО. Согласно планам Пентагона, в Европе не будет реализован четвертый этап построения системы ЕвроПРО, в ходе которого предполагалась модернизация наземных и корабельных противоракетных комплексов (ПРК) с оснащением их ПР "Standard-3" IIB и усиление морского компонента до 40 кораблей, оснащенных противоракетами типа "Standard-3", значительная часть которых может присутствовать в европейской акватории. Вместо этого США намерена увеличить количество противоракет GBI на Аляске и в Калифорнии до 44 единиц. Кроме этого, американцы планируют ввести в строй еще одну РЛС в Японии.
Несмотря на то, что, по словам руководителя американского военного ведомства, переориентация на тихоокеанское побережье связана с северокорейской угрозой, а также "все более активной угрозой со стороны Ирана", в эту историю не особенно верят представители Китая. Представители МИДа КНР заявили, что такое решение приведет "к усилению конфронтации" и "не решит проблемы". При этом, следует отметить, что новое руководство КНР активно укрепляет обороноспособность страны. Во всяком случае, новый лидер КНР неоднократно заявлял о том, что армия должна соответствовать статусу Китая в современном мире, а Стокгольмский институт исследования проблем мира поднял Китай на пятое место в мире среди экспортеров обычного вооружения.
Российская сторона не склонна воспринимать подобные заявления Чака Хейгела, как уступку или дипломатическую победу. Напротив, представители МИДа в официальном заявлении выразили обеспокоенность дальнейшим расширением глобальной системы ПРО США и обратили внимание на то, что будут продолжать требовать гарантий ненаправленности этой системы на Россию.
Разговоры об угрозе для США со стороны КНДР - не ширма, а реальная озабоченность, вызванная прогрессом Северной Кореи в области ядерного оружия и ракетных разработок. С другой стороны, переориентация на Тихий океан была обещана Бараком Обамой еще несколько лет назад, и сейчас эти намерения последовательно выполняются. Об этом Накануне.RU рассказал первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков.
Вопрос: Как вы прокомментируете смещение приоритетов США, можно ли это считать уступкой России?
Константин Сивков: Это прямое следствие реализации концепции национальной безопасности США, озвученной Обамой, которая гласит, что центр тяжести американского внимания, центр тяжести американской военной политики смещается в район Юго-Восточной Азии, где основным геополитическим противником США является Китай. Соответственно, системы противоракетной обороны тоже переразвертываются в этот регион. Никаких уступок России здесь нет. Российская стратегическая ядерная группировка на Дальнем Востоке достаточно сильна, и представлена подводными лодками проекта 667 БДР, которые имеют континентальные баллистические ракеты и которые тоже способны поражать объекты на территории США. А развернутые на Аляске противоракеты наземного базирования также способны уничтожать боеголовки этих ракет.
Вопрос: А Китай воспринимается в качестве угрозы в этом плане?
Константин Сивков: Здесь развернуты группировки китайских стратегических ядерных сил. Эта группировка достаточно немногочисленна, насчитывает около 40 ракет, способных достичь территории США, однако, уже в ближайшей перспективе Китай, который недавно провел испытания межконтинентальной баллистической ракеты, способной на всю глубину простреливать территорию Соединенных Штатов, значительно нарастит группировку стратегических ядерных сил. Кроме того, Пентагон продолжает наращивать напряженность на Корейском полуострове. Проведенные недавно учения вынудили северокорейское правительство принять дипломатический демарш, направленный на выход из перемирия с Южной Кореей. Вероятность конфликта на Корейском полуострове возросла и в этих условиях США должны были принять меры по нейтрализации возможного ядерного удара по объектам на территории США. Тем более, что Северная Корея сейчас располагает ракетами, способными ударить по США, по крайней мере, в районе Аляски. Вот именно из-за этого наращивается на этом направлении система противоракетной обороны США.
Ядерное оружие и носители КНДР (кликните для увеличения)
Вопрос: Американцы говорят о том, что изменение конфигурации связано с воинственностью КНДР, которая продолжает активные испытания в атомной сфере и в вопросе ракетных разработок, а также угрозой со стороны Ирана. Однако, ровно то же самое они говорили и размещая элементы ПРО в Польше, Румынии и Чехии. Сейчас это уже не ширма?
Константин Сивков: В данном случае - не ширма. Обоснования к размещению систем противоракетной обороны в Европе были обусловлены мифической угрозой со стороны Ирана. Это действительно были отговорки. Однако в этом регионе, в Юго-Восточной Азии угроза со стороны Северной Кореи реально существует. Она имеет ядерное оружие и имеет ракеты средней давности, а возможно, что и уже межконтинентальные, способные достичь территории США, и уж тем более, Японии. Кроме того, главным противником Соединенных Штатов Америки является сегодня Китай. И упреждающее развертывание системы ПРО на этом направлении, конечно, оправдано со стороны США. Вместе с тем, эта же система ПРО обеспечивает и сдерживание российской группировки морских стратегических ядерных сил, находящихся на Дальнем Востоке, против нее она тоже направлена.
Вопрос: Представитель китайского МИДа предостерег США от расширения системы ПРО на тихоокеанскую зону, сказав, что это не решит проблемы и вызовет усиление конфронтации. Насколько у КНР достаточно ресурсов для того, чтобы воспрепятствовать этой инициативе США?
Константин Сивков: Китаю намного проще создать угрозу Соединенным Штатам, для этого им нужно построить большое количество межконтинентальных баллистических ракет, количество которых будет превосходить потенциал системы ПРО США. Технические возможности для этого у Китая уже есть.
Сокращение четвертого этапа ЕвроПРО связано с тем, что американские ученые и военные признали неэффективность этой системы и неспособность технически обезопасить территорию Европы и США. Этот шаг мог бы стать предлогом для более конструктивной работы с США, однако, скорее всего, российское руководство на это не пойдет. Своим мнением с Накануне.RU поделился главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, экс-руководитель 4 ЦНИИ МО РФ, генерал-майор Владимир Дворкин:
- Полагаю, что изменение планов развертывания ЕвроПРО и переориентация определенной части этой системы ПРО на Аляску и частично в Калифорнию ни в коем случае не является уступкой требованиям России по четвертой фазе развертывания ЕвроПРО. Решение принято в соответствии с теми выводами, к которым пришли американские ученые из американской академии наук, в Пентагоне по недостаточной эффективности даже для защиты Европы, и уж тем более, для защиты США. Это связано не только с недостаточной эффективностью этих систем, но также с урезанием ассигнований системы ПРО. Вместо этого, как известно, американцы хотят поставить еще 14 ракет, видимо речь идет о шахтах, это стратегические ракеты GBI, которые также еще не полностью отработаны. В этом отношении представляет интерес лишь реакция России и возможность дальнейших шагов по преодолению противоречий на пути сотрудничества с США по ЕвроПРО. Я считаю, что это могло бы открыть путь к достижению договоренностей по ПРО, тем самым открыть дорогу к дальнейшим переговорам по ограничению и сокращению ядерных вооружений. Но это мое мнение, которое судя по заявлению Министерства иностранных дел, не совпадает с официальной политикой Москвы. Я убежден, что все разногласия в сфере ПРО лежат вне сферы военной безопасности, а связаны только с политическими противоречиями. До тех пор, пока эти политические противоречия не будут преодолены на высшем уровне, до тех пор такой тупик в дальнейших отношениях с США может сохраняться неопределенное время.
Сергей Табаринцев-Романов