В среду, 9 апреля, Парламент Эстонии принял в окончательном третьем чтении закон, направленный против Эстонской Православной Церкви, он предусматривает разрыв связи с Московским Патриархатом, сообщает РИА Новости.
Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, переименованная по требованию государственной власти в Эстонскую Христианскую Православную Церковь, должна будет полностью отказаться от связей с Русской Православной Церковью. Фактически это будет означать, что православные храмы и монастыри не смогут подчиняться руководящему органу, находящемуся по мнению правительства Эстонии, «в иностранном государстве, которое представляет угрозу для безопасности» Эстонии.
В сообщении для прессы, опубликованном на сайте Эстонской Православной Церкви, говорится:
«Подходит к концу Великий пост и приближается Страстная неделя. Нам, христианам, вновь дана возможность сопережить то, что происходило в Вифании, Гефсимании и на Голгофе 2000 лет назад, поскольку мы подошли к самому особенному времени церковного года. Будем размышлять обо всем, что произошло со Христом, и последуем за Ним в нашей жизни здесь и сейчас. Найдем время, чтобы следовать за Христом через Его страдания, которые мы вспоминаем на наших богослужениях, чтобы стать причастными и к радости Воскресения.
9 апреля в Рийгикогу были приняты поправки к закону о церквях и приходах, которые напрямую затрагивают всех нас. Хотя законы должны быть универсальными, очевидно, что в данном случае речь идет о законе, направленном конкретно против Эстонской Православной Христианской Церкви и Пюхтицкого монастыря. Несмотря на то, что мы всегда были законопослушной Церковью, соблюдали все законы Эстонской Республики и вносили свой вклад в благополучие эстонского общества, было необходимо изменить закон.
В последние шесть месяцев, после политического заявления министра внутренних дел в Рийгикогу, никакого содержательного обсуждения больше не было. Вместо прямого диалога мы стали свидетелями тщательно подготовленной и cкоординированной специалистами по коммуникации медиакампании, в рамках которой публиковались статьи, представляющие в основном тезисы одной стороны, а также субъективные мнения экспертов и богословов со стороны государства или другой православной Церкви, что неизбежно повлияло на настроение и отношение к ситуации членов наших приходов.
Позиции, прозвучавшие во время чтения закона, либо указывали на ограничение свободы вероисповедания, либо не видели этого, но апеллировали к вопросам безопасности. Мы по-прежнему считаем, что это напрямую ограничивает нашу свободу вероисповедания. Мы попросим президента и канцлера права дать этому оценку, обратимся в международные организации, поскольку свобода вероисповедания является универсальной и затрагивает общемировые принципы.
Принятые сегодня поправки к закону стали ожидаемым результатом, учитывая весь ход процесса. Однако это не означает, что мы отказываемся от своих прав и принципов. Мы продолжим служение в наших приходах. Если мы доверим себя Господу и будем искать в своей жизни волю Божию без ропота и уныния, то Господь не оставит нас без Своей помощи и поможет пережить все испытания».
Тем временем бывший глава МВД страны Лаури Ляэнеметс заявил в интервью телерадиокомпании ERR, что всё имущество Эстонской Православной Христианской Церкви (ЭПХЦ) в случае ее ликвидации будет передано Эстонии, передаёт РИА Новости.
«Если суд примет решение о прекращении деятельности церкви или прихода, организация будет удалена из регистра. Приходы останутся, здания тоже – таинства проводить можно. Но самой Церкви как юридического лица больше не будет. Более того: если Церковь будет ликвидирована, всё её имущество перейдет государству, а уже государство будет решать, что с этим делать», - заявил Ляэнеметс.
Ранее игумения Филарета отмечала, что цель закона – поставить ЭПЦ перед выбором: принудительная ликвидация, или смена юрисдикции, то есть самовольный переход под покровительство Константинопольского патриархата, что является для насельниц обители каноническим преступлением. По ее словам, связь с Русской Православной Церковью «лежит в основе монастырского бытия».