«Суббота – "шабат", что и есть – "покой". Желание покоя. Желание покоя усопшим. Поэтому, мы Бога и просим: "Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих". Суета сует и всяческая суета – это всё, что под небом, под солнцем. Как Соломон говорит, что всё суета, так оно и есть (Эккл.1,2). Потом перешагивая порог видимого и невидимого мира, человек входит в иное состояние и держит ответ за прожитую жизнь. За грехи совершённые. Главную печаль человеку приносит грех. И при жизни мы страдаем от грехов своих, и по смерти тоже можем страдать от грехов своих. Лучше всего это знают люди, которые уже отошли от этого тела. Те, которые уже не стоят в очереди за хлебом; не стоят у плиты, чтобы жарить себе ужин или завтрак; не зарабатывают деньги, чтобы заплатить за квартиру. Они, отшедшие от всякой житейской суеты теперь, носят в себе свою тайну. Все свои добрые и злые намерения, осуществлённые и не осуществлённые злые и добрые дела. И усопшие нуждаются в нашей молитве. Как сухая земля пьют её», - пишет в тлг-канале известный проповедник, настоятель столичного храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке протоиерей Андрей Ткачев.
«Наверняка каждый из вас хоть один раз в жизни поливал сухую землю. Приезжали из отпуска и поливали высохшую землю в горшках, например. Заждавшаяся земля – она всасывает воду, и не видно её. Льёшь – и не видно её. И ещё льёшь – и всё ещё не видно. И потом она постепенно насыщается. Так и души усопших пьют молитвы и желают, чтобы мы не забывали про них. Это наша мудрость. На кладбищах раньше писали, сам видел: "Мы были, как вы. Вы будете, как мы". Короче не скажешь. И точнее не скажешь. Это голос "оттуда", из-за калитки кладбищенской», - добавил священник.
«Мы редко бываем на кладбищах. А как хорошо бы, приезжая в незнакомый город, бежать сначала не по магазинам… Если по музеям, то – ладно. Хорошо, сначала – по музеям, потом – по магазинам. Но прежде всего этого хорошо бы зайти в кафедральный собор незнакомого города, если он там есть. А потом посетить городское кладбище. Наверняка, там лежит какой-то праведный человек. И хорошо было бы туда прийти, там просто походить, помолиться. Побродить между теми, кто здесь раньше жил. А потом выйти за ограду и побродить между теми, кто здесь теперь живёт. Это очень практичная вещь, она очень уцеломудривает человека. Она даёт ему чувство длинной истории», - продолжил он.
«Человек – очень короткое существо. Тридцать, сорок, пятьдесят лет. Потом, раз – и нету. И что это такое? Жил? Не жил? Непонятно. А когда человек думает о прошедшем поколении и думает о вечности, он превращается в существо с длинной историей. И тогда он не сиюминутный. Он тогда глубокий. Он тогда более серьёзный», - подчеркнул о. Андрей.
«Дорогие христиане, приложим это всё к сердцу своему. Не для того, чтобы печалиться, а для того, чтобы быть мудрыми. "Смех глупых, как треск хвороста под котлом, а сердце мудрого в доме плача по умершему". Так говорит Соломон (Эккл.6:4,6). Таков конец всех живущих, и мудрый приложит это к сердцу своему. Будьте мудрыми», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.