В четверг, 6 февраля, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери, сообщает сайт митрополии.
Eго Высокопреосвященству сослужили епископы Кронштадтский Вениамин, Амурский и Чегдомынский Николай, Выборгский и Приозерский Варнава, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Североморский и Умбский Тарасий, Троицкий и Южноуральский Павел, Георгиевский и Прасковейский Николай, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа, настоятель протоиерей Евгений Шогенов с клиром, архимандриты Александр (Арва), Серафим (Шкредь), иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, проректор СПбДА по культуре Елена Гундяева.
Пел хор собора под управлением Полины Фоменко и смешанный хор СПбДА под управлением Раисы Гундяевой.
Митрополит Варсонофий поздравил верующих с днем памяти небесной покровительницы Санкт– Петербурга.
«Происходят чудеса: когда-то, в восемнадцатом веке, блаженную Ксению считали, наверное, последней женщиной этого города, нищенкой, которая бродила по улицам, свидетельствовала о своей вере и любви к Богу, – сказал владыка в проповеди. – Но мы помним слова Господа, что "будут последние первыми" (Мф. 20:16). И вот, она стала сегодня первой женщиной в Санкт-Петербурге, да и в России – о ней все знают, ей молятся, к ней обращаются с просьбами. Вот так у Господа бывает. Когда-то, глядя на нее, может быть, никто и не представлял, что она будет святой, но сегодня она – святая, и почитают ее по всей России и в других странах. Я встречался с индийскими иерархами, они говорят, что Ксения почитается в их стране. А в родном городе святой верующие особо ее чествуют. Когда она стала вдовою, у нее был выбор, какой взять крест. Можно было выйти второй раз замуж, понести крест замужества. Был крест монашеский, можно было уйти в монастырь, но в то время обители тоже закрывались, ликвидировались. И она выбрала подвиг юродства – взяла этот крест. Юродство – это не что-то необычное, оно встречается часто. В допотопном мире о праведном Ное, когда он строил корабль не в доке где-то, а на суше, говорили, что он с ума сошел. Зачем строит корабль, что будет с ним делать? А он строил и строил, люди считали его выжившим из ума и махнули на него рукой. В результате все погибли, а он с семьей спасся. Даже Христа называли иногда вышедшим из ума. Спаситель говорил: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:53-54). И люди тоже подозревали Его в безумии: разве это нормально – есть тело и кровь? Никто же не знал, как Господь это все потом устроит. Апостола Павла часто называли умалишенным... Когда он рассказывал царю Агриппе о воскресении мертвых, тот тоже называл его безумным».
«Но вот, сами апостолы пошли в этот мир, оставили родных, близких, свои занятия, рыболовные сети – и пошли в другие страны с проповедью о Христе распятом и воскресшем, – продолжил архипастырь. – На них тоже смотрели как на ненормальных людей. Вспомните, даже в недалекое советское время смотрели на верующих как на ненормальных, юродивых. "Нормальные" строили коммунизм – какая Церковь? Какое у нее будущее? Сейчас-то более или менее нормальная ситуации, у нас, слава Богу, верующих стало больше, и как на ненормальных уже не смотрят. Но тяжело дается людям возвращение из атеизма, очень тяжело. Нет сейчас массового обращения ко Христу, только через личный опыт человек приходит к Богу. Легко попасть в плен атеистический, безбожный, и как тяжело из него выйти! И вот, Ксения Петербургская проповедовала жизнь христианскую в то время, когда Россия, открыв дверь на Запад, все силы атеизма запустила в себя: кощунство, безбожие – все хлынуло сюда. И кто противостоял? Простая женщина. Своей жизнью, юродством и любовью ко Христу она показывала, что главное в жизни – любить Бога. Он Господь наш, поэтому надо Его любить превыше всего. Ведь мы не спрашиваем, почему должны любить родителей – так положено. Почему должны любить родители детей? Так положено. Надо любить и Бога. Он нас сопровождает с рождения и всю жизнь ходит над нами, помогает нам, Своим промыслом управляет нашей жизнью. Пока у нас не закончится жизнь, Господь будет с нами, а потом мы посмотрим, куда придем, чего в конце достигнем. Конец – всему венец, потому что может хорошим быть детство, с воскресной школой, а потом человек ушел с этой дороги непонятно куда, но если вернется, слава Богу. Я не устаю говорить, что молодежь наша не вернется в нормальное состояние, пока не примет Бога. Если Бог будет в сердце, то будет успех. Одними человеческими силами, программами какими-то мы лучше молодежь не сделаем. Лучше может сделать только Бог, только Его благодать. Поэтому наша забота – как людей возродить, как молодежь заставить читать Евангелие, чтобы она в храмы ходила. Тогда настоящая будет молодежь – будущее страны. Иначе ничего не получится. Все эти программы закончатся ничем».
«Наша задача – вернуть внимание детей и внуков, приводить их ко Христу, чтобы они полюбили Бога. Если полюбят Бога, то будут любить и друг друга, будут патриотами, воинами, не боящимися идти в бой, потому что поймут, что смерти нет, и будут совершать подвиги на поле брани. Мы приступаем сейчас к подготовительным неделям к Великому посту, когда будем слышать постоянно в храмах слова о покаянии. Действительно, покаяние сопровождает нас до самого гроба. Покаяние – как птица, которая сидит на яйцах и своим теплом рождает жизнь. Если покаяние есть в нас, то оно нашу жизнь возрождает. Если его нет, значит, и ничего нет. А мир, как вы знаете, катастрофически сейчас хочет избавиться от понятия греха. Просто нет его, и все. А раз нет, значит, нечего и каяться. Совершенно не понимают, что такое грех. Но мы-то знаем, что это такое, на опыте испытали. Грех мешает спасению. Поэтому слова покаяния, которые звучат в наших храмах, – это призыв к тому, чтобы мы возрождали себя для жизни вечной. Покаяние должно присутствовать у нас всегда. Если нет покаянного чувства, то мы еще больные, нам надо исцеляться. Только покаяние исцелит, сделает нас духовно здравыми. Такой путь прошла святая Ксения Петербургская. Сорок пять лет ходила по городу с призывом покаяния к людям, исправления жизни. И к кому заходила, тому всегда приносила благословение. Когда люди видели святую, меняли греховную жизнь, становились лучше, чище, милосерднее. Благодаря ее присутствию Санкт-Петербург менялся. Слава Богу, мы живем во время, когда можно свободно исповедовать веру, ходить в храм. С нами сегодня молится губернатор. Когда такое было? Может, только в царскую эпоху. А сегодня Александр Дмитриевич часто посещает это кладбище и этот храм, возносит молитву за благополучие северной столицы, чтобы она развивалась, становилась лучше, краше, чтобы людям хорошо в ней жилось. Желаю вам помощи Божией по молитвам и предстательству блаженной Ксении», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Тихона, Патриарха Московского.
Благотворитель Гурам Шенгелия был награжден орденом святого Александра Невского третьей степени.
Протоиерей Роман Грицишин и его супруга Ксения удостоены медалей святых Иоакима и Анны «Тридцать лет в браке».
Благотворитель Светлана Шенгелия была награждена знаком священномученика Вениамина Петроградского.
Митрополичьими грамотами отмечены диакон Петр Тимкин, Оксана Коршунова, Павел Трошкеев, Мария Терновская.
Градоначальник, обращаясь к молящимся, напомнил, что в этом году исполнится 235 лет со дня освящения Смоленского храма. Ксения Блаженная молилась за него, помогала его строить. Она всегда была защитницей Отечества и своего города. В годы блокады ее часовня была закрыта, но люди все равно приходили сюда, просили, оставляли записочки, прикладывал крестики и иконки к стенам часовни. Многие потом рассказывали, что это их спасало. «Наша защитница святая Ксения вместе с нами сегодня, и мы молимся, чтобы она попросила Всевышнего даровать нам телесное и духовное здоровье и помочь справиться с духовными недугами, но главное – чтобы были мир, покой и помощь в богоугодных делах», – сказал глава города.
Фотограф Миодраг Бранкович из Сербии подарил храму образ Божией Матери «Млекопитательница» и другие иконы. Делегации из братской страны была преподнесена икона блаженной Ксении Петербургской.
Отец Евгений подарил владыке богослужебный набор.
Правящий архиерей и сопровождавшие его лица прошли в часовню блаженной Ксении, где было совершено молебное пение.
Точные даты жизни святой Ксении Петербургской неизвестны. Она родилась между 1719 и 1730 годами и скончалась около 1806 года. Ее супружеское счастье длилось недолго. Муж скончался, и в 26 лет она избрала тяжелый путь юродства, дабы его вымолить: пожертвовала дом нуждающейся девушке, облачилась в одежды супруга и стала отзываться только на его имя Андрей Федорович, повторяя, что он жив, а «Ксения умерла». Блаженная 45 лет скиталась по городу и по кончине была погребена на Смоленском кладбище. К ее могиле потянулся людской поток. После ста лет народного почитания Ксеньюшки, в 1978 году она была прославлена Русской Православной Церковью Заграницей, а в 1988-м – Русской Православной Церковью.
Храм на Смоленском кладбище был построен по проекту профессора Алексея Иванова. По преданию, блаженная помогала строителям – по ночам носила кирпичи на леса. 27 октября 1790 года был освящен главный алтарь. В 1940-м храм закрыли. Он был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года.