Своих постоянных читателей мне хочется поздравить с Богоявлением и Крещением Господним, порадовать воссозданием того праздника, что был в нашем пермском Храме в день восемнадцатого января, а заодно – поделиться воспоминаниями о моём путешествии в Израиль и погружением в воды Иордана.
Уже с раннего утра в церковные врата одна за другой въезжали машины, входили и те прихожане, что добирались автобусами из всех районов города. Сотворив крестные знамения на икону Святителя Стефана Пермского над входом в церковь и при входе в Храм, люди радостно приветствовали друг друга словами «Доброго здоровья!» и «С праздником!». Атмосфера тепла, доброты, братской и сестринской любви друг к другу царила под церковными сводами, а в сиянии множества свечей особенно великолепно выглядел наш резной иконостас, выполненный одним из лучших уральских мастеров. Очень многие из прибывших заботливо спрашивали меня о самочувствии, ибо в конце октября мне была сделана серьёзная операция, и настоятель Храма о. Никола попросил всех прихожан молиться о моём здравии. Молитвы возымели немалый успех, и новогоднюю ночь я в шестой раз встретила на службе в церкви. О, если бы за всех наших воинов, легко или тяжело раненых во время СВО, также ежедневно и искренне молились бы их родные и прихожане их церквей, то здоровье их быстро пошло бы на поправку.
Крещение Спасителя нашего Исуса Христа – один из важнейших двунадесятых христианских праздников. Христиане всего мира вспоминают в этот день, как пророк Иоанн Предтеча крестил Исуса Христа в реке Иордан. Название Богоявление дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука так написал об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».
Таинством Крещения многократно было воплощено в иконописи и живописи, и всем хорошо знакомо монументальное полотно русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу», когда Спаситель в возрасте тридцати лет пришёл к берегам Иордана и попросил Иоанна крестить его. В Евангелиях от Матфея и Луки сказано, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней. Диавол трижды подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого. Эта удивительная крепость духа и стойкость призваны послужить добрым примером всем русским людям в наши тяжёлые времена.
«В Иордане крещающутися Господи!» – звучали песнопения во время всей субботней службы. Молитвы в нашем Храме завершились торжественным чином освящения воды, и эта Великая Богоявленская вода, равная причастию по своей целебной силе, сперва была налита в несколько больших тарелок, и все прихожане, благоговейно прикасаясь к ней перстами, смачивали ею лоб, щёки и губы. В момент целования креста свещеносцы специальной кисточкой брызгали каждому в лицо святой водой – к великой радости верующих, а после и взрослые, и дети пили Великую воду, набирали её в небольшие бутылочки, дабы освятить ею свои квартиры и дома.
И тут вспомнила я о своей памятной поездке в Израиль и погружением в воды Иордана. Побывать на Святой земле было давней моей мечтой, и в конце мая года две тысячи тринадцатого мечте этой суждено было осуществиться благодаря любезному приглашению моего друга, бывшего луганчанина Михаила Голубева, уже пятнадцать лет живущего в Хайфе. Моё знакомство со страной началось с аэропорта Бен-Гурион, куда прилетела я стыковочным рейсом из Перми через Санкт-Петербург, дабы, не дай Бог, не застрять к началу летних отпусков в Москве.
При выходе была я встречена женой Михаила Таней, держащей в руках табличку с моей фамилией. Мы быстро добрались до Хайфы на пригородном поезде, и вот я оказалась в отведённой мне маленькой комнате в четырёхкомнатной квартире на четвёртом этаже дома в историческом центре города. Под окном высилось дерево с сиреневыми цветами-колокольчиками, по веткам которого порхали крошечные колибри, а за домами и кронами дерев синело Средиземное море. Таня, накормив меня индейкой с рисом, предложила отдыхать до вечера, до возвращения Михаила с работы, но желание искупаться в море было столь велико, что мы вдвоём отправились на ближайший пляж в тридцати минутах ходьбы от дома. И что же? Я словно оказалась в Крыму или на черноморском берегу Кавказа, а не в Израиле: повсюду на пляже звучала русская речь. Отдыхавшие тут люди, преимущественно пожилые мужчины и женщины, были бывшими гражданами России, Украины, Молдавии, стран Балтии. Завсегдатаи небольшого пляжа, они были хорошо знакомы между собой, весьма доброжелательны к окружающим. Вдоль берега моря лежали большие груды водорослей, ноги в воде мне покусывали какие-то мелкие злые рыбёшки, зато купание в тёплых средиземноморских водах мигом смыло с меня всю дорожную усталость.
Хайфа необыкновенно живописна, главным украшением её является гора Кармель. На склонах меж густой зеленью субтропических дерев высятся многоэтажные дома, а на самой горе расположен верхний город с особняками богачей. Израиль – страна контрастов. Государство высочайших хайтэков, множество людей в котором, преимущественно арабов, заняты самой грязной и чёрной работой, да и выходцам из бывшего Союза, инженерам, врачам, учителям, пришлось здесь трудиться уборщиками либо санитарами в больницах. Уровень безработицы тут достаточно высок.
Моему другу Михаилу Голубеву посчастливилось найти работу преподавателя колледжа в двух часах езды от Хайфы. Он, талантливейший физик-теоретик, защитивший в Израиле диссертацию по философии физики, вынужден преподавать азы своего предмета будущим механикам, электрикам, программистам, что равнозначно стрельбе из пушек по воробьям, либо забиванию гвоздей микроскопом. Работа не приносит Михаилу ни малейшего удовлетворения, зато является источником его существования. В день нашей встречи поздно вечером вернулся он крайне расстроенным оттого, что подопечные его внаглую вымогали высокие оценки на экзамене, но празднично накрытый стол с бутылкой хорошего вина да дружеское участие стали подобием бальзама на незаживающей его ране.
Туристическое агентство «Рубин», куда отправились мы с Таней с утра пораньше, до наступления жары, считается одним из лучших в Израиле. И здесь, как и в обменных пунктах, как в продовольственных и книжных магазинах, как и музеях, звучала чистейшая русская речь. Я выбрала себе три главных тура: в Назарет – Галилею, в Вифлеем – Иерусалим и на Мёртвое море. Конец мая – начало июня – благоприятное время для экскурсий и отдыха на море, но в десять часов утра лучи солнца уже светят прямо, отвесно над головой. Горе тем смельчакам, что решатся загорать после десяти утра: они рискуют попасть в знаменитую на весь мир клинику Рамбам, корпуса которой расположены в центре Хайфы, близ морского порта. Это раковые корпуса, где за большие деньги злосчастным пациентам делают многократное переливание крови в надежде на их исцеление.
В пятницу опять-таки с утра отправились мы с Михаилом осматривать достопримечательности красавицы-Хайфы. Главной из них было Бахайское святилище.
Минуя великолепные, любовно возделанные сады, мы с Михаилом, сняв обувь, вошли вовнутрь мавзолея, где категорически воспрещалось говорить. Пол был устлан коврами, а на небольшом возвышении посреди цветочных ваз и горящих светильников покоились останки Баба, основателя бахайской веры. На стене висела специальная молитва на арабском и английском языке, которую читают бахаи при посещении своего святилища. На обратном пути мы спускались с горы пешком, вновь и вновь любуясь садами и террасами. Разумеется, я не восприняла бахайские сады и мавзолей Баба как священное место, но с горечью подумала о том, какие огромные средства потрачены были на очередной подрыв христианства.
Пешком прошли мы с Михаилом в другую часть города, где возле морского музея на склоне горы находилась пещера пророка Илии. По преданию Илия какое-то время жил здесь. К пещере вела лестница, подъём завершался некой «прихожей» под открытым небом, сама же пещера находилась внутри горной породы и была разделена на мужскую и женскую половины. Стены увешаны были молитвенными изречениями да выполненными из самых разных материалов сценами из жизни пророка. Посетителями в тот день оказались правоверные иудеи и арабы-католики. Я сделала несколько фотоснимков и этой достопримечательности Хайфы.
Не каждый приморский город может похвастать морским музеем, но в Хайфе создатели его вложили в своё детище всю душу и весь талант. Один из огромных его залов посвящён истории мореходства на Средиземноморье. Тут можно увидеть макеты финикийских, греческих, римских и прочих древних судов, подивиться на одноглазого капитана-пирата, мрачно сидящего в своей каюте с непременной бутылкой вина, ощутить накал боя на одной из картин, полюбоваться обширной коллекцией якорей. В другом зале представлены разнообразные находки, извлечённые из затонувших кораблей, а картины и гравюры художников-маринистов как нельзя более удачно дополняют все сокровища музея. Экскурсия наша завершилась осмотром католического монастыря на горе Кармель: как выяснилось, западное, секуляризованное христианство пустило самые глубокие корни на Святой земле.
В пятницу после полудня в Израиле замирает вся деловая жизнь: закрываются государственные учреждения, магазины и рынки, не ходят поезда – начинается встреча Шабата. Горе и тем туристам да гостям страны, что в ведении или не в ведении прибывают сюда вечером в пятницу, либо в субботу – добраться из аэропорта до нужного им места можно лишь на такси за бешеные деньги. Правоверные евреи по всей стране встречают Шабат в синагогах, но правило это не распространяется на бесшабатный Назарет, где живут, в основном, арабы и в субботу открыты все торговые точки.
Знакомство со Святой землёй надобно непременно начинать с Галилеи, северной части Израиля. Наш туристический автобус был полон, а вмещалось в нём никак не менее пятидесяти человек. Гид Влада, энергичная женщина средних лет в джинсах и футболке, рассказывала обо всём достаточно профессионально и увлечённо: видно было, что фирма «Рубин» «веников не вяжет»! По мере приближения к Назарету ландшафт менялся на глазах: на горных склонах красовались хвойные леса, а в долинах зеленели ухоженные поля. Влада объяснила, что самые богатые кибуцы находятся именно тут, в Галилее. В иных предприимчивые кибуциане разводят свиней, соблюдая, однако, закон, по которому нечистые, некошерные животные не должны касаться израильской земли. Свиней содержат на специально сделанных деревянных помостах, а в утешение за ненормальные условия жизни частенько кормят апельсинами. Я искренне посочувствовала несчастным свиньям!
В Назарете первым делом привезли нас в большой магазин, где шла бойкая торговля всевозможной христианской символикой. Женщинам, одетым в шорты и футболки, Влада посоветовала купить большие платки, дабы прикрыть головы и плечи для посещения Храма Благовещения. Я приобрела за шесть долларов белую рубашку для погружения в воды Иордана. Главная достопримечательность города – огромный католический Храм Благовещения, на первом этаже которого сохранились руины четвёртого века новой эры, место Благовещения, найденное Еленой, матерью императора Константина Великого. Именно здесь деве Марии явился Ангел Господень и провозгласил ей благую весть – стать матерью Исуса Христа. Мария жила в Назарете, до тридцати лет жил здесь и Христос. Современный город раскинулся на холмах: земля в Израиле необычайно дорогая, застройке подлежит каждый хоть сколько-то удобный её клочок. Ничто в Назарете, помимо найденного праведной Еленой места Благовещения, не напоминает о жизни Исуса.
Дальнейший наш путь лежал в Генисаретскую долину, к озеру Галилейскому, именуемому в древние времена морем Тивериадским, а в Израиле называемому Кинерет. Мы проехали мимо знаменитой горы Фавор – места Преображения Господня. Туда по узкой дороге на специальном транспорте местные жители доставляют всех желающих за немалую плату. Как хотелось подняться на гору, представить себе чудо Преображения, да экскурсией предусмотрено это не было. Медленно спускался большой автобус по дорожной серпантине, пока перед восхищёнными нашими взорами не предстала панорама Кинерета. Длина озера, как узнала я со слов Влады, сорок километров, а максимальная ширина – семнадцать. По форме напоминает оно скрипку, на восточной его части высится базальтовое плато – Голанские высоты – место противостояния Израиля с соседними арабскими странами. Озеро является для израильтян главным поставщиком пресной воды, но зачастую мелеет. Тогда неизбежно уменьшается количество воды в реке Иордан, вытекающей из Кинерета и впадающей в Мёртвое море, уникальное море тут же начинает высыхать. Всюду на берегу озера виднелись коттеджи, кемпинги, палатки, на выходные дни съезжалось сюда множество отдыхающих со всего Израиля. Многолюдным был в ту субботу и городок Тиверия, курортный центр на Кинерете, названный в честь римского императора Тиберия.
В южной части озера, там, где вытекает река Иордан, разместились протестантские и католические крестильни и оборудованы были места для омовения в реке. Совершать омовение можно было лишь в специальных рубашках, и стоили они здесь уже более двадцати долларов. Трудно описать то чувство блаженства, которое испытываешь, медленно входя в прохладные воды Иордана. Конечно, это было не то место, где Иоанн Предтеча крестил Христа, но иной возможности погрузиться в Иордан мне больше не представилось.
Гора Блаженства, откуда прозвучала Нагорная проповедь Христа, была выжжена палящими лучами солнца, ничто здесь не напоминало о донесённой до людей великой мудрости Спасителя. Настало время обеда. Автобус наш остановился возле кафе-ресторана в форме большой палатки. Стоимость обеда составляла двадцать пять долларов, около тысячи рублей, и обедать из всей нашей группы отправились не более десяти человек. Вместе с большинством туристов я перекусила на открытом воздухе возле ресторана взятой с собой едой, ещё раз подивившись тому, как всё в Израиле в разгар туристического сезона поставлено на извлечение прибыли. Христос пятью хлебами и двумя рыбками накормил тысячи голодных, а вот последователей великой его любви к людям, доброты и щедрости в современном Израиле не отыскалось. Последней нашей остановкой был Капернаум – небольшой зелёный оазис, посреди которого виднелись розовые купола Греко-православной церкви. Впервые за всю поездку по Галилее и по берегу Кинерета увидела я иконостас, но подлинного православия здесь тоже не обнаружила: местный священник-грек стремился заработать как можно больше от посещения его церквушки туристами – бойко торговал иконками и свечами да обещал помолиться за имена, поданные ему в записочках.
Понедельник и вторник – третье и четвёртое июня – посвящены были самым длительным экскурсиям: в Вифлеем – Иерусалим и на Мёртвое море.
Вифлеем находится на территории Палестины, в нескольких километрах от Иерусалима. Гидом по Вифлеему был молодой араб-христианин, который с горечью поведал нам, что из четырёх миллионов палестинцев в Газе и Вифлееме к настоящему времени сохранился лишь один процент христиан. Удивительна панорама места, где жил некогда царь Ирод, приказавший перебить в Вифлееме и окрестностях всех младенцев, которым было менее двух лет, дабы не утратить своё господство. Араб показал нам, где пасли свои стада пастухи, которым явился Ангел и возвестил радостную весть, что в Вифлееме родился Спаситель, Исус Христос. Прибежавшие пастухи нашли Марию, Иосифа и младенца, яслями которого послужила кормушка для скота, ибо в гостинице места Марии с Иосифом не нашлось. Да оно и к лучшему! На всё была воля Божья, и разве место красит человека?
В Вифлееме, как и в Галилее, местные жители стремились максимально заработать на туристах. Более часа держали нас в сувенирной лавке, предлагая за немалую стоимость купить иконы, свечи и прочие предметы с библейской символикой, и лишь потом повезли в Храм Рождества Христова, разделённый на православный, греческий и католический приделы. При всех размерах и кажущемся величии Храма опять-таки от подлинного православия не сохранилось здесь ничего. Большую очередь выстояли мы, пока не приблизились к священному месту, где некогда находились ясли с младенцем Исусом. Другой «изюминкой» Храма была редкая икона улыбающейся Девы Марии от великой радости – появления на свет божественного младенца.
Духовный центр Иерусалима – это старый город, средоточием которого является громадный Храм Гроба Господня в окружении маленьких торговых улочек. И вот гид Илья привёл нас к Храму, попасть в который стремятся христиане со всего мира. С огромным волнением осмотрев внутреннее его убранство, по узкой лестнице поднялась я вместе с другими туристами на Голгофу, преклонив колена пред местом распятия Христа. Очередь в Кувуклию, по счастию, была невелика: пройдя через низкий вход, я увидала место, где лежал снятый с креста Господь и откуда свершилось чудесное его воскрешение. Стоявший рядом монах не пускал в святилище туристов, одетых неподобающим образом. Один из молодых мужчин нашей группы, одетый в шорты выше колен, так и не попал туда, невзирая на все просьбы и был страшно огорчён. Ему и в голову не пришло, как надлежит одеваться при посещении великих христианских святынь. Остановились мы у места, где стояли Жены-Мироносицы, с ужасом и состраданием взирая на казнь, а после спустились в подвал, где Елена нашла крест, на котором был распят Господь. Крестов было три, к каждому из них прикладывали поочерёдно по одному преданию мёртвого, по другому – тяжело больного человека, и лишь прикосновение к кресту Господню исцелило больного. Рассказал нам Илья и о благодатном огне, что в виде голубых шариков сходит со стены Храма каждую Пасху, но староверы данное чудо отвергают как один из способов извлечения прибыли.
Илья по моей просьбе привёл нас в соседний небольшой Храм Александра Невского к порогу Судных врат, где висели лампады, одна из которых повешена была нашим староверческим митрополитом Корнилием во время поездки его в Иерусалим. Впрочем, и Виа Долороса – дорога страданий, и Судные врата ни в Библии, ни в других древних источниках не упоминаются. Существует версия, что придуманы они были католиками-коптами, дабы вытрясти лишние деньги у доверчивых христиан.
Панорама Иерусалима со смотровой площадки ошеломляет! Храмовая гора с золотистым куполом мечети, Масличная гора с Гефсиманским садом – как хотелось мне увидеть всё это вблизи, ощутить и прочувствовать каждой жилкой вечный город, да, увы, времени на это нам отпущено не было. Экскурсия наша завершилась у Стены плача, западной стены старого города, центра бойкой торговли иконами и сувенирами. Знаменитая стена, после прикосновения к которой, якобы, исполняются все желания, разделена на мужскую и женскую её части. Здесь постоянно толпятся люди со всех концов света в надежде на чудо. Илья рассказал нам анекдот-шутку о неком иностранце, что, приехав в Иерусалим, сел в такси и попросил водителя отвезти его в то место, где евреи плачут. Озадаченный водитель долго катал его по городу и, наконец, привёз к зданию налоговой инспекции.
Путешествие по Израилю было бы неполно без посещения Мёртвого моря, куда отправилась я вместе с Михаилом и Таней. Гид Анатолий оказался любителем забавных историй, коими развлекал нас по дороге вперёд и обратно.
– Назовите пять морей в Израиле, – вопрошал он группу туристов.
– Средиземное, Красное, Мёртвое, Галилейскле и море евреев! – бойко ответила одна из женщин, получив в качестве приза шоколадку. Меня поразил вид каменной пустыни Негев, нагромождение неподвижных окаменевших глыб вместо песчаных барханов. Мёртвое море раскинулось в низине, к нему вела извилистая дорога, а вдоль берега располагались оазисы садов да лужайки со цветниками, живописно окружавшие гостиницы и пансионаты, куда люди со всего света приезжали лечить заболевания суставов. Самая фешенебельная гостиница называлась «Лот», и тут вновь нельзя было не вспомнить о драматических событиях, воссозданных в Ветхом Завете. В древние, ветхозаветные времена находились тут города Содом и Гоморра, жители которых погрязли в грехах мужеложества и лесбиянства, за что Бог решил сурово покарать их. Заступник Авраам просил Бога пощадить грешников, но не оказалось в Содоме и десяти праведных. Ангелы вывели из города лишь праведника Лота с женой и двумя незамужними дочерями, веля им идти на гору и не оглядываться на Содом. Взошло солнце, и на Содом и Гоморру пролился дождь из серы и огня. Исчезли с лица земли и дома, и люди тех городов, и всё, что росло на их земле. Жена Лота, шедшая сзади, не выдержала и оглянулась, тут же превратившись в соляной столб. Авраам, рано утром пришедший туда, увидел над бывшими городами густые клубы дыма. Почему же не учат ничему людей библейские пророчества?! Не ждёт ли жителей стран, узаконивших однополые браки, участь Содома и Гоморры?
Мы оказались в местечке Эйнгеди, самой южной части Мёртвого моря, где выстроен был современный оздоровительный комплекс с бассейном, лечебными грязями и серо-водородными ваннами. До моря за полтора километра постоянно курсировал небольшой трактор с двумя тележками для пассажиров-туристов. На берегу под большим навесом стояли пластиковые стулья. Рядом были душевые и туалеты. Находиться в воде необычного моря, где имелась едва ли не все элементы таблицы Менделеева, можно было не более получаса, после следовало принять душ, передохнуть и снова продолжить лечение. Благоразумная Таня посоветовала мне взять шлёпки-сланцы, без которых трудно было бы заходить в море, дно которого состояло из острых кристаллов окаменевшей соли. Брызгать руками и ногами по воде здесь было категорически запрещено: густо солёная вода могла попасть в глаза и повредить их. Осторожно войдя в плотную массу, я легла на спину и …лёжа в воде, как поплавок, не смогла в сланцах встать без посторонней помощи. На противоположном берегу виднелась Иордания, но никто ещё не рискнул добраться туда по водам Мёртвого моря.
Пейзаж вокруг нас был первозданно библейским: каменные барханы пустыни Негев, высохшая, покрытая толстым слоем соли земля да неширокая голубая полоса безжизненного моря. Если многие города и страны можно изучать по произведениям классиков художественной литературы, то Израиль надобно постигать только с Библией.
Жизнь в Израиле очень дорогая. Людям, приехавшим сюда на постоянное жительство, изначально кажется всё в шоколаде, но очень скоро убеждаются они, что это далеко не так. Супружеская пара туристов посетовала мне, что проживание в двухместном номере гостиницы «Савой» в Тель-Авиве стоит двести долларов в сутки. В сумму эту включена лишь стоимость завтраков, но ведь надобно ещё где-то обедать и ужинать. Дорого стоят съёмные квартиры, а покупка собственного жилья для большинства недоступна. Михаил с отцом и ныне покойной матерью весьма удачно купил квартиру у семьи, вернувшейся в Россию. Теперь её стоимость выросла едва ли не троекратно. Молодой историк Олег, ездивший вместе с нами на Мёртвое море, в беседе признался, что устал от безработицы и съёмного жилья и намерен вернуться в Самарскую губернию, на родину жены. От всей души пожелала я ему удачи в благом этом намерении.
Во время первой моей экскурсии гид Влада вполне серьёзно сказала нам, что тот, кто побывает в Назарете и Галилее, совершит омовение в водах Иордана, съездит в Вифлеем и Иерусалим, сможет считать себя паломником, посетившим Святую землю. Увы, паломницей я себя не считаю: постигать святые места надобно не в составе большой и разношёрстной туристической группы, а с небольшим числом подлинно православных людей. Постигать неспешно, молитвенно. Помня, что все мы ходим под Богом, что жизнь человеческая может прерваться в любой момент и надобно будет держать ответ перед Господом.
Что изменилось в жизни моих друзей-израильтян за последнее время? Изменения произошли не к лучшему: в феврале 2024 года трагически погибла Таня, а Михаил устал от нового витка израильско-арабского противостояния и всерьёз помышляет об отъезде в Южную Америку, где высоко ценится труд физиков его уровня. Многое пришлось ему пережить, и я постоянно молюсь о его здравии.
Восемнадцатого января в первом часу пополудни наша церковь опустела: все прихожане устремились по домам и квартирам, дабы поскорее окропить их святой водой. Друзья подвезли меня до автовокзала, и, оказавшись дома, я первым делом освятила свою квартиру. Вновь за пять последних лет в нашем поселковом пруду была сооружена «Иордань» – прорубь в форме креста – и велико было моё желание окунуться в ней в той самой рубашке, купленной в Назарете, но подруга-прихожанка убедила меня не рисковать, коль скоро расстояние от купели до моего дома на берегу пруда равно половине километра. Моим утешением стало давно привычное обливание холодной водой в ванной – по доброму примеру отца, фронтовика-артиллериста, которому обливания и купания в холодной воде помогли поправиться после тяжёлого ранения.
Вера в Бога и воля к лучшей, достойной человека жизни призваны стать определяющими в судьбе каждого русского человека. Мы просто обязаны во всём стать лучше, нежели наши противники внутри и вне России – и только тогда мы победим!
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край