Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви — последнее в уходящем 2024 году, сообщает Патриархия.ru.
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Священного Синода с кратким приветствием, после чего Священный Синод приступил к работе согласно повестке дня.
В заседании приняли участие:
• постоянные члены Священного Синода: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии;
• временные члены Священного Синода: митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон; епископ Ванинский и Переяславский Аристарх; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; епископ Губкинский и Грайворонский Софроний; епископ Черняховский и Славский Николай.
Члены Священного Синода имели суждение об установлении богослужебной памяти начала автокефалии Русской Церкви и установления Патриаршества на Руси (журнал 148).
Синод постановил:
1. Внести в общецерковный месяцеслов празднование 15/28 декабря дня интронизации святителя Ионы, митрополита Московского, и начала автокефалии Русской Церкви.
2. Внести в общецерковный месяцеслов празднование 26 января / 8 февраля дня интронизации святителя Иова, Патриарха Московского, и начала Патриаршества на Руси.
3. Отнести упомянутые дни к праздникам, отмеченным в Типиконе «крестом с полукружием», и совершать им всенощное бдение.
4. Синодальной богослужебной комиссии составить службы упомянутым праздникам.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви участники имели повторное суждение о поданном прошении митрополита Владимирского и Суздальского Тихона о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия (журнал № 142).
Прошение митрополита Владимирского и Суздальского Тихона о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 24 августа 2023 года (журнал № 84). Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».
Принято решение прошение удовлетворить с выражением благодарности митрополиту Тихону за многолетнее управление Новосибирской и Владимирской митрополиями, а также за участие в восстановлении Данилова монастыря города Москвы. Местом пребывания на покое для митрополита Тихона определена г. Москва с получением содержания от Владимирского епархиального управления.
Преосвященным Владимирским и Суздальским, главой Владимирской митрополии, назначен митрополит Наро-Фоминский Никандр с сохранением за ним должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.
Также повторно было рассмотрено поданное епископом Александровским и Юрьев-Польским Иннокентием прошение о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия (журнал № 143). Поданное прошение удовлетворено. Для епископа Иннокентия местом пребывания на покое определен г. Суздаль с получением содержания от Александровского епархиального управления. Временное управление Александровской епархией возложено на митрополита Владимирского и Суздальского Никандра.
Члены Синода имели суждение о результатах работы Комиссии по изучению положения дел в Будапештско-Венгерской епархии (журнал 141).
Синод постановил:
1. Просить Предстоятеля Русской Православной Церкви в соответствии с предоставленным ему Уставом Русской Православной Церкви правом («осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси преподает архиереям братские советы <…> относительно их личной жизни», Устав IV.7.ч), — обратить внимание митрополита Илариона на несоответствие характера его отношений с ближайшим окружением и его быта образу монаха и священнослужителя.
2. Освободить Преосвященного митрополита Илариона от управления Будапештско-Венгерской епархией и почислить его на покой.
3. Временное управление Будапештско-Венгерской епархией поручить Преосвященному митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку.
4. Местом служения Преосвященному митрополиту Илариону определить храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах.
5. Завершить деятельность Комиссии по изучению положения дел в Будапештско-Венгерской епархии и просить Святейшего Патриарха, в случае поступления в Московскую Патриархию новых сведений об обстоятельствах дела, возобновить деятельность Комиссии или иным образом определить порядок исследования этих сведений.
Члены Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Сызранской епархии (Самарская митрополия) (журнал 144).
Синод постановил:
1. Преосвященным Сызранским и Шигонским избрать иеромонаха Антония (Подоровского), клирика Самарской епархии.
2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Антония (Подоровского) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Члены Синода слушали рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента о назначении ему викария (журнал 145).
Синод постановил:
1. Викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский» избрать иеромонаха Макария (Комогорова), клирика Калужской епархии, с сохранением за ним должности заместителя председателя Издательского совета Русской Православной Церкви.
2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Макария (Комогорова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Члены Синода имели суждение о совершении празднования 1700-летия I Вселенского Собора, Никейского в 2025 году (журнал 137).
Синод постановил:
1. 1 июня 2025 года в день памяти святых Отцов I Вселенского Собора, Неделю 7-ю по Пятидесятнице, во всех митрополиях, а также в епархиях, не входящих в состав митрополий, совершить торжественное соборное служение Божественной литургии (в митрополиях — при участии всех архиереев митрополии) с оглашением Патриаршего послания и совершением благодарственного молебна.
2. Духовным академиям, Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету: провести в 2025 году конференции, посвященные 1700-летию I Вселенского Собора.
3. Издательству Московской Патриархии подготовить издания, посвященные юбилею.
Члены Синода заслушали рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно ходатайства Преосвященного митрополита Оренбургского и Саракташского Петра о канонизации в лике местночтимых святых игумена Зосимы (Карцева) (журнал 147).
Синод постановил:
1. Причислить к лику преподобных для местного почитания в Оренбургской митрополии игумена Зосиму (Карцева).
2. Память преподобного Зосимы совершать 28 сентября / 11 октября в день памяти его небесного покровителя мученика Зосимы Калутинского.
3. Честные останки преподобного Зосимы, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора, о чем иметь надзор Синодальной комиссии по иконописи.
5. Преосвященному митрополиту Оренбургскому и Саркташскому Петру в сослужении архиереев Оренбургской митрополии совершить чин прославления преподобного Зосимы.
Члены Синода заслушали рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о внесении дополнения в состав собора святых, в земле Московской просиявших (журнал 149).
Синод постановил дополнить список собора святых, в земле Московской просиявших, именем ранее прославленного священномученика протоиерея Владимира Константиновича Смирнова, служившего в Москве со своей хиротонии в 1911 году и до ареста в 1932 году.
Члены Синода заслушали рапорты Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, и Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов (журнал 150).
Синод постановил:
1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб:
а) Собору Архангельских святых;
б) Собору Московских святых;
в) Собору новомучеников и исповедников Крымских;
г) Собору святых Оптиной пустыни;
д) священномученику Сергию Кедрову;
е) преподобным Варлааму и Гедеону Серпуховским.
2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты акафистов:
а) Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Свенская»;
б) Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Трех Радостей»;
в) Собору Екатеринбургских святых;
г) мученице Людмиле, княгине Чешской;
д) страстотерпцу Евгению Боткину;
е) преподобному Антипе Валаамскому;
ж) преподобному Аркадию Новоторжскому;
з) преподобному Даниилу Переславскому;
и) общий, преподобному единому.
3. Направить утвержденные богослужебные тексты и тексты акафистов в Издательство Московской Патриархии для издания.
6. Ответ на 1, Владимир Николаев:
Возможно, Вы видите в позиция митрополита филокатоличество и критикуете это - но зачем приплетать к этому совершенно другие грехи и рисковать согрешить клеветой на священнослужителя? И что за понятие "праздных действий"?
5. ВАТИКАНСКИЙ СОДОМ ПОВЛИЯЛ НА МИРСКУЮ ЖИЗНЬ МИТР. ИЛАРИОНА
Если же коснуться мифологии, которая раздута вокруг Русской Церкви, в том числе обвинений, якобы мы проповедуем теорию "Третьего Рима", то приведите хоть один официальный документ нашей Церкви, решение церковного Собора, слова Патриарха или, например, моё выступление, где говорилось бы о том, что мы признаём Москву Третьим Римом. Нет такого. Это была концепция, которая сформировалась несколько веков назад и давно уже ушла в прошлое.
Что это, как не очередная попытка дискредитации Патриарха Кирилла? К слову, Святейший Владыка впоследствии косвенно опроверг слова митрополита Илариона, прямо напомнив: "Сегодня Россия – это Удерживающий... Сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времён под властью антихриста".
Но вернёмся к филокатолической деятельности митрополита Илариона. Её апогеем в 2016 году стала подготовленная им "Гаванская встреча" Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском. Встреча, ставшая не чем иным, как прямым обманом Предстоятеля Русской Церкви и всей православной паствы. В том числе – в украинском вопросе. Приведём лишь малый пример – из подписанной декларации, которая, как стало известно позднее, была "плодом труда митрополита Илариона (Алфеева) с православной стороны и кардинала Курта Коха и Папского совета по делам единства между христианами – с католической":
Метод униатизма прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путём её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства.
Подписав это, папа Франциск не сделал ровно ничего, чтобы приструнить униатов из Украинской греко-католической церкви, главной кузницы укронацистских кадров и их идеологии. Что же касается заявленных "общих духовных основ человеческого общежития, свидетельствующих о евангельских ценностях", то дальнейшее заигрывание папы Франциска с извращенцами наглядно выразилось в принятой в декабре 2023-го декларации Fiducia supplicans("Взывая к доверию"). Документе, предписывающем католическому духовенству "благословлять" однополые "пары".
К слову, в начале 2024 года именно митрополиту Илариону было поручено раскритиковать этот позорный католический документ. И надо сказать, сделал он это вполне профессионально. И потому не на пустом месте после публикации о содомитском по своему содержанию "Сузукигейте" тут же начались конспирологические фантазии: не наказал ли таким образом Ватикан митрополита Илариона за предательство? Впрочем, это уже не столь важно. Главное – подтверждение давно очевидной православным консерваторам максимы: "от Ватикана до Содома – один шаг".
4. ФИЛОКАТОЛИЦИЗМ ПОГУБИЛ КАРЬЕРУ МИТР ИЛАРИОНА АЛФЕЕВА
Среди молодых людей, в своё время получивших образование в католических духовных школах, можно выделить Леонида Севастьянова, долгие годы являвшегося помощником и советником митрополита Илариона. Несмотря на то, что этот человек формально не является чадом Русской Православной Церкви, но именует себя старообрядцем (что не мешает ему активно поливать грязью первоиерарха Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия), именно он в 2009 году возглавил созданный митрополитом Иларионом Фонд имени Святителя Григория Богослова.
На протяжении многих лет Севастьянов регулярно подчёркивает свои особые отношения с Ватиканом, а после свержения папы Бенедикта XVI заявил о личной дружбе с папой Франциском. В итоге именно от Севастьянова в российские новостные агентства до сих пор регулярно поступают неофициальные заявления из Ватикана (достоверность которых проверить непросто). Включая псевдомиротворческие, направленные против СВО.
Ещё в 2020 году по поводу деятельности митрополита Илариона и Леонида Севастьянова наши коллеги с сайта "Русская народная линия" задались более чем резонным вопросом:
Глава ОВЦС включил Севастьянова в делегацию Русской Православной Церкви, которая встречалась с папой Римским. В ходе одного из таких визитов видеокамерой запечатлён момент, когда Севастьянов лобызает руку папе римскому Бенедикту XVI. Впоследствии Севастьянов, видимо, протоптал и собственную дорожку в Ватикан. Но ведь очевидно, что подобными заявлениями Леонид Севастьянов дискредитирует главу Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, постоянного члена Священного Синода. И возникает другой законный вопрос: зачем это нужно митрополиту Илариону?
Митрополит Иларион, Леонид Севастьянов и папа Бенедикт XVI в 2011 году. Скриншот: starove.ru
Получается, все эти годы, особенно после того, как в феврале 2013-го в Ватикане был совершён либерально-модернистский переворот, в возглавляемом митрополитом Иларионом ОВЦС МП проводилась откровенно проватиканская политика. То есть делалось всё, чтобы дискредитировать Русскую Церковь и её Предстоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла, в глазах православных консерваторов всех Поместных Церквей.
3. МИТР.ИЛАРИОН АЛФЕЕВ СТАЛ ЖЕРТВОЙ СОБСТВЕННИЧЕСКО ФИЛО-КАТОЛИЧЕСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ.
От Ватикана до Содома – один шаг
Если задаться целью, из открытых источников несложно выяснить, сколько раз митрополит Иларион встречался с либерально-модернистским главой Ватикана папой Франциском. Впрочем, это всё равно будет лишь макушкой айсберга. Особые отношения этих двух "старых знакомых" (как охарактеризовал в 2023-м их сам митрополит Иларион) не вызывают сомнений, и число их непубличных контактов сложно даже представить.
Так, известный французский православный патролог Жан-Клод Ларше ещё в 2009 году в своей рецензии на одну из книг, изданных под авторством владыки Илариона, сравнивал его идеи с униатскими. Речь, разумеется, шла не о прямом стремлении в унию с Ватиканом, но о признании Римско-католической церкви не еретической и даже не раскольнической, а вполне законной Западной Церковью. Впрочем, сам бывший глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата позднее публично подтверждал это своими, мягко говоря, странными высказываниями в отношении католиков. Как, например, в 2013 году:
Само вступление православных в диалог... означало мораторий на использование термина "ересь", "еретик" в отношении Католической Церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведём диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно.
2. не выражать никаких благодарений за понесенные труды
Справка:
Прошение Преосвященного епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 27 мая 2022 года (журнал № 55). Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Прошение удовлетворить.
2. Определить для Преосвященного епископа Иннокентия местом пребывания на покое г. Суздаль с получением содержания от Александровского епархиального управления.
3. Временное управление Александровской епархией возложить на Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Никандра.
1.