Святой апостол Андрей вначале был учеником святого Иоанна Предтечи. Многому он научился от Предтечи, но самое главное для него раскрылось при встрече его учителя со Христом. «Вот Агнец Божий», — сказал Предтеча тем, кто неотступно следовал за ним. Мы видим большего из рожденных женами, указующего не на себя, а на Истину. Он прекрасно понимал, что после этого ученики оставят его и пойдут к новому великому Учителю. Но он пришел не для того, чтобы привлечь людей к себе, но ко Христу. Мы знаем, как трудно бывает добровольно предпочесть второе место тому, кто всегда был на первом. Но как только явился Христос, у Предтечи не было иной мысли, кроме как направить всех к Нему.
И далее, после призвания Христом Андрея, он находит своего брата Симона. Теперь уже Андрей характеризуется в Евангелии как человек, который готов занять второстепенное место. Всюду он упоминается как брат Симона Петра. Люди могли не знать, кто такой Андрей. Но все знали Петра. И когда речь заходила об Андрее, его упоминали как брата Петра. Андрей не был в числе тех, кто принадлежал к самому близкому кругу учеников Господа. Когда Христос воскрешал дочь Иаира, когда Он восходил на гору Преображения, когда Он проходил через искушение Гефсимании, Он брал с Собой Петра, Иакова и Иоанна. Так легко было для Андрея уязвиться этим! Разве не был он Первозванным, одним из самых первых двух учеников, которые последовали за Христом? Разве Петр не был обязан ему своей встречей с Господом? Разве по справедливости не мог он ожидать, что ему будет дано одно из первых мест среди апостолов? Но это не было дано ему. И он радовался быть позади, когда его брат был в центре всех событий. Он вполне удовлетворялся тем, что ему была отведена скромная роль среди двенадцати. Для Андрея вопрос первенства и места, и чести не имел совершенно никакого значения. Единственное, что для него имело значение, — это быть с Господом и служить Ему как только он мог. «Что вам надобно?» — спросил при первой встрече его и другого ученика, который был с ним, Христос. Они сказали Ему: «Учитель, где живешь?» Он сказал им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет (Ин. 1, 38—39). Где бы ни был Христос, — там хорошо быть с Ним.
За свое смирение апостол Андрей сподобляется исключительного дара служения. Он предстает перед нами прежде всего как человек, который приводит других ко Христу. В Евангелии он только трижды оказывается в центре внимания. Первый раз — когда приводит ко Христу Петра. Затем, когда он приводит ко Господу мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками. И наконец, когда он приводит эллинов в присутствие Христово. Для апостола Андрея было великой радостью — приводить других ко Господу. Единственным его желанием было разделить с другими славу, которой ему было дано приобщиться. Обретя общение с Господом, он всю свою жизнь посвятил, чтобы ввести в это общение других. Мы знаем из жития апостола, что на угрозу языческой власти распять его за проповедь о Христе, он ответил: «Если бы я боялся креста, я бы не проповедовал его». И, будучи распят, он продолжал проповедовать о Кресте и Воскресении, приводя многих к вере. Апостол Андрей Первозванный — великий пример того, что христианин не может хранить дар Божий для себя.
Таков закон святости. Так Филипп приводит Нафанаила ко Христу. Так апостол Павел, услышав на суде слова Агриппы: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином», сказал: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (Деян. 26, 28—29). Он же свидетельствует своей совестью в Духе Святом о великой для него печали и непрестанном мучении сердца о неверующих во Христа соплеменниках. Он готов быть сам отлученным от Христа, то есть пойти в ад за родных ему по плоти (Рим. 9, 1—3). Так преподобный Серафим Саровский, всю жизнь до пролития крови стоящий за верность чистоте православия, готов был пойти на вечные муки за отступивших от чистоты православия архиереев, если бы такое было возможно. Так преподобный Силуан Афонский, непрестанно размышляющий о жатве Последнего Суда, со слезами простирает на молитве руки, как бы собирая всех.
Святой апостол Андрей — просветитель Византии. Согласно церковному Преданию, он прошел также по земле, на которой через многие века будет воздвигнут град Киев, благословив ее крестом и предсказав ей славное будущее. Последние из принявших крещение будут первыми по плодам святости, особенно в подвиге мученичества. Апостол Андрей — святой покровитель всех, кто смиренно и верно, и независтно занимает не первое место. Почему в Духе Святом в будущей жизни святые будут радоваться, видя других больше себя? Потому что, прежде чем радоваться с радующимися, они узнали, что значит плакать с плачущими. Потому что радоваться с радующимися значит исполнить заповедь Христову, включающую в себя все Его заповеди: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Стать навсегда причастником вечной радости Пасхи Христовой.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России