Икона Божией Матери «Скоропослушница», названная так Ею Самой, свидетельствует о том, как скоро Она слышит нас во всех наших болезнях и скорбях. Чудо, явленное через этот образ, произошло в XVI веке на Афоне. Монастырский трапезарь Нил, исполняя свое послушание, ежедневно проходил мимо этой иконы с лучиной и коптил ее, не задумываясь о том, что делает. Это продолжалось до тех пор, пока Божия Матерь, желая, чтобы он заметил, наконец, эту святыню, не наказала его слепотою. Это и для нас урок, чтобы мы увидели, как нужно относиться к нашим святыням. Она исцелила его, после того как он покаялся и научился благоговению ― начал видеть самое главное, от чего зависит скорое услышание Божией Матерью всех наших молитв.
Божия Матерь всегда слышит наши молитвы, потому что ни у кого на свете нет такого чуткого сердца, как у Нее. Она «слагала в сердце Своем» тайны Божии ― то, что открывал Ей Архангел Гавриил. Все, что Она слышала прежде и после рождения Своего Божественного Сына. И у Креста Христова, когда Он принимал страдания за грехи всех людей, когда совершалось новое рождение человека, Она стала духовной Матерью каждого из нас. Всех Она слышит, как мать слышит всех своих детей, но особенно болит у Нее сердце о тех, кто никак не хочет исправиться.
Хотя Божия Матерь всегда слышит наши молитвы и готова немедленно придти к нам на помощь, от нас требуется обращаться к Ней не одними устами, и чтобы молитва наша в первую очередь была о самом главном, о едином на потребу. Вы помните, приходят к Спасителю и просят, чтобы Он помог разрешить спор о наследстве. Но эти люди ошиблись дверью — не к тому обратились, потому что Христос пришел не для того, чтобы заниматься устроением подобного рода дел. И с нами такое бывает часто: многие приходят в храм, только когда у них возникают житейские затруднения. Господь говорит, что жизнь человеческая не зависит от земных приобретений. И когда человек все свои дарования и труды посвящает исключительно земному, он наказывается слепотою: он не видит, для чего Господь даровал ему жизнь.
Господь знает, в чем мы имеем нужду. И Своей заботой дает нам все потребное, если мы ищем прежде всего единое на потребу. Посмотрите, говорит Он нам, как все в природе устроено. Цветы не трудятся, не прядут, но Господь облекает их в одежду, какой не было у самых славных царей. В самом деле, разве может кто-нибудь из людей соткать такую красоту? Бог заботится и о птицах, которые не сеют, не собирают в житницы, а только непрестанно поют, вознося молитвы хвалы Богу, как велит псалом: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Мы должны не земное искать и не о нем просить как о скорой, немедленной помощи в нашей жизни. Мы должны искать прежде всего, говорит Господь, Царства Божия и правды Его. В несомненной уверенности, что все остальное любовью Божией, непостижимой мудростью и крепостью Его приложится нам ― в той мере и в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы мы не потеряли самое главное. Значит, если мы хотим быть услышанными в наших земных бедах и нуждах, нам надо помнить, чем измеряется наша жизнь, что самое драгоценное в ней.
И, во-вторых, мы должны в нашем искании правды Божией приложить такой серьезный труд в борьбе за чистоту своего ума и сердца, доходя до предела сил, чтобы понять, что дело слишком серьезное и что просто так этого не достигнешь. Это все равно что самому одолеть смерть. Жизнь отравлена смертью и грехом, а грех — это крепость смерти. Смерть не пересилишь, тем более то, что является крепостью смерти, ― грех. Только дойдя до последнего предела в противостоянии греху, почти до отчаяния, и увидев, что нет никакой надежды на избавление, можно так обратиться к Божией Матери, так прикоснуться ко Христу, как это сделала евангельская кровоточивая женщина.
Как молния было ее прикосновение, вернее, как молния был Божий ответ — мгновенный, немедленный, скорый, потому что это было моление всего человеческого естества, и о самом насущном. Да, об исцелении тела, о земном ― но с ясным пониманием, что только приобретая главное, можно приобрести и все остальное.
Будем молить Божию Матерь, чтобы нам дано было видеть самое главное — то, что мы должны искать прежде всего, и о чем умолять Господа Ее заступничеством. Будем учиться и тому, чтобы самим нам быть скорыми в реакции и на зло, и на добро, отличать одно от другого, и сразу отвергать малейшее приражение греховное. Как говорят святые отцы, от одного нечистого помысла, как от искры, может возникнуть пожар и погубить все собранное годами многих трудов. Как искру, попавшую на одежду, человек инстинктивно немедленно стряхивает с себя, так должны мы стряхивать с себя, даже в помыслах, всякую нечистоту. Потому что, если случится беда, то как бы все, что мы строили в течение целой жизни, не оказалось пустым пепелищем.
Так быстро мы должны реагировать на всякое зло. И на всякое добро, не откладывая намерение совершить его. Если нам нужно помириться с кем-нибудь, не думать, что еще успеется, будет время. Если мы решили пойти на исповедь, особенно если грех глубоко ранил наше сердце, нужно сразу, не медля, приходить в храм и каяться в этом грехе. Если мы видим нужду другого человека, знаем, например, что он тяжко болен, и думаем: «Успею еще навестить его», — как бы не оказалось, что мы пришли слишком поздно. Мы не должны лукаво уговаривать себя, что этот человек, наверное, не нуждается в нашей помощи, или не стоит он того. Когда чья-то беда касается вдруг самого нашего сердца, и в нем вспыхивает свет настоящего добра, мы должны немедленно, не откладывая, поступать именно так, как Господь говорит поступить в этот момент.
Святые отцы говорят, что когда ты молишься и твоего сердца касается жизнь вечная, это значит ангел-хранитель молится вместе с тобой. Остановись и запомни, о чем ты молился, что происходило с тобою в этот момент: может быть, Господь открывает тебе что-то особенное о твоей жизни, о твоих отношениях с другими людьми. Словно некий луч вдруг загорается, и вся твоя жизнь открывается тебе совершенно в новом свете. Ангелы потому называются ангелами, что они быстры на служение. Они изображаются с крыльями. Почему? Это вещественный символ бесплотных умов, чтобы мы видели, что их полет мгновенный — туда, где требуется служение Богу и человеку. А подвижники почему называются подвижниками? Потому что они не медлят, они движутся сразу туда, куда нужно, отзываясь на слово Господне, на призыв Божией благодати.
Будем молиться нашей Скоропослушнице о том, чтобы нам научиться быть внимательными ко всему, что дается нам в нашей земной жизни, чтобы не упустить самое главное. Святые отцы дают хороший ответ на вопрос, какое время является самым главным для нас, какое дело самым значительным и какой человек самым важным. Тот человек, с которым ты сейчас говоришь. То дело, которое ты сейчас делаешь. То время, которое тебе сейчас дано, потому что другого времени может не быть. Но даже если оно и будет, оно будет другим. В этом тайна постоянного и скорого послушания. Время, которое будет потом, еще не наступило, а время, которое прошло, его уже нет. Есть всегда только сейчас, другого не существует.
Потому и говорят, что время — деньги вечности. Не для того оно дается, чтобы приобретать сокровища земные — то, от чего приходит слепота, как это случилось с человеком, который, даже будучи монахом, заботился прежде всего о земном, забывая о главном. Но чтобы приобретать на него вечность, бесконечную радость пребывания вместе с Господом, Который был послушен до смерти и смерти Крестной, чтобы научить нас Своему послушанию. Вместе с Божией Материю, Которая хочет, чтобы душа каждого христианина, когда призывает ее Господь, повторяла со страхом и трепетом эти святые слова: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России