Снова открывается нам сегодня тайна Царства Небесного. Господь говорит нам, каким должно быть слово Церкви. Вернее, прежде всего о том, как должно быть воспринято слово Божие.
Господь приводит притчу, сравнивая слово с семенем, показывая нам, что такое семя. Можем ли мы себе представить, что такое семя? Мы так привыкли к знанию о нашей земле, что оно уже становится как бы и незнанием. Если бы человеку первый раз показали семена самых разных растений — крошечные семена, как пыль земная, ничего из себя не представляющая. Потом бы сказали: посмотри на цветы полевые — незабудки, ромашки, ландыши, розы, фиалки, на бесчисленные цветочки, посмотри на деревья — на березы, на сосны, на дубы, на клены. Одна и та же пыль, одни и те же невзрачные, неприметные крошечные семена. Более того — какие разнообразные плоды они могут приносить! И черника, и земляника, и малина, и яблоки, и виноград — перечислять можно без конца. Семена вы не различите — может быть, каким-то особенным специалистом надо быть, чтобы их различать, — и все равно вы увидите, что это семя ничего из себя по существу не представляет. И то, что из этого получается такой дивный мир, разве это не чудо величайшее силы и премудрости Божией? Разве не слепы люди, если они не видят самого очевидного, что показывает Господь?
В этих семенах сокрыта жизненная сила, которая наполняет дивными, разнообразными цветами и благоуханием всю землю. Всю землю одевает Господь красотой, и в то же время говорит: это только полевая трава по сравнению с большим, что должен узнать человек. Сегодня есть эта трава, а завтра нет — Господь показывает, какая сила заключена в этой траве. Через любую скалу, через бетон пробиваются слабые растения. Эти семена могут храниться в течение долгого времени. Было как-то сообщение в печати, что найдены гробницы одного египетского фараона, и там обнаружили сосуды с семенами трехтысячелетней давности. Когда посеяли эти семена, то к великому изумлению они дали всходы. Вот какая сила заключена в простой природе, как Господь дивно все совершает!
Мы говорим об этом, потому что Христос сравнивает слово Божие с семенем. Если бы семя слова Божия воспринималось нами так, как нужно, то происходило бы чудо. Вся история Церкви — это именно чудо, которое заключается в том, что человек слышит слово Божие, воспринимает этот дар, и жизнь его меняется.
Посмотрите на апостола Матфея, кем он был? Он был мытарем, сборщиком податей — человеком презренным, который дальше денег ничего на свете не видел. Прошел мимо Христос и сказал: «Следуй за Мною» (Мф. 9, 9). И он все оставил, и стал таким великим проповедником истины, которому принадлежит первое Евангелие, где Сам Дух Святой говорит через него, Сам Господь. Или апостол Павел — что он из себя представлял? Он был гонителем Церкви Христовой, врагом истины, а когда Господь ему сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9; 4, 5), то он услышал это слово Божие и стал столпом Церкви, первоверховным апостолом. И через его проповедь, его Послания слово Божие будет звучать до скончания века.
Человек может быть вполне благочестивым, ходить в церковь и слушать слово Божие, но как будто его и не слышать. Ведь мы молимся: «И о сподобитися нам слышания святаго Евангелия». Слышим мы его или не слышим? Слышим, но не особенно понимаем, что нам дается.
Преподобный Антоний Великий был таким благочестивым богатым юношей, по воскресеньям ходил в церковь. И тем не менее считал, что жизнь идет сама по себе, а Церковь, хотя она не отделена от всей жизни, все-таки не требует его всего. Но однажды он услышал за богослужением слово Божие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), как лично к нему обращенное. И стал преподобным Антонием Великим, основателем монашества, великим святым Церкви Христовой.
Или блаженный Августин, который в своей «Исповеди» пишет, что он утопал в грязи постыдной жизни, пока Господь не сказал ему Свое слово через апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12). Он вдруг услышал эти слова, как сказанные Господом ему лично. И он облекся во оружие света, он стал таким светом, который просвещает всю Церковь.
Или как мученик Лонгин Сотник у Креста. Толпы людей — равнодушных, любопытных, жестоких, предателей — говорили Господу: «Сойди, сойди со Креста». А он услышал неуслышанные толпой слова Христа: «В руце Твои, Отче, предаю дух Мой» и исповедал Его Сыном Божиим. Великое множество людей — грешных, погибающих, пребывающих в слепоте, в животном страхе перед смертью, в растерянности перед жизнью — просвещались словом Божиим и становились новыми людьми. В них совершалось чудо сеяния семени слова Божия.
Так что же это за семя такое, слово Божие? Что в нем заключено? Сам Спаситель говорит: «Слова Мои есть жизнь вечная». В Его словах заключена благодать Божия, тайна вечной жизни, та любовь, которую Бог имеет к человеку. Та крестная тайна Воплощения Божия и Его приобщения всем ужасам нашего существования и нашей смерти, которая дает основание апостолу называть слово Божие словом крестным (1 Кор. 1, 18).
И когда это слово по дару Христа касается души человека, когда он по-настоящему слышит слово Христово, то ему дается узнать такую жизнь, перед которой все становится совершенно иным. Он понимает, что такое грех, и что такое смерть, и что такое путь жизни человеческой. Он следует за Христом, и готов принять любые скорби, понести любые испытания, взять на себя любые труды, чтобы в терпении, идя этим крестным путем за Господом, приносить тот чудесный, стократный, как говорит Евангелие, плод Господу. Сеется одно, а пожинается совершенно другое.
Это слово должно быть связано со всей жизнью, так чтобы наша смерть была предельным приобщением крестному слову Христову. Ведь семя не может совершить то чудо, которое мы видим в природе, не может расцвести благоуханием цветов и плодов, если оно не умрет. И тайна человеческой жизни, тайна каждой личности, ее приобщение слову заключается в том, чтобы в течение всей нашей жизни совершалось это умирание для греха, для себя, и чудесное — Богом, Его благодатью — чудо раскрытия той пасхальной нетленной жизни, для которой создан человек.
Сегодня Евангелие говорит о том, какую печальную картину представляет большинство словесных существ, неспособных слышать самое главное слово, которое им предлагается. Одни это слово просто не слышат. Не потому что они лишены этой возможности, а потому что они уже настолько омертвели духовно, что слышать это слово не хотят. Даже если, представьте себе, по всем средствам информации передавали бы слово Божие, а состояние людей по-прежнему было таким же, как сейчас, — то большинство не воспринимали бы это слово. Это было бы только в больший суд и осуждение для них. Они бы воспринимали Евангелие, как воспринимают семена — что-то невзрачное, серая пыль — буквы, звуки, слова, которые повторяются, и невозможно их понять.
Есть еще другое, не менее бедственное состояние, когда человек загорается, когда ему дается узнать, какая жизнь заключена в слове Божием. Но сердце его представляет собой ту каменистую почву, не имеющую глубины, где человек не укоренен трудами и скорбями, и решимостью следовать крестным путем слова Божия за Господом. Многие сподобились узнать ни с чем несравнимую красоту Божию, а потом самым жалким образом пали, потому что не было в этих людях той глубины, которая обретается приобщением Кресту Христову.
И мы призываемся сегодня услышать Христа и понять, каким богатством мы обладаем, и осознать, что время очень коротко, что близится время последней жатвы. Нам дается возможность расцвести духовно, войти в славу Христа воскресшего и душой, и телом своим — в тот чудесный рай, для которого мы созданы.
Но только видением всей глубины жизни и смерти, которой приобщился наш Господь, только этим святым терпением можем мы стяжать души наши. Только претерпевший до конца после принятия слова Божия, узнавший жизнь вечную и раскрывший в себе эту жизнь, может войти в нее.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России