Серая пыль и райские розы

Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
1 боеприпас 
304
Время на чтение 6 минут
Фото: РНЛ

Снова открывается нам сегодня тайна Царства Небесного. Господь говорит нам, каким должно быть слово Церкви. Вернее, прежде всего о том, как должно быть воспринято слово Божие.

Господь приводит притчу, сравнивая слово с семенем, показывая нам, что такое семя. Можем ли мы себе представить, что такое семя? Мы так привыкли к знанию о нашей земле, что оно уже становится как бы и незнанием. Если бы человеку первый раз показали семена самых разных растений — крошечные семена, как пыль земная, ничего из себя не представляющая. Потом бы сказали: посмотри на цветы полевые — незабудки, ромашки, ландыши, розы, фиалки, на бесчисленные цветочки, посмотри на деревья — на березы, на сосны, на дубы, на клены. Одна и та же пыль, одни и те же невзрачные, неприметные крошечные семена. Более того — какие разнообразные плоды они могут приносить! И черника, и земляника, и малина, и яблоки, и виноград — перечислять можно без конца. Семена вы не различите — может быть, каким-то особенным специалистом надо быть, чтобы их различать, — и все равно вы увидите, что это семя ничего из себя по существу не представляет. И то, что из этого получается такой дивный мир, разве это не чудо величайшее силы и премудрости Божией? Разве не слепы люди, если они не видят самого очевидного, что показывает Господь?

В этих семенах сокрыта жизненная сила, которая наполняет дивными, разнообразными цветами и благоуханием всю землю. Всю землю одевает Господь красотой, и в то же время говорит: это только полевая трава по сравнению с большим, что должен узнать человек. Сегодня есть эта трава, а завтра нет — Господь показывает, какая сила заключена в этой траве. Через любую скалу, через бетон пробиваются слабые растения. Эти семена могут храниться в течение долгого времени. Было как-то сообщение в печати, что найдены гробницы одного египетского фараона, и там обнаружили сосуды с семенами трехтысячелетней давности. Когда посеяли эти семена, то к великому изумлению они дали всходы. Вот какая сила заключена в простой природе, как Господь дивно все совершает!

Мы говорим об этом, потому что Христос сравнивает слово Божие с семенем. Если бы семя слова Божия воспринималось нами так, как нужно, то происходило бы чудо. Вся история Церкви — это именно чудо, которое заключается в том, что человек слышит слово Божие, воспринимает этот дар, и жизнь его меняется.

Посмотрите на апостола Матфея, кем он был? Он был мытарем, сборщиком податей — человеком презренным, который дальше денег ничего на свете не видел. Прошел мимо Христос и сказал: «Следуй за Мною» (Мф. 9, 9). И он все оставил, и стал таким великим проповедником истины, которому принадлежит первое Евангелие, где Сам Дух Святой говорит через него, Сам Господь. Или апостол Павел — что он из себя представлял? Он был гонителем Церкви Христовой, врагом истины, а когда Господь ему сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9; 4, 5), то он услышал это слово Божие и стал столпом Церкви, первоверховным апостолом. И через его проповедь, его Послания слово Божие будет звучать до скончания века.

Человек может быть вполне благочестивым, ходить в церковь и слушать слово Божие, но как будто его и не слышать. Ведь мы молимся: «И о сподобитися нам слышания святаго Евангелия». Слышим мы его или не слышим? Слышим, но не особенно понимаем, что нам дается.

Преподобный Антоний Великий был таким благочестивым богатым юношей, по воскресеньям ходил в церковь. И тем не менее считал, что жизнь идет сама по себе, а Церковь, хотя она не отделена от всей жизни, все-таки не требует его всего. Но однажды он услышал за богослужением слово Божие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), как лично к нему обращенное. И стал преподобным Антонием Великим, основателем монашества, великим святым Церкви Христовой.

Или блаженный Августин, который в своей «Исповеди» пишет, что он утопал в грязи постыдной жизни, пока Господь не сказал ему Свое слово через апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12). Он вдруг услышал эти слова, как сказанные Господом ему лично. И он облекся во оружие света, он стал таким светом, который просвещает всю Церковь.

Или как мученик Лонгин Сотник у Креста. Толпы людей — равнодушных, любопытных, жестоких, предателей — говорили Господу: «Сойди, сойди со Креста». А он услышал неуслышанные толпой слова Христа: «В руце Твои, Отче, предаю дух Мой» и исповедал Его Сыном Божиим. Великое множество людей — грешных, погибающих, пребывающих в слепоте, в животном страхе перед смертью, в растерянности перед жизнью — просвещались словом Божиим и становились новыми людьми. В них совершалось чудо сеяния семени слова Божия.

Так что же это за семя такое, слово Божие? Что в нем заключено? Сам Спаситель говорит: «Слова Мои есть жизнь вечная». В Его словах заключена благодать Божия, тайна вечной жизни, та любовь, которую Бог имеет к человеку. Та крестная тайна Воплощения Божия и Его приобщения всем ужасам нашего существования и нашей смерти, которая дает основание апостолу называть слово Божие словом крестным (1 Кор. 1, 18).

И когда это слово по дару Христа касается души человека, когда он по-настоящему слышит слово Христово, то ему дается узнать такую жизнь, перед которой все становится совершенно иным. Он понимает, что такое грех, и что такое смерть, и что такое путь жизни человеческой. Он следует за Христом, и готов принять любые скорби, понести любые испытания, взять на себя любые труды, чтобы в терпении, идя этим крестным путем за Господом, приносить тот чудесный, стократный, как говорит Евангелие, плод Господу. Сеется одно, а пожинается совершенно другое.

Это слово должно быть связано со всей жизнью, так чтобы наша смерть была предельным приобщением крестному слову Христову. Ведь семя не может совершить то чудо, которое мы видим в природе, не может расцвести благоуханием цветов и плодов, если оно не умрет. И тайна человеческой жизни, тайна каждой личности, ее приобщение слову заключается в том, чтобы в течение всей нашей жизни совершалось это умирание для греха, для себя, и чудесное — Богом, Его благодатью — чудо раскрытия той пасхальной нетленной жизни, для которой создан человек.

Сегодня Евангелие говорит о том, какую печальную картину представляет большинство словесных существ, неспособных слышать самое главное слово, которое им предлагается. Одни это слово просто не слышат. Не потому что они лишены этой возможности, а потому что они уже настолько омертвели духовно, что слышать это слово не хотят. Даже если, представьте себе, по всем средствам информации передавали бы слово Божие, а состояние людей по-прежнему было таким же, как сейчас, — то большинство не воспринимали бы это слово. Это было бы только в больший суд и осуждение для них. Они бы воспринимали Евангелие, как воспринимают семена — что-то невзрачное, серая пыль — буквы, звуки, слова, которые повторяются, и невозможно их понять.

Есть еще другое, не менее бедственное состояние, когда человек загорается, когда ему дается узнать, какая жизнь заключена в слове Божием. Но сердце его представляет собой ту каменистую почву, не имеющую глубины, где человек не укоренен трудами и скорбями, и решимостью следовать крестным путем слова Божия за Господом. Многие сподобились узнать ни с чем несравнимую красоту Божию, а потом самым жалким образом пали, потому что не было в этих людях той глубины, которая обретается приобщением Кресту Христову.

И мы призываемся сегодня услышать Христа и понять, каким богатством мы обладаем, и осознать, что время очень коротко, что близится время последней жатвы. Нам дается возможность расцвести духовно, войти в славу Христа воскресшего и душой, и телом своим — в тот чудесный рай, для которого мы созданы.

Но только видением всей глубины жизни и смерти, которой приобщился наш Господь, только этим святым терпением можем мы стяжать души наши. Только претерпевший до конца после принятия слова Божия, узнавший жизнь вечную и раскрывший в себе эту жизнь, может войти в нее.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Этот человек ошибся дверью
Евангелие понедельника (Лк, 65 зач., 12, 13—15, 22—31)
18.11.2024
Может ли совершиться наше исцеление и воскрешение
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
16.11.2024
Идущий налегке может идти далеко и быстро
Евангелие субботы (Лк, 40 зач., 9, 1—6)
16.11.2024
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
15.11.2024
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
18.11.2024 18:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от АБС
18.11.2024 16:57
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Новый комментарий от Игорь Ал
18.11.2024 16:17
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
18.11.2024 16:10