Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней

Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
20
Время на чтение 6 минут
Фото: РНЛ

Сегодня проповедь Церкви — о любви к врагам. Любить врагов своих человек не может. Нельзя сказать: «Я люблю того, кого я ненавижу». Но мы должны любить наших врагов. Что значит — наших врагов? На самом деле, как говорят святые отцы, есть только один враг для христиан — враг Божий, противник, клеветник, сатана, диавол. Если мы враждуем с людьми, ненавидим их, мы находимся во власти диавола, и нам не вырваться из этого ада, пока не научимся любить друг друга. Однако ведь Христос употребляет все-таки слово «враги», имея в виду людей, с которыми мы вступаем в такие отношения. Христос не хочет восстановить нас друг против друга в ненависти, но Он пришел, чтобы опрокинуть столы торгующих в храме, нарушить мир злых и нечестивых — сатана должен быть сокрушен. Проповедь о любви к врагам не может означать согласия с их ложью, с их бесстыдством.

В нашей христианской жизни нам не избежать конфликтов. Оттого что мы — христиане, мы в самом центре противостояния добра и зла, и мы должны быть готовы к любому отвержению, любому гонению и ненависти мира. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10, 24). Как часто мы склонны думать по-другому! Мы не ждем распятия за проповедь Христа, как раз напротив — мы надеемся на одобрение, восхищение, уважение, принятие нас миром. И не только тогда, когда малодушно, под предлогом любви, покрываем зло, вместо того чтобы обнажить его, но даже тогда, когда обличаем это зло бесстрашно и вдохновенно, не достигая тем не менее того, о чем говорит Христос. Победа Христовой любви совершается ценою Креста и Воскресения. «Сие сказал Я вам, — говорит Христос, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь — вам будут противостоять тысячи врагов, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Назвать Себя победителем и пригласить нас вкусить в Нем победный мир, когда враг побеждает и готов до конца сокрушить Его, — вот тайна заповеди, о которой возвещается нам сегодня. Господь — Агнец посреди волков, которые растерзают Его и пожрут, — желает вдохнуть в нас мужество, чтобы мы ничего не боялись.

Когда все человеческие соображения умолкают, вся наша жизнь должна быть обращена к этой тайне. Наше призвание — привести Христа во все обстоятельства нашей жизни, чего бы это нам ни стоило, любой ценой, и цена эта — Его Голгофа, но также и наша. Как не можем мы снова родиться, не умерев для себя, так не можем участвовать в победе Христовой, не будучи готовыми разделить с Ним опасности испытания — не взяв своего креста.

Любовь к врагам — это дар Христовой молитвы за всех распинающих Его на Кресте. Потому святые отцы говорят, что любить врагов — значит молиться за них. И они учат нас прежде всякой молитвы возносить молитву о наших личных врагах. Если мы хотим быть услышанными Богом, мы должны начинать нашу молитву с молитвы о ненавидящих нас. «Ибо и грешники — те, кто не знает Христа, — любящих их любят», свидетельствуя, что свет в человеке, каков бы он ни был, не совсем погас. Любовь к ближнему в них может быть даже иногда любовью к Богу, Которого они не знают, но пока эта любовь не достигает Божия измерения, жизни избыточествующей Пресвятой Троицы, по-прежнему царствует в нас и в мире ненависть, смерть и разрушение. «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность»? А по-славянски сказано еще яснее: «Какая вам благодать?»

Только любя врагов, можем мы получить благодать, стать причастниками победы Христовой. Всей греховностью своего естества мы сопротивляемся этой заповеди, которая означает крест. Человек не может сам стать крестом, и Бог приходит к нему на помощь — на Кресте и прежде Своего восхождения на Крест. Будучи безгрешен, Христос молится в Гефсиманском саду, чтобы эта чаша миновала Его. Чаша содержит страдания, она должна быть опустошена до последней капли своей горечи. Он отдает Свою жизнь до конца за избавление мира. Отныне существует ничем неразрушимая связь между Богом и человеком, между Сыном Божиим и грешниками, между искупительными Его Страданиями и нашей враждой друг с другом. Оттого что мы спасены Христом, можем мы быть приобщены высшей Божественной любви.

Вскоре после революции 1917 года митрополиту Московскому Макарию, беззаконно удаленному с кафедры Временным правительством, мужу поистине «яко единому от древних», было видение: «Вижу я, — рассказывает он, — поле, по тропинке идет Спаситель. Я — за Ним, и все твержу: "Господи, иду за Тобой!" — а Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: "Иди за Мной!" Наконец подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: "Иди за Мной!" — и вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит государь Николай Александрович. Спаситель говорит государю: "Видишь, в Моих руках две чаши. Вот эта — горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, для тебя". Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Снова заснув, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: "Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен"».

Что это значит? Разумеется, вину всех (и нашего народа) взял на себя Господь, а святой царь-страстотерпец, как и все святые, входят в Его всепревосходящий дар, молясь о покаянии народа. О прощении какого греха народа слышит святитель-исповедник Макарий в своем видении? Прежде всего, наверное, о прощении того греха, когда слишком многие приступали к Чаше Христовой, как сказано в молитве ко святому причащению, не рассуждая. И вследствие этого прощения будет дано избавление от безмерного наказания за этот безмерный грех. Потому молитвами святого царя и всех сохранивших верность Господу будут разрушены планы Ленина-Троцкого по совершенному уничтожению Церкви в России. Будет победа нашего народа в Великой Отечественной войне, а затем крушение коммунистической идеологии. И наконец после долгих лет забрезжила надежда на противостояние большей части народа сатанизму, пришедшего на смену госатеизму. Мы не сомневаемся, что и в нынешней войне победа нам может быть дарована только предстательством святого царя-мученика и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской. В чем тайна силы молитвы государя? В вере в Господа и в любви к врагам. Разумеется, не к врагам Божиим и не к врагам Отечества. Но крепость духа в сражении за нашу Церковь и наше Отечество мы обретаем только тогда, когда имеем нелицемерную любовь к своим личным врагам. Постараемся хорошенько понять, как эти две истины связаны друг с другом. Невозможно достичь высшей правды любви, если мы равнодушны к неправде, восстающей на Церковь и на Отечество. И сегодня мы снова и снова размышляем о последнем напоминании святого царя: «Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь».

Человек не может сам стать крестом, он может только нести какие-то свои страдания, но его собственная молитва может соединяться с молитвой ближнего, Церкви, всех мучеников, всех святых, с молитвой всех грешников, которые надеются на Крест Христов. Никто не живет один. Каждый человек для христианина — ближний, как святой, так и грешник. В благодати и любви Пресвятой Троицы он призван носить всех, потому что сам носим этой любовью Бога и других людей. Все дано христианину, и он может давать только то, что ему дано. Все, кто молится, кается, страдает, противостоя нечестию и лжи, устремлены к этой любви.

В мире вражды скоро явится человек, глаголющий себя превыше всего, «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2 Фес. 2, 8). Как достигнуть нам духа любви, которым поражаются враги Христовы? В мире, где все терпят поражение в ненависти, «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 5, 5).

Как понятно раскрывает Господь суть нашей веры! Любить тех, кто не любит нас, делать добро тем, кто не делает нам добра, давать тем, от кого не надеемся получить обратно, — быть по дару Христа божественными, уподобляться крестом Богу. Любить грешников, потому что и грешники любящих их любят. Святые отцы, которые стали святыми за их любовь к грешникам, говорят, что ближний, которого ты ненавидишь, и которого считаешь своим врагом, на самом деле — твой брат. И ради любви к нему ты готов душу свою положить в сражении против врагов Божиих и врагов Отечества.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Когда ты болен, не ропщи
Евангелие субботы (Лк, 19 зач., 5, 17—26)
12.10.2024
Искусство жить или неумолимое требование
Евангелие пятницы (Лк, 24 зач., 6, 17—23)
11.10.2024
Стоит пойти в храм Божий, даже если он расположен очень далеко
Евангелие четверга (Лк, 23 зач., 6, 12—19)
10.10.2024
Лицо Патриарха Тихона — это лицо самой России
Слово в день памяти святого патриарха Тихона
09.10.2024
О любителях старых вин
Евангелие среды (Лк, 21 зач., 5, 33—39)
09.10.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Быть от Бога или быть от мира
Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09.10.2024
Его благословение доныне пребывает на всех, кто идет защищать нашу землю и ее святыни
Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского
08.10.2024
Всем нам надо показаться священникам
Евангелие вторника (Лк, 18 зач., 5, 12—16)
08.10.2024
«Актуальность сказанного Павлом Флоренским сохраняется»
Как религиозное по природе существо, человек не сможет совсем оглохнуть к звукам Небес и мукам совести
07.10.2024
Все получить, и ничего не дать?
Евангелие понедельника (Мк, 27 зач., 6, 54—7, 1—8)
07.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Александр Волков
12.10.2024 15:30
Разговор со стеной
Новый комментарий от viner
12.10.2024 15:16
Москве вновь будут навязывать «мир»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.10.2024 14:35
Художник Александр Дейнека (1899 – 1969)
Новый комментарий от С. Югов
12.10.2024 13:12
Сhronicles Мagazine: Упадок рок-музыки
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.10.2024 12:55
Самара – город шишиг и кикимор?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
12.10.2024 11:45
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Новый комментарий от Тимофеев Александр
12.10.2024 10:46