Все получить, и ничего не дать?

Евангелие понедельника (Мк, 27 зач., 6, 54—7, 1—8)

Пастырская проповедь 
0
176
Время на чтение 4 минуты
Фото: худ. Джеймс Тиссо

Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Иисуса, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Когда Христос и Его ученики прибыли в землю Геннисаретскую, жители слышали о Нем. Они знали, какие потрясающие чудеса совершал Он там, куда приходил, и что Его пребывание на одном месте не было долгим. И потому — «обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных» к Нему. Куда бы Господь ни шел, Его окружали толпы. Каждый надеялся что-то получить от Него. Люди «клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись».

Эти люди пришли с настойчивыми просьбами. Чего они искали прежде всего — избавление от греха или исцеления от болезней? Может быть, они пришли только для того, чтобы использовать Бога? Не в этом ли суть язычества? Как свидетельствует недавно найденная при раскопках вавилонская надпись: «Ты должен приручить Божество, чтобы оно служило тебе как собака». В Евангелии не сказано, что они искали научиться от Господа, их влекла к Нему сила чудотворений. Если бы служители Христовы могли сегодня так же исцелять телесные болезни, какие толпы теснились бы вокруг храмов! Но грустно думать, что большинство людей несравненно больше заботятся о своем теле, чем о душе.

Нормально, что мы приходим ко Христу, чтобы получить нужное от Него, ибо много есть того, что Он один может дать. Но нельзя назвать нормальным, когда мы хотим все получить и ничего не дать. Увы, именно это свойственно падшему человеческому естеству. Таким может быть наше отношение к людям и к Богу. Сколь многие не вспоминают о Боге, пока не наступит нужда в Нем. «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Если они молятся, то молитвы их — только просительные или лучше сказать требовательные. Как сказал один проповедник: «Без конца — "подай, Господи" и почти никогда: "Тебе, Господи"». Если мы испытаем себя, то увидим, что все мы в той или иной степени виновны в этом. В то время как Господь ждет, что мы чаще будем приходить к Нему, принося нашу любовь, наше служение, нашу преданность Ему, сердце сокрушенное и смиренное, и реже — с просьбами о земной помощи.

«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима» в Галилею. Немалый путь проделали они, чтобы вступить в словесную схватку со Христом — в защиту преданий старцев. Речь шла о тысячах мелочных обрядовых предписаниях устного Закона, касающихся самых разных жизненных ситуаций. Для фарисеев и книжников эти предписания были сутью духовной жизни. Кто соблюдает их, тот угождает Богу. Кто нарушает, совершает грех. Книжники и фарисеи обвиняют учеников Христовых за то, что они едят неумытыми руками. Это было строгое требование — не гигиенической, а обрядовой чистоты. Пред каждой трапезой и в течение ее должно было совершать омовение — причем согласно установленному порядку. Не соблюдающий этого — нечист в глазах Бога, он — во власти нечистых духов. «Почему, — спрашивают книжники Христа, — ученики Твои не поступают по преданию старцев?»

Господь сказал им: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня». Они делают вид, что совершают это ради славы Божией, но сердце их неправо пред Богом. Можно иметь сердце, исполненное зависти, гордыни и злобы, и считать себя благочестивым человеком, тщательно соблюдающим все установления церковные. Можно мелочно исполнять все внешнее и являть жестоковыйное непослушание Богу в главном — во внутреннем. Это ли не верх лицемерия? Мы можем ходить в храм каждый день, беспрерывно вычитывать акафисты, знать наизусть все Священное Писание, строго соблюдать все посты, — но это еще не есть, говорят нам святые отцы, истинное благочестие. Главный вопрос всегда один — каково состояние нашего сердца по отношению к Богу и к ближнему. «Но тщетно чтут Меня» — ибо Богу угодить пустой видимостью невозможно, и пользы нет никакой никому от показного благочестия. «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим», — говорит Господь ветхозаветным фарисеям и книжникам. И те же самые слова Он скажет преподобному Серафиму Саровскому об архиереях и других духовных лицах последних времен, отступивших от чистоты православия.

Существует опасность руководствоваться в духовной жизни не слушанием Бога, а слушанием себя или подобных себе в бесконечных рассуждениях ложного богословия. Есть такие богословы, которые много знают, могут хорошо говорить, но сердце их далеко отстоит от Господа. Человеческий ум сам по себе никогда не может быть основанием истинной веры. Истинная вера никогда не может быть продуктом человеческого, даже самого великого ума. Она — не то, что сам человек открывает, она — дар простого слушания гласа Божия и принятие Его.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Мы забыли слово «нежность...»
В день памяти свт. Иоанна Милостивого петербургскому старцу исполняется 98 лет
25.11.2024
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48