Две Параскевы – две Пятницы

Маленькая история об одной семейной иконе

0
109
Время на чтение 9 минут
Фото: Предоставлены автором

Вот уже более полувека минуло с тех пор, как я начал постигать азы русского языка в станичной школе. День за днём, буква за буквой, настойчиво и скрупулёзно первая учительница по крупицам вкладывала в меня бесценный дар владения русской речью, прививала любовь и уважение к грамоте. Будучи ещё совсем ребёнком, только-только научившимся слагать буквы в слова, мне удалось прочесть: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца...». Эти слова были начертаны на свитке, который держала в руках Святая мученица Параскева, наречённая Пятницею. А сама икона с изображением Святой висела в стареньком доме моей бабушки, в небольшой комнате с одним окошком и дровяной печью. Печь дарила тепло и согревала в холодное время года, а икона хранила домашний уют и оберегала жителей дома от всякого лиха. О значении в православном мире и важности слов, с которыми я познакомился ещё в раннем детстве, о том, что это начальные слова молитвы «Символ веры» я узнал совсем недавно. В ноябре прошлого года произошло событие, большинство которому из нас не придало бы серьёзного значения, приняв его за простое совпадение. Но меня эта история не оставила равнодушным. О ней и о том, как много чудесных событий подарило мне её продолжение, я и хочу вкратце поделиться со своим читателем.

Многие из нас, скорее подавляющее большинство, чего уж там говорить о молодёжи, пользуются для общения между собой и передачи информации различными способами посредством сети Интернет. Я не являюсь исключением. В очередной раз, открыв свою страничку «В Контакте», я обнаружил сообщение о том, что один из моих друзей опубликовал новую статью. Конечно, любопытство возобладало, и мне тут же захотелось узнать, а что на этот раз раскопал человек, который помимо своей основной, ещё занят краеведческой, изыскательской и военно-патриотической работой. Захожу к Евгению на страничку и не верю своим глазам. С экрана монитора на меня смотрела святая мученица Параскева, вернее её изображение на иконе, точь-в-точь как на той, которая висела в бабушкином доме.

Там же была представлена фотография казаков в полном обмундировании и с оружием. Пешие и конные, рядовые и офицеры расположились на зелёном склоне. Они театрально позировали на фоне фундаментального здания с выделяющимися элементами стариной архитектуры. На экране монитора было отчётливо видно, как нещадно отнеслось время к обоим памятникам истории. Евгений признался, что для того, чтобы привести в порядок фотографию с казаками, ему пришлось применить фильтры и откорректировать картинку, используя для этого возможности компьютера и свои навыки. Он поделился на своей страничке ВК историей этой фотографии, которую ему рассказал настоятель храма Архистратига Михаила станицы Староджерелиевской Краснодарского края иерей Георгий Лымарь.

В вышеупомянутый храм икона была передана жителями станицы Новомышастовской. При проведении реставрации киота, в котором находилась икона святой великомученицы Параскевы, и была обнаружена эта фотография и несколько газет 1968 года выпуска. Об этой истории в ноябре 2023 года на своих страницах газеты «Комсомольская правда, Кубань» и «КУБАНЬ ИНФОРМ» публиковали краткую информацию. Конечно же, это сам по себе уникальный случай и большая находка, но почему-то меня в большей мере затронула именно икона. Образ великомученицы Параскевы не только сохранился сам более 120 лет, но и сохранил для потомков фотографию бравых казаков.

Как и полагается у добрых друзей, я искренне поблагодарил Евгения за интересную историю и неизвестно зачем попросил дать мне номер мобильного телефона отца Георгия. Рассказал Жене о том, что в станице Старонижестеблиевской, в доме, где живёт моя мама, до сих пор хранится точно такой же образ Святой Параскевы. Очень давно, в один из знаменательных дней моей маме икона была подарена её бабушкой Прасковьей Дементьевной. Здесь прослеживается очень непростая взаимосвязь между числами и именами. Моя прабабушка подарила свою именную икону моей маме в день её рождения. Сейчас именно в этот день православная церковь отмечает праздник Святой мученицы Параскевы, наречённой Пятницею. Хотя по юлианскому календарю, или, как мы привыкли говорить, по старому стилю, верующие христиане до 1918 года отмечали этот праздник 28 октября. Именно эта дата и указана на обратной стороне иконы.

С тех пор внутри себя я почувствовал какое-то приятное беспокойство, не тягостное, но пробуждающее интерес к образу мученицы Параскевы. И в декабре 2023 года, находясь с очередным визитом в родительском доме, мне захотелось поближе и в деталях рассмотреть семейную реликвию. Я аккуратно снял со стены деревянный киот и некоторое время просто стоял и пристально рассматривал образ через стекло. В тот момент я отчётливо осознавал, что икона сопутствовала мне на протяжении всего жизненного пути, но в руках я держу её впервые. Лёгкое волнение немного мешало открыть изрядно поржавевший замок, но после незначительных усилий всё же коробочка раскрылась. В этот момент волнение сменилось приятным удивлением, ведь на самом деле киот оказался обычной ключницей – деревянной коробкой под стеклом, в которой раньше хранились ключи от дверных замков. О том явно свидетельствовали пронумерованные белой масляной краской следы от вынутых из неё гвоздей. Я очень бережно достал из коробочки искусственные цветы. Они не только служили украшением, но и маскировали собой сильно повреждённые места на иконе. Затем медленно извлёк пожелтевший лист бумаги с изображением святой, но обратно его класть не стал. Решил забрать его с собой в Новороссийск.

Теперь каждая свободная минутка посвящалась тщательному изучению ветхого листика бумаги. В особенности заинтриговал на его обратной стороне текст, напечатанный староцерковным шрифтом. Из него я узнал, что икона была первым изданием, одобренным к печати в 1901 году, и являлась собственностью Женской Общежительной пустыни во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Кубанской области. Вырванные клочки бумаги из листа и сильные потёртости текстовой части оставили для меня загадкой некоторые фрагменты из описания жизни святой и подробности её христианского подвига. Для самого себя я набрал текст Жития на компьютере, а не читаемые или недостающие буквы или слова подставил по наитию, как подсказывал собственный разум. Очень надеялся, что всемогущий Интернет мне поможет разгадать тёмные места. Но, увы, подобного текста Жития святой великомученицы я так и не раскопал.

Я был настолько увлечён собственным исследованием, что не стал останавливаться на изучении только текстовой части с обратной стороны иконы. С не меньшим любопытством я проводил обследование её лицевой части. Для начала оцифровал изображение. Если сказать простыми словами, сделал его сканированную копию. Это позволило мне рассматривать картинку крупным планом, раскрывая каждую мелочь, изучая каждый штрих кисти художника в деталях. Затем я решил сравнить два изображения святой Параскевы. Сравнить образ на моей фотографии с тем, который увидел на страничке ВК у Евгения. Поочерёдно разглядывая крупным планом каждую из икон, я не находил никакой разницы между ними.  Да и какие могут быть в этом сомнения, ведь оба образа были изготовлены типографским способом в Одессе в 1901 году. Разве что каждая в большей или меньшей степени пострадала под влиянием внешних факторов за столь длительный период времени. Но всё же малозаметное отличие было в выражении лиц великомучениц, во взгляде, с которым каждая из них смотрела на меня с иконы.

Для того, чтобы проверить свои подозрения, пришлось немного поколдовать у компьютера, и в результате я получил крупным планом лики двух Пятниц рядышком друг с другом. Сомневаться больше не приходилось. С экрана монитора на меня смотрели совершенно разные Святые Образы.

На тот момент мне показалось, что образ Параскевы-Пятницы из станицы Новомышастовской олицетворял собой уверенность и благополучие. Скорее всего, эта икона хранила уют домашнего очага, где жила крепкая казачья семья, многодетная и трудолюбивая. В доме, где во всём чувствовалась твёрдая мужская рука и уважение к добрым традициям, почитание и соблюдение которых позволяло сохранять домочадцам уверенность в завтрашнем дне и иметь во всём достаток. Совершено иную картину я читал во взгляде своей Параскевы. Неизгладимый отпечаток скорби и печали оставили на её лице женские слёзы и нелёгкая доля... Чтобы хоть как-то исправить положение, я поместил икону в новый киот, в новую красивую багетную рамку и отвёз её в дом моей мамы, где ей и положено быть. С тех пор Святая Великомученица Параскева-Пятница из станицы Старонижестеблиевской засияла в новом свете, выглядит уверенно и продолжает хранить семейное благополучие и счастье в родительском доме. Возможно, кто-то скептически отнесётся к моим рассуждениям. Станет утверждать, что подобный эффект может создавать выцветшая со временем типографская краска, бумажные складки и потёртости или качество самой фотографии. И чтобы развеять сомнения, тогда для себя я твёрдо решил во что бы то ни стало разыскать вторую икону и сравнить их не на фотографиях, а в оригинале.

С этой навязчивой идеей я прожил до апреля 2024 года. В это время года я беру отпуск и уезжаю из города, чтобы пожить пару недель в станице на родной земле. К концу месяца, когда основные работы на огороде были завершены, вместо полуденного отдыха я решил съездить в станицу Староджерелиевскую, в церковь Архангела Михаила. В то место, откуда берёт начало моя история. К огромному сожалению, я не смог встретиться с её настоятелем отцом Георгием. На пороге храма меня очень вежливо выслушала женщина и пояснила, что отец Георгий меня не сможет принять, потому как ещё утром по служебным делам уехал в Краснодар. Я раскрыл перед ней причину, по которой приехал к ним, и показал икону Параскевы Пятницы. Она бережно взяла из моих рук святой образ, внимательно на него посмотрела и тихо произнесла: «И эта икона плакала!» Завязался недолгий диалог. Тётя Таня оказалась очень открытым собеседником, какого редко встретишь в наше суетное время. В конце нашего разговора я поблагодарил её за интересную беседу и поторопился вернуться домой, к повседневным делам.

Раз уж не случилась встреча, значит, настала пора воспользоваться заветным номером телефона. В этот же день, когда солнце клонилось к закату, я позвонил отцу Георгию на его мобильный. Между нами состоялась долгая и интересная беседа. Невзирая на свою занятость, он выслушал меня до конца и пообещал разузнать, где сейчас находиться икона святой Параскевы, которая хранила за собой фотографию казаков. Настоятель храма станицы Староджерелиевской выполнил своё обещание. Уже поздним вечером я получил от него сообщение следующего содержания: «Икона Параскевы сейчас находиться в музее школы искусств станицы Новомышастовской». И снова внутри меня зажглась надежда, которая долго не позволяла мне уснуть.

В станице Новомышастовской на пороге школы искусств я стоял уже на следующий день. Пришлось вкратце обозначить цель своего визита сотруднику охраны, и он любезно указал на дверь, где хранились музейные реликвии. Хранительницей музея оказалась женщина очень приятной наружности. Я представился, показал ей свою икону и сказал, что у Вас есть такая же и мне очень нужно её видеть. Хозяйка сразу подтвердила, что действительно она где-то здесь. Но попытка быстро найти экспонат не привела к успеху. Ей потребовалось время на то, чтобы сделать несколько телефонных звонков и выяснить, в каком шкафу или на полке музейного архива лежит малозаметный пожелтевший лист бумаги с изображением Святой Великомученицы. Пока шла поисковая операция, я, дабы сгладить неловкую ситуацию, с большим интересом изучал выставленные в зале музейные экспозиции. И долгожданное свершилось. Из бокового помещения с широкой улыбкой и возгласом: «Я её нашла!» выпорхнула работница музея. А я, наконец, вздохнул с облегчением и мыслью о том, что тоже её нашёл.

С особой осторожностью, чтобы ни в коем случае не повредить, я выложил на столе рядышком две старинные иконы. Наконец-то у меня появилась возможность сравнить их. Пристально вглядываясь в лики Святых Великомучениц, я посвятил свою собеседницу в основную причину моего любопытства, а также в её тонкости и детали. Проявив неподдельный интерес, она не только любезно разрешила мне провести исследование и сделать фотографии, но и попросила остальных сотрудников школы искусств о том, чтобы нас некоторое время не беспокоили. За оказанную помощь и содействие я до сих пор ей безмерно благодарен. Но, к своему стыду, не могу назвать её имени. Мысль о том, что нужно было записать её должность и имя в блокнот, пришла слишком поздно, уже на обратном пути домой.

В результате полученных фотоснимков, сделанных с различных ракурсов лицевой и тыльной стороны иконы, я обрёл не только доказательства своим предположениям, но и полный текст «Жития святой великомученицы Параскевы-Пятницы», истолкованный на староцерковном языке в начале двадцатого века.

Теперь, пожалуй, всё, можно ставить точку. Цель достигнута, мои предположения подтверждены документально. Да вот только один вопрос всё же остался - «Что это было?» Как можно понимать то беспокойство, которое охватило меня при виде святого образа и не давало покоя столь продолжительное время? Что заставляло меня думать и размышлять, срываться с места и колесить по краю в поисках ответов на свои вопросы?

Чтобы ответить на последний вопрос, я мысленно рассуждал по этому поводу. Но ответ приходил только один. Своим незримым действием святая мученица Параскева, наречённая Пятницею, заставила меня приобрести новые знания, подарила радость общения с интересными людьми и укрепила фундамент моего мировоззрения.

Так что же это, по-вашему, если не чудо!

Игорь Григорьевич Терещенко, г. Новороссийск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Григорьевич Терещенко
В начале было «Слово»
О книге П.И.Ткаченко «Поиски Тмутаракани. По "мысленному древу". От «Слова о полку Игореве» до наших дней»
29.03.2024
Кубанский лад
К 73-летию писателя Петра Ткаченко
14.06.2023
Все статьи Игорь Григорьевич Терещенко
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10