Глаза человеческие открывают для нас мир не только внешний, но и внутренний. Мы прекрасно знаем, как можно с добром посмотреть на человека. А как можно посмотреть на него с завистью, с неприязнью, с гневом, с раздражительностью! Всё внутри человека — всё в его душе и в уме.
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё худо, то и всё тело твоё будет тёмно» (Евангелие от Матфея, 6 глава, 22–23 стихи).
Святые отцы совершенно ясно говорили нам: «Око — это ум человеческий». Каким умом воспринимается мир нами — так воспитывается нами и наша душа — либо к богообщению, спасению и пониманию этого мира, либо к искажению. Есть русское выражение «помрачённый ум». Человек, помрачённый умом — мрак в уме. Как это может быть — в уме мрак? Очень и очень может быть. Если перевести с греческого «всё тело твоё светло будет, если светел твой глаз», то второе значение слова «светло» — «милосердно»: «Если твоё око будет милосердно и с любовью по отношению к человеку, то и весь ты будешь светел и милосерден». Если же ты будешь тёмен (то есть жесток, немилосерден), взгляд твой на человека, помыслы твои о человеке, то и вся душа твоя и весь ты будешь мрачен перед Богом и тёмен перед Богом в этой жизни и в жизни будущей. Это самое страшное, что мы можем сделать — перед истиной и Богом стать тёмными, непроницаемыми, жестокими и мрачными. Ничего подобного нет в самом Боге. Значит, мы отдаляем себя от Бога, сколько бы мы ни били поклонов; сколько бы мы ни читали молитв; сколько бы вы сами себя ни мнили благочестивыми христианами и прочая, прочая.
Надо очищать свой взгляд и очищать свой ум — как это делали святые даже к людям, которые относились к ним с неприязнью. Они смотрели на них с милосердием и с любовью, жалея их и желая им только лучшего. Мы сами, даже не будучи духовными людьми, часто видим, какой человек завистник, кто из людей горд и тщеславен, самонадеян или исполнен страстями. Опытный, поживший человек или маленькие дети сразу различают таких. Что произошло с этими людьми? Страсть, гордыня, зависть, тщеславие и самонадеянность помрачили их ум, их око — телесное и духовное, взирающее на мир. Эти люди воспринимают мир искажённо. Если они, зная и не зная о работе, которую должны произвести над собой, не работают над собой, они проживают и жизнь искажённую. Как говорят нам в Церкви древние и новые святые отцы, как говорит мудрость человечества — плоды этой искажённой жизни в вечности ужасны! Это помрачение переходит с ними, мучая их и в той жизни. Мы знаем, как мучаются гордецы, завистники, люди, исполненные страстей. Это же всё переходит с ними и в жизнь вечную. Именно это и называется ад — то состояние, которое люди переносят с собой в душе в жизнь вечную.
Единение с Богом — то, что в Священном Писании, в Священном Предании называется раем — вечное совершенствование человека, вечная его жизнь, вечное открытие и радость только в том, у кого ум приносит светлые плоды. Ум, обращённый к Богу, приносит веру и надеяние на Бога, а не безверие и отчаяние. Ум, обращённый к людям, приносит любовь, радость общения, милосердие и всепрощение. Ум, обращённый на самого себя, приносит мир, смирение (слово «смирение» тоже происходит от слова «мир»), радость; не превозношение, не тщеславие и не гордыню; трезвое отношение к себе (ко всем своим грехам, слабостям и немощам) и полное упование на Бога как на Отца. Кто бы мы ни были, как бы мы ни ошибались в своей жизни, Господь умирит, простит и по-отечески примет нас.
Вот всё упование святых отцов. Вот главное, доступное нам. Нам недоступны их подвиги; нам недоступно их самоотречение; нам недоступно их постоянное пребывание в Боге. Но то, о чём я сказал выше, доступно для каждого верующего сердца. Будем смотреть за этим, и тогда мы достигнем светлого взгляда на мир, несмотря ни на какие трудности, напасти и даже трагедии, которые происходят в нашей жизни. Это светлый взгляд понимания и надеяния на Бога; понимания Его Промысла. Каким образом? Попытка понимания уже рождает своё понимание, потому что Бог отвечает на наше желание познать. Желающий узнать не будет посрамлён. Ему будет открыто тайное Божие прежде всего о нём самом.
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Впервые опубликовано на сайте Крымской митрополии