«Недавно была опубликована моя статья "Список убитых американских президентов: в него забыли внести 32-го президента". В ней я подвергал сомнению официальную версию смерти американского президента Франклина Рузвельта. Согласно этой версии, 32-й президент США скоропостижно скончался 12 апреля 1945 года в результате кровоизлияния в мозг. Моя версия: Франклин Рузвельт был убит. В своей статье я называл наиболее важные причины, которые могли подвигнуть недругов президента на его убийство. После этого ко мне обращались многие люди с просьбой рассказать подробнее о мотивах и причинах убийства Рузвельта», - пишет д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов в статье «"Экономический билль" Франклина Рузвельта: 80 лет назад президент попытался спасти Америку», опубликованной на сайте Фонда стратегической культуры.
Экономист отметил, что особенно неожиданной для многих оказалась такая возможная причина, как «Экономический билль», который продвигал Рузвельт. Профессор приводит этот фрагмент статьи: «Враги Рузвельта панически боялись, что Америка при Рузвельте начнет быстро «розоветь», т. е. приобретать признаки социалистические общества. Им мерещилось, что даже «Новый курс» Рузвельта – уже шаг к социализму. Их очень напрягло обращение Рузвельта к конгрессу «О положении страны» 11 января 1944 г. В нем президент изложил свое видение послевоенных реформ в стране. Его предложения получили в истории название «Второй билль о правах» (или «Экономический билль»). Многие американские газеты того времени прямо говорили, что Рузвельт предложил социалистические преобразования в США». Читатели хотели подробнее узнать об этом «Экономическом билле», и Катасонов готов удовлетворить их интерес.
По его словам, некоторые историки (как американские, так и российские) полагают, что Рузвельт добивался принятия Конгрессом США ряда законов, которые в совокупности и называются «Экономическим биллем», или «Вторым биллем о правах». Автор статьи напомнил, что первый билль о правах был принят конгрессом еще в позапрошлом веке. Речь идет о десяти поправках к Конституции Соединенных Штатов, которые были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Все они закрепляли основные права и свободы человека и гражданина (свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции, право хранить и носить оружие, гарантия частной собственности, право на суд присяжных и т. д.) и фактически знаменовали собой завершение американской революции, которая, как считают историки, началась в 1765 году.
В статье также отмечается, что второй революцией в Новом Свете американисты считают события во времена президента Авраама Линкольна, которые называются Гражданской войной Севера и Юга (1861-1865 гг.).
Профессор отметил: то, что задумал Франклин Рузвельт и назвал «Экономическим биллем», обычно как попытку провести в Америке третью революцию. Попытку, которая была озвучена Рузвельтом в обращении 11 января 1944 года «О положении страны». И если в первом билле о правах акцент был сделан на индивидуальной свободе человека, то в билле Рузвельта в центре находилось коллективное благополучие нации, говорится в статье.
«Единственную высшую цель на будущее... можно выразить одним словом: безопасность», – объявил президент Франклин Д. Рузвельт в своем обращении к нации 1944 года. «И это означает не только физическую безопасность… Это означает также экономическую безопасность».
Как заметил экономист, бзопасность может быть достигнута только в консолидированном обществе, а консолидированным оно может лишь в том случае, если в нем царит справедливость. За средними высокими показателями жизни (а в тогдашней Америке они были очень высокими на фоне всех остальных стран мира) может скрываться вопиющая несправедливость. «Теперь наш долг – начать разрабатывать планы и определять стратегию для достижения прочного мира и установления американского уровня жизни, более высокого, чем когда-либо. Мы не можем быть довольны, независимо от того, насколько высок этот общий уровень жизни, если какая-то часть нашего народа – будь то треть, пятая или десятая часть – недоедает, плохо одета, плохо живет и не чувствует себя в безопасности», – отмечал президент США.
По сути, резюмировал Катасонов, Ф. Рузвельт предлагал построение в Америке социального государства. Первые попытки в этом направлении американский президент стал предпринимать с момента своего вступления во власть. Указанные меры получили название «Нового курса» (New Deal). Это экономическая и социальная программа, проводившаяся администрацией президента США Ф. Рузвельта с 1933 по 1939 год и нацеленная как на преодоление последствий Великой депрессии (программа общественных работ, пособия по безработице и др.), так и на структурные реформы в промышленности, сельском хозяйстве, финансах, энергетике и трудовых отношениях. С началом Второй мировой войны Великая депрессия закончилась, экономика пошла в рост, безработица почти полностью исчезла, напомнил автор статьи.
Но, пишет он далее, к началу 1944 года уже стало понятно, что окончание Второй мировой войны не за горами. И многих американцев (в том числе и в первую очередь американского президента) волновал вопрос: не вернется ли Америка опять к тому состоянию, в котором она находилась в десятилетний период 1929-1939 гг.? Политика «Нового курса» тогда многими воспринималась как комплекс чрезвычайных мер, рассчитанных на определенный срок. А Рузвельт хотел, чтобы для послевоенной Америки «Новый курс» стал постоянным. Чтобы граждане США имели устойчивые социальные гарантии независимо от экономической конъюнктуры. Следовательно, государство, которое резко усилило свои позиции в экономике в годы Великой депрессии и Второй мировой войны, должно как минимум сохранять эти позиции. Что, конечно же, не соответствовало интересам крупного капитала, который устал терпеть ограничения последних десяти лет и рассчитывал, что в государственно-частном партнерстве опять будет доминировать над государством, говорится в статье.
Итак, отмечает ученый, «Экономический билль» Рузвельта можно назвать планом построения в Америке социального государства. Этот план, по мнению исследователей, базировался, во-первых, на идеях кейнсианства, обосновывающего глубокое вмешательство государства в экономическую жизнь капиталистического общества. Во-вторых, на положениях советской Конституции 1936 года, содержащей набор социальных гарантий гражданам, пишет экономист.
Профессор напоминает, что в своем обращении к нации Рузвельт назвал следующие восемь пунктов его Билля о правах:
- Право на полезную и оплачиваемую работу в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и в шахтах нации;
- Право на достойную заработную плату, обеспечивающую хорошее питание, одежду и условия для отдыха;
- Право каждого фермера выращивать и продавать свой урожай, чтобы обеспечить своей семье достойную жизнь;
- Право на защиту каждого предпринимателя, будь то крупный или мелкий бизнес, от недобросовестной конкуренции и господства монополий дома или за рубежом;
- Право каждой семьи на достойное жильё;
- Право на достаточное медицинское обслуживание, должны быть созданы условия для сохранения здоровья человека;
- Право на достаточную экономическую защиту в старости, при болезни, несчастном случае, безработице;
- Право на хорошее образование.
Понятно, делает вывод Катасонов, что для обеспечения такого широкого перечня прав нужны деньги. Рузвельт в своем обращении призвал наполнить государственный бюджет за счет чрезмерных прибылей бизнеса. В частности, он предложит увеличить налоги на крупный бизнес и обуздать непомерные аппетиты компаний, выполняющих военные заказы государства и взвинчивающих цены на свою продукцию. В своей речи Рузвельт сказал:
«Я рекомендую Конгрессу принять реалистичный налоговый закон, который обложит налогом все необоснованные прибыли, как индивидуальные, так и корпоративные, и сократит конечную стоимость войны для наших сыновей и дочерей. Налоговый законопроект, который сейчас рассматривается Конгрессом, даже близко не соответствует этому критерию.
Предлагаю закон о пересмотре военных контрактов, который предотвратит чрезмерные прибыли и обеспечит справедливые цены для правительства. Два долгих года я умолял Конгресс изымать неоправданные прибыли, получаемые от войны».
По словам экономиста, некоторые в Америке тогда посчитали, что обнародование президентом США «Экономического билля» следует отнести к чисто политической акции, призванной обеспечить победу Рузвельта в грядущих президентских выборах 1944 года. Подобные объяснения причин появления «Экономического билля», по мнению профессора, весьма сомнительны. По той причине, что авторитет Рузвельта в Америке и без этого «Билля» был высок. И никто не сомневался в том, что Рузвельт в любом случае в четвертый раз одержит победу в выборах.
Вместе с тем, пишет экономист, представителей крупного капитала «Экономический билль» Рузвельта сильно напряг. Ведь американский президент предложил конгрессу оформить его инициативы в виде закона (или серии законов) и принять их. Лоббисты крупного капитала на Капитолийском холме сделали все возможное, чтобы «Экономический билль» не был принят. И он не был принят, говорится в статье.
Катасонов напомнил, что 6 января 1945 года Франклин Рузвельт обратился к нации со своим 12-м посланием, которое стало последним в его жизни. Он с горечью признал, что «Экономический билль» не был принят. Но обещал, что будет прилагать все усилия к его претворению в жизнь:
«В прошлогоднем послании "О положении страны" я изложил то, что считал американским экономическим биллем о правах. Я говорил тогда и говорю сейчас, что эти экономические истины представляют собой второй билль о правах, в соответствии с которым может быть установлена новая основа безопасности и процветания для всех — независимо от положения, расы или вероисповедания.
Из этих прав наиболее фундаментальным, и тем, от которого в значительной степени зависит реализация остальных, является «право на полезную и высокооплачиваемую работу в отраслях промышленности, магазинах, фермах или шахтах страны». В свою очередь, другие экономические права американского гражданства, такие как право на достойное жилье, на хорошее образование, на хорошее медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на разумный доход от фермерства, в случае их реализации внесут значительный вклад в достижение адекватного уровня занятости».
Увы, пишет автор статьи, через три с небольшим месяца после этого послания 32-го президента США не стало. Его преемник Гарри Труман в своем первом президентском послании, произнесенном 21 января 1946 года, даже словом не обмолвился об «Экономическом билле» Франклина Рузвельта. А через некоторое время Вашингтон уже официально объявил о начале холодной войны против СССР В стране стала нагнетаться атмосфера антикоммунизма. Одиннадцатое послание президента Франклина Рузвельта некоторые рьяные антикоммунисты в Америке стали квалифицировать как «розовую» (т. е. просоветскую, просоциалистическую) пропаганду. Про «Экономический билль» Франклина Рузвельта было приказано забыть, отметил профессор.
Он пишет, что спустя десятилетия после Рузвельта движение за гражданские права подхватило идею экономических прав. В обращении 1967 года тогдашний лидер движения Мартин Лютер Кинг-младший описал связь между гражданскими и экономическими правами. «Независимо от того, насколько динамично развивается и расширяется экономика, это не устраняет всю бедность», – сказал он. Участниками движения тогда был подготовлен проект, получивший название «Бюджет свободы». Авторы проекта не скрывали, что они опирались на «Экономический билль» Ф. Рузвельта. Однако тогдашнее движение за гражданские права вместе с «Бюджетом свободы» к концу 60-х годов в значительной степени было уже подавлено властями (это было при президенте Линдоне Джонсоне). Лидер движения Кинг был убит в 1968 году. Незадолго до смерти им была написана работа (опубликована уже после смерти) под названием «Нам нужен экономический билль о правах».
«Итак, уже прошло восемьдесят лет со времени, когда Франклин Рузвельт озвучил и попытался претворить в жизнь "Экономический билль". Но он так и остается лишь идеей. Его можно и нужно было претворять в жизнь восемьдесят лет назад. Ведь если этого не сделать вовремя, Америка, как предупреждал 32-й президент, начнет постепенно слабеть и распадаться. Сегодня мы это видим воочию. Претворить в жизнь "Экономический билль" уже поздно», - заключил Валентин Катасонов.