«Монашество, с одной стороны, – оплот Церкви, с другой – удел избранных»

Митрополит Варсонофий выступил на конференции по монашествуп

Новости СПб  Слово архипастыря  Новости РПЦ 
0
105
Время на чтение 7 минут
Фото: mitropolia.spb.ru

Во вторник, 23 июля, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял участие в конференции «Пополнение братства обители. От чего это зависит?», состоявшейся в Святодуховском центре по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с участием монашествующих епархий, расположенных на территории СЗФО, сообщает сайт митрополии.

Участники конференции молились за Божественной литургией в Свято-Троицком храме Александро-Невской лавры.

В зале, в частности, присутствовали митрополиты Новгородский и Старорусский Лев, Балтийский и Светлогорский Серафим, Архангельский и Холмогорский Корнилий. Вел конференцию наместник лавры епископ Кронштадтский Вениамин.

Во вступительном слове митрополит отметил, что подобные встречи стали традиционными. Монашество, с одной стороны, – оплот Церкви, с другой – удел избранных, поэтому поток желающих посвятить себя иноческому деланию в разные периоды церковной истории был неоднородным. Пополнение числа братии и сестер – тема животрепещущая, от нее зависит благополучие обители. При принятии человеком решения поступить в число братии имеет значение множество факторов. Необходимо обобщить уже имеющиеся опыт и знания, рассмотрев их в том или ином контексте.

«За минувшие десятилетия были открыты сотни монастырей как исторических, так и новых, куда пришли желающие иноческого жития, – сказал митрополит Варсонофий в своем докладе. – Сегодня активного пополнения по ряду причин нет, в том числе из-за сложной демографической ситуации в стране. По статистике, в Русской Православной Церкви количество монашествующих в целом не уменьшается, но и положительная динамика отсутствует. Что же влияет на пополнение обителей насельниками? Монашеский подвиг – это, прежде всего, жертва Богу. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", – говорит Иисус Христос (Лк. 9:23). Исторически монастыри формировались двумя способами. Первый способ – вокруг подвижника. Если посмотреть на древнейшие монастыри, то у основания их мы видим таких величайших преподобных как Антоний Великий, Пахомий Великий, Савва Освященный. Именно они примером своего подвижничества, жизни по заповедям Христовым привлекали людей так же идти по пути спасения, были им в этом опытными провожатыми, помогали бороться со страстями. На Руси самые густонаселенные монастыри также связаны с именами известных преподобных – Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Сергия и Германа Валаамских, Арсения Коневского, Серафима Саровского, которые исполнили призыв апостола Павла: "…Подражайте мне, как я Христу." (1 Кор. 4:16). Кроме Евангелия и примера древних подвижников благочестия, важно, чтобы перед человеком был и живой носитель монашеской традиции, являющий в реалиях XXI века идеал духовной жизни. Это может вдохновить юношу или девушку, помочь им выбрать нелегкий путь монашества. "Никто бы никогда не стал монахом, если бы не увидел в глазах другого монаха сияние вечной жизни", – гласит древнее благочестивое изречение. И в светской жизни, и в церковной важна личность, способная организовать и вести за собой людей. В обителях собраны люди разного уровня образования, духовности, понимания жизни, поэтому нужны талант и мудрость игумена или игумении, духовника, чтобы собрать вокруг себя братию или сестер, организовать духовную жизнь так, чтобы несмотря на искушения они смогли удержаться. Число призваний к истинному монашескому пути никогда не было большим, тем более не может оно быть таковым в наше время. Я говорю о целях, упоминаемых преподобным Иоанном Лествичником, ради которых следует принимать монашество».

«Второй способ формирования монастырей – это так называемые "ктиторские" обители, которые сначала строились, а после заселялись, – продолжил архипастырь. – Яркий пример этому – Александро-Невская лавра, созданная по указу императора Петра Великого. Ктиторские монастыри часто были малонаселенными. В них могли привозить святыни, но не было важнейшей составляющей – старца или духовника, который бы организовывал духовную жизнь. Теория монашества подробно описана в прекрасных трудах святителя Василия Великого, преподобных аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. Но опять же необходим живой пример, который будет, как претворить теорию в практику. Братия обители должна увеличиваться прежде всего за счет ищущих спасения в монашеском пути, желающих идти по нему с Божией помощью, имеющих к этому призвание и силы. Часто в монастыри приходят люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и те, кто просто хочет потрудиться в обители. Иногда приходят те, кому нравится тот или иной вид деятельности братий и сестер, будь то социальные, миссионерские, образовательные труды или собственное производство. Приходящих следует ориентировать на полное погружение в жизнь обители: ежедневную молитву и несение послушаний, но молитва должна всегда быть во главе угла. Предоставляя трудникам кров, пищу и возможность нести послушания, с самого начала нужно к ним относиться как к потенциальным насельникам. Для их духовного возрастания за ними должны быть закреплены кто-то из духовных лиц, лучше, если это будет один духовник. Нельзя, чтобы они были предоставлены сами себе. Обязательно для трудников участие в Таинствах, исполнение послушаний, чтение Священного Писания и житий святых для напитания духом веры. Хочу также упомянуть о пополнении обителей студентами духовных школ, которые могут быть братией современного монастыря. Из-за событий 1917 года мы почти полностью утеряли преемственность духовников в монастырях и традицию изучения православной веры для всех, когда больше было желающих учиться богословию и становится священниками. В некоторой степени потеря компенсируется уроками ОПК в школах. Надеемся, что изучение этого учебного модуля будет расширяться».

«Безусловно, большая часть выпускников выберет семейную жизнь, но, исходя из опыта монастырей, находящихся рядом с духовной школой, хотя бы несколько человек с курса задумаются о том, чтобы выбрать монашеский путь. Положительный опыт – это сотрудничество монастыря и семинарии, когда студенты могут регулярно приходить в обитель, молиться перед святынями, видеть, как живет братия, трудиться с насельниками. Мы знаем прекрасную практику пения мужских академических хоров в Троице-Сергиевой лавре. При таком отношении и правильно выстроенной работе будет польза и монастырю, в котором всегда найдется кому потрудиться, хотя бы и временно, и учебному процессу, потому что духовные школы призваны в первую очередь взрастить будущих пастырей Церкви, а передача опыта от монастырских духовников подрастающему поколению жизненно необходима. В завершение отмечу, что братство или сестричество монастыря в современном мире формируется и существует чудом Божиим. Если найдется несколько единомысленных людей, искренне желающих послужить Господу для своего спасения, это уже великое чудо в нашей время», – завершил доклад митрополит Варсонофий.

Был зачитан приветственный адрес от председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий в докладе отметил, что сущность иноческого делания – исполнение евангельской заповеди, и в монашеской жизни все предназначено для этого подвига. Сегодня в монастыри приходят люди, много прожившие в миру, часто с негативным опытом, и на игуменах лежит большая ответственность при принятии решения о том, кто может, а кто не может жить в монастыре. За годы государственного атеизма утрачены духовные традиции монашества, и возрождаются они не на основе живого опыта, а опираясь на книжную традицию. Святейший Патриарх Кирилл напоминал игуменам, что примером для них должен стать преподобный Сергий Радонежский. Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Главная молитва игумена – о братии. Необходимо возрождать молитвенное делание, и игумен должен стать образцом молитвы. Видя его искренние труды, люди в ответ будут возгревать сердца и стремиться к монашескому пути.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав также подчеркнул, что главное для монашествующих – пример игумена или духовника. Люди знают, что в том или ином монастыре находится мудрый настоятель или духовник, и стремятся туда. Задача монашествующих – спасение души через оставление страстей, исполнение заповедей Божиих. Монашеский призыв и практика жизни современного человека вступают в противоречие. Когда устраивались древние монастыри, было по-другому, не было такого разрыва. В наше время монастыри пополняются молитвами новомучеников и исповедников. В 1990-е годы многие приходили в обители, но мало у кого был монашеский опыт. Приходило много попавших в трудную ситуацию. Когда владыка Мстислав был настоятелем Коневского монастыря, приходящие в него люди если даже не становились монахами, меняли свою жизнь. Владыка напомнил о подвижниках Севера – преподобных Александре Свирском, Арсении Коневском, Антонии Дымском, Мартирии Зеленецком. Игумен должен подавать пример. Если хочешь, чтобы братия молилась, должен сам молиться. Хочешь, чтобы она трудилась, должен сам трудиться. Часто бывает, что человек прочитал ту или иную литературу и хочет, чтобы монашеская жизнь была устроена именно так, как он прочитал, а в монашеской жизни главное – послушание. Важна также молитва, не надо опускать келейное правило. Надо понимать, что пришедший в обитель человек не станет сразу монахом, к каждому нужен индивидуальный подход.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) отметила, что далеко не всегда многочисленность является свидетельством правильного устроения монашеской жизни и спасительности подвига. Пример тому – недавние события в Среднеуральском монастыре, некоторые секты тоже весьма многочисленны. Апостольская община была более чем скромной. У преподобного Сергия Радонежского было поначалу всего двенадцать учеников. Часто желание пополнить число братии объясняется заботой об облегчении послушаний монашествующих. В мужских монастырях не хватает иеромонахов, во всех обителях не хватает певчих. Думать – «ах, вот бы еще двадцать человек!» – значит смотреть на человека не как на цель, а как на средство. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что без развития общехристианских оснований в обществе невозможно развитие монастырей.

Настоятельница Екатерининского монастыря в Калининграде игумения Феодосия (Изгина) посвятила выступление, состоявшееся по видеосвязи, устроению монашеской жизни на примерах из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), приведя его соображения о духовничестве, о том, как правильно и неправильно понимать монашество.

Для желающих была проведена экскурсия по обители.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости СПб
Все статьи темы
Слово архипастыря
«Благодарение Богу – это главная наша молитва»
По словам Патриарха Кирилла, когда верующий человек благодарит Господа за деяния, это значит, что цепь замыкается
02.09.2024
«Мы часто надежду принимаем за веру»
По словам митрополита Варсонофия, сами мы делать ничего без Христа не можем: если Он нам поможет, у нас получается
02.09.2024
«Самое главное — молитва всего верующего народа»
По словам Патриарха Кирилла, почитание Божией Матери осуществляется в первую очередь на уровне каждого из нас, на личном уровне
29.08.2024
«Вера соединяет Бога и человека»
По словам Патриарха Кирилла, Господь просит от нас только веры в Него
26.08.2024
Здесь чувствуется Божие присутствие
По словам Патриарха, у Бога нужно просить не только о себе, но и обо всем народе, о стране нашей
22.08.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
Перезрела тема?
О Круглом столе в Иркутске, посвящённом схимонаху Иннокентию (Сибирякову)
03.09.2024
«Вы со тщанием совершаете служение на высшем государственном посту»
Владимир Путин и Святейший Патриарх Кирилл поздравили Александра Лукашенко с юбилеем
30.08.2024
Прямой путь к разделению общества и росту конфликтов
Молдавские власти обсуждают идею ликвидации Молдавской митрополии по примеру Украины
29.08.2024
Наш народ собираем в Народ
В Санкт-Петербурге прошёл 3-й Духовно-патриотический собор «Вера, Единство, Россия» под эгидой «Помощь в СВО – дело всех и каждого»
29.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:42
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:34
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от Советский недобиток
04.09.2024 17:41
Встреча Сталина с митрополитами
Новый комментарий от АБС
04.09.2024 16:29
Святость и хамство
Новый комментарий от учитель
04.09.2024 15:43