Образ Казанской Божией Матери чудесно связан с историческими судьбами нашего Отечества. Вспомним еще раз, как была обретена икона, и постараемся понять, что мы должны делать, чтобы и ныне сподобиться милости от Пресвятой Богородицы.
Это произошло в XVI веке, когда была освобождена Казань. Из плена были вызволены десятки тысяч русских людей. Началось просвещение «во тьме и тени смертной сидящих». Но внезапно все опрокидывается. Победа оборачивается поражением. Неожиданный пожар, непонятно с чего начавшийся, опустошил почти весь город. Летопись сообщает, что треть города была истреблена, и половина кремля сгорела. В чем причина пожара — стихийное это бедствие или умышленный поджог?
Последователи Магомета не скрывали своего торжества: «Посмотрите на этих христиан, которые все время хвалятся: с нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся». Вера Христова, по свидетельству летописца, сделалась притчей и поруганием. Но Господь, даже в самых скорбных обстоятельствах, всегда призывает нас к одному — не спешить с выводами, ничего не пугаться. Есть Бог, Который все содержит в Своей деснице, ничто никогда не уходит из-под Его контроля. Что бы ни происходило, Бог всегда присутствует в нашей жизни. Мы должны только трудиться, как нам заповедано, исполняя свой каждодневный долг.
И вот постепенно город восстает из руин. Рядом с тем местом, где начался пожар, строит дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне трижды является Божия Матерь и повелевает взять Ее образ, зарытый в землю еще при господстве мусульман тайными исповедниками христианства. Как это произошло, почему христиане должны были скрыть в земле великую святыню, чтобы не предать ее поруганию нечестивых? Об этом мы никогда не узнаем, но нас не может не поражать глубина их доверия Богу. Так в Византийской империи во времена иконоборчества некая благочестивая вдова с молитвой пришла к берегу моря, и как в руки Божии, положила икону Божией Матери в воду. Она не была посрамлена в своей вере, эта икона стала одной из главных святынь Православной Церкви. Силой Божией была она принесена к берегам Афона, получив именование Иверской, а потом и у нас была неоднократно прославлена чудотворениями.
То, что делается ради Бога, никогда не бывает напрасным. Мы можем не увидеть плодов, но другие войдут в наш труд, и вся Церковь будет облагодатствована верностью Богу, которую являют скромные, никому не известные рабы Божии.
Обратим сегодня внимание и на то, через чьи руки передается для Церкви икона Казанской Божией Матери. Через руки ребенка — чистые руки — передает нам Божия Матерь эту святыню. Чтобы мы, во-первых, сами научились детской вере — непорочной, простой — и чтобы задумались, чисты ли наши дети, способны ли они принять дар, который хочет передать нам Господь. Когда первый раз икона Божией Матери явилась девочке Матроне, на ее слова не обратили внимания, так же было и во второй раз. У нас должно быть благоговейное и трезвенное отношение к святыне, и мы должны всегда проявлять сугубую чуткость к нашим детям.
Нельзя также не напомнить, что эта икона была передана в руки достойнейших священнослужителей. Первый молебен после крестного хода был совершен в Казанском храме святителя Николая, в котором служил священником будущий патриарх Ермоген. Им было составлено описание этих чудесных событий. Он написал тропарь «Заступнице усердная», который мы поем уже в течение нескольких веков. Его святительским подвигом и заступничеством Божией Матери, явленном через этот образ, будет спасена наша земля.
Мы должны увидеть также, что и внешние обстоятельства обретения Казанской иконы Божией Матери глубоко символичны. Из самой гущи народной, из страдания, из пепелища — там, где, кажется, уже все разорено, — являет Божия Матерь Свою помощь, Свой благодатный образ. Наша Одигитрия пророчески показывает весь путь русского православного народа, всегда исполненный многих скорбей. Этот путь раскрылся великими огненными испытаниями двадцатого столетия. И продолжает раскрываться сегодня на наших глазах.
Чем больше скорбей, тем ближе к нам Господь. И тем сильнее предстательство Божией Матери, потому что Она, как никто, знает, что такое скорби. У Креста Христова, там, где собраны все скорби, которые когда-либо были и будут, — в час, когда оружие Страданий Христовых прошло Ее душу, — Она молилась за всех людей, в скорби пребывающих. И эта молитва Ее сугубым образом присутствует в Казанском образе, которым Она благословила русскую землю.
После обретения чудотворной иконы во время крестного хода исцелились два слепца. Летопись даже называет имена этих людей. Им было дано прозрение, чтобы и мы прозрели даром Пречистой и сделались способными увидеть пути Божии в грозных исторических событиях и в нашей личной судьбе.
Сразу же после обретения открывается путь православному воинству на Восток. Вслед за присоединением Казани присоединяется Сибирь с ее огромными землями, начинается просвещение светом Христовым языческих народов. И далее на протяжении веков Казанская икона Божией Матери — наше благословение и защита. Прежде всего Смутное время, XVII век, когда, по слову святителя Арсения, «предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем был изменен на милость». Полтавская битва, накануне которой император Петр I вместе со всем своим войском усердно молился перед Казанским образом. Отечественная война 1812 года. Поражают даже такие подробности участия Божией Матери в этой войне. С 1801 по 1811 год в Петербурге строится Казанский собор. Этот собор станет памятником победы русского оружия над французами, и в нем найдут упокоение Михаил Кутузов — наш славный военачальник — и многие другие полководцы. Можно вспомнить и о Великой Отечественной войне, когда в 1941 году Казанская икона была обнесена вокруг града Москвы.
Совершая сегодняшний праздник, мы невольно задаем вопрос: где сейчас эти победы, что происходит в Казани? Несмотря на видимое спокойствие, время от времени тревожно вспыхивают там, напоминая о древнем пожаре, постоянно тлеющие угли сепаратизма. Где теперь наша Сибирь? Пока еще в России, но замыслы врагов оторвать ее от России вполне серьезны и вполне реальны. Это политика недалекого будущего, когда все будет происходить на наших глазах. И нам не надо спрашивать себя, где Полтава с Украиной и где плоды победы над фашистской Германией. Как говорится, ни Наполеон, ни Гитлер не могли даже мечтать о том, что мы сейчас имеем.
Поэтому зададим, прежде всего, вопрос: где главная наша святыня и каково отношение к ней всего нашего народа? Когда-то осенний праздник Казанской иконы Божией Матери был поистине государственным, всенародным. Накануне катастрофы 1917 года эта величайшая святыня была похищена. Бог попустил это зло, потому что люди не дорожили сокровищем, полученным ими от Бога. Где теперь эта святыня, кто знает? Что ждет нашу Россию, что будет с нами? Может быть, с этой иконой поступили так же, как на рубеже XX и XXI столетия в центре столицы, когда топором разрубали иконы Божией Матери, чтобы продемонстрировать всем, насколько враги Церкви сильны. А вслед за этим устроили порнографическую выставку в том же Центральном выставочном зале, чтобы показать, какие ценности враги православия и России хотели бы утвердить в нашем народе.
А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней — храм Казанской иконы Божией Матери.
Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища, уже распространяющегося с наших южных пределов вглубь страны, у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери.
Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети — чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» — спрашивает ее. «О детях и о священниках, — отвечает она. — Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем — прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди нынешнего противостояния растлению и агрессии постхристианского Запада и Америки принести этот дар — самое драгоценное, что есть у него, — Господу.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России