Выдающийся русский поэт XVIII века Гаврила Романович Державин, будучи человеком глубоко религиозным, однажды написал такие строчки:
«О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах Божества,
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем – Бог!»
Ах, как точно и смело дает он характеристику сущности Божией. Действительно, Бог, неоднократно, через пророков и Сам подчеркивал духовную сущность Своей природы: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Но почему для обозначения своего существа Бог избирает именно эти образы – дух, дуновение, ветер? Из всех материальных объектов ветер выглядит самым духовным на вид: он невидим, неуловим, таинственен, поэтому люди и считали, что он является наилучшим образом духа.
Уже в самом начале Библии мы читаем буквально следующее: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Часто под колебанием воздушной массы мы понимаем только ветер, но ведь и звук нашего голоса – это тоже колебание воздуха. Конечно, Бог мог создать мир и в молчании, без произнесения слов. Но тем самым Он обнаруживал Свою силу и Себя лично для новосозданного творения.
Но ведь ветер может быть разным. Он может быть теплым, едва уловимым, ласкающим, морозным, жгучим, разрушительным и т.д. Каким бы легким и нежным ни казался нам воздух, но если привести его в движение, то можно ощутить нечто живое рядом с собой. Так и Господь, в зависимости от обстоятельств, является человеку в разных степенях силы. Но явления и откровения Бога не часты: «Слово Господне редко..., видения не часты...» (1 Цар. 3, 1).
Создатель наделил нас даром свободы, чтобы мы добровольно доходили до понимания основ мироздания. Кто-то назовет этот дар проклятием, ведь мы знаем, как тяжела свобода выбора. Но тем ценнее для Бога наш выбор, наша искренняя вера в Него и следование по пути добра.
Мы часто жалуемся на то, что не ощущаем в сердце своем радости и счастья. Все ждем какого-то праздника, торжества. Но ведь дело не в месте и не во времени, а в состоянии души. У кого на душе мир, у того и праздник. Прекрасно сказал об этом Иоанн Златоуст: «Не время составляет праздник, а чистая совесть».
Сегодня мы вспоминаем с вами одно удивительное событие, произошедшее в середине I века в городе Иерусалиме. После Вознесения Христа на небо, апостолам было обещано явление Святого Духа: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк. 24, 49). И когда они были вместе, во время их совместной молитвы, это обещание исполнилось. Послышался шум, как бы от ветра, и весь дом наполнился благодатью, а на каждом из присутствовавших в тот день на собрании, появился маленький язычок пламени над головой.
В качестве символа дара Духа Святого был дан не просто огонь, а огненные языки, ибо Бог создавал в тот момент Церковь, способную говорить. И не просто говорить, а «глаголом жечь сердца людей». Позже апостол Павел напишет: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4, 6). После этих даров в апостолах открылся дар к проповеди. Но только не к той проповеди, что убаюкивает нас красивыми словами и оборотами, а к той, что открывает нам глаза на правду.
Никто не любит слушать правду про себя. Мы охотно сплетничаем про других, но совершенно не переносим, когда обсуждают нас. А ведь это лицемерие. Правда ранит, но это рана полезнее, чем затянутая пленкой лжи гниющая душа. Мы часто сталкиваемся с тем, что врачи, как бы проявляя заботу о пациенте, умалчивают об его истинном состоянии, а ведь знай свой диагноз, человек смог бы лучше распорядиться оставшимся ему временем.
Вот и апостолы в тот день, не были похожи на себя. Их слова были меткими, жгучими, а главное доходили прямо до сердца. Истина ранила людей, в тот день было много пораженных Господом, ибо раны наносились в самое важное для жизнедеятельности место. Они не могли понять, что происходит: им приходилось слышать проповеди раньше, но в этот раз происходило нечто необычное. Некоторым было тяжело принять действительность, и они начали переводить все в смех и обвинять апостолов в пьяной выходке. Но как говорит нам Господь: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13, 9).
Будем же внимательными к своим словам, поступкам и желаниям. Душевный мир – в умеренности и порядочности. И если ритм нашей жизни совпадет с ритмом Бога, есть шанс услышать Его голос в нашем бого-приемнике – сердце. С праздником, дорогие друзья!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории